Файл: Федеральное агентство морского и речного транспорта арктический морской институт имени в. И. Воронина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.
1.7 (К 3). Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания.

-использовать АИС для опознавания целей
САРП совместно с РЛС предназначены для повышения безопасности плавания судов в районах интенсивного судоходства, вблизи берегов, в зонах разделения движения, в узкостях и по фарватерам в любых гидрометеорологических условиях.

САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценки ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними.
Последовательность действий судоводителя при использовании радиолокационных средств:

  • получение информации от РЛС (приемника);

  • обнаружение объектов

  • измерение координат

  • определение параметров движения объектов

  • определение параметров встречи с объектом

  • оценка ситуации встречи

  • планирование маневра

  • выполнение и контроль исполнения маневра


САРП выполняет обработку радиолокационной информации и позволяет производить:

  • ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;

  • отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;

  • выделение опасно сближающихся целей по установленным критериям: расстоянию кратчайшего сближения Dкр и времени кратчайшего сближения tкр;

  • индикацию на буквенно-цифровом табло основных параметров движения и элементов сближения целей;

  • проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;

  • автоматизированное решение нав. задач: счисление пути судна, определение суммарного сноса;

  • отображение элементов содержания навигационных карт;

  • определение обсервованных координат местоположения судна на основе радиолокационных измерений.




Рисунок 25. Использование САРП для расхождения с целями
АИС (Автоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона УКВ (частота 161,975 МГц и 162,025 МГц). В последнее время появилась тенденция трактовать
АИС как Автоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов. В соответствии с Конвенцией SOLAS 74/88 является обязательным для судов валовой вместимостью свыше 300, совершающих международные рейсы, судов валовой вместимостью 500 и более, не совершающих международные рейсы, и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б. Передача данных осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Access). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.
АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации центра управления движением судов (ЦУДС), защиты окружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:

  • как средство предупреждения столкновений в режиме судно-судно;

  • как средство получения компетентными береговыми службами информации о судне и грузе;

  • как инструмент ЦУДС в режиме судно-берег для управления движением судов;

  • как средство мониторинга и слежения за судами, а также в операциях по поиску и спасанию (SAR).


АИС система включает в себя следующие компоненты:

  • УКВ передатчик,

  • один-два УКВ приёмника,

  • приёмник глобальной спутниковой навигации (например, GPS, ГЛОНАСС), для судов под российским флагом, модуль ГЛОНАСС в приборе АИС является строго обязательным, основным источником координат. GPS — вспомогательным и может браться от приёмника GPS по протоколу NMEA;

  • модулятор/демодулятор (преобразователь аналоговых данных в цифровые и наоборот),

  • контроллер на основе микропроцессора

  • оборудование ввода-вывода информации на элементы управления


Статическая информация

  • Номер MMSI

  • Номер Международной морской организации (IMO)

  • Радиопозывной и название плавучего средства

  • Габариты

  • Тип плавучего средства

  • Данные о месте антенны (от ГНСС Глонасс или GPS)

Данные передаются каждые 6 минут.
Динамическая информация

  • Местоположение (широта и долгота)

  • Время (UTC)

  • Возраст информации (как давно обновлялась)

  • Курс истинный (относительно грунта), курсовой угол

  • Скорость истинная

  • Угол крена, дифферента

  • Угол килевой качки

  • Угловая скорость поворота

  • Навигационный статус (к примеру: Лишен возможности управляться или Ограничен в возможности маневрировать)


и прочая информация от репитеров и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем.
Рейсовая информация

  • Пункт назначения

  • Время прибытия (ЕТА)

  • Осадка судна

  • Информация о грузе (класс/категория груза)

  • Количество людей на борту

  • Сообщения для предупреждения и обеспечения безопасности грузоперевозки

Пропускная способность каждого канала — до 2000 сообщений в минуту.

1.8 (К 4) Использование ЭКНИС, для обеспечения безопасности плавания.
ЭКНИС - Электронная картографическая навигационно-информационная система 

(англ. Electronic Chart Display and Information System, ECDIS) - компьютерная навигационная система на основе информации, которая соответствует требованиям Международной морской организации, обеспечивает безопасность судовождения и может служить альтернативой традиционным бумажным картам. Компьютерная система отображает информацию из электронных навигационных карт, интегрирует её с данными системы глобального позиционирования GPS, данными радаров, систем автоматической идентификации судов.

Типы электронно-картографических систем.

1. ЭКНИС (ECDIS) — морская навигационная картографическая система, удовлетворяющая требованиям национального морского регистра («Правила по оборудованию морских судов») и международным требованиям (IEC-61174 Ed.3.0 −2008). 2. СОЭНКИ (средства отдельных электронно-навигационных картографических имитаций) — речная навигационная картографическая система, удовлетворяющая требованиям национального речного регистра («Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания ч.4 п. 25.10» и РД 52-013-01 «Системы отображения электронных навигационных карт и информации для внутренних водных путей»). СОЭНКИ, имеющая сертификаты речного и морского регистров (удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к ЭКНИС) предназначена для судов смешанного плавания. 3. ЭКС (ECS) — электронная картографическая система, удовлетворяющая требованиям стандарта IEC-62376(2010)), предназначенная для использования на судах каботажного и внутреннего плавания. Стандарт рассматривает 3 типа ЭКС (классы «А», «B» и «C») и определяет требования к ним. Выполнение системой требований указанных стандартов подтверждается «Свидетельством о типовом одобрении» (сертификатом), выдаваемым соответствующим Регистром.
На данный момент существуют официальные и не официальные электронные карты. «Официальная»
 электронная карта – представляет собой навигационную карту, которая была разработана правительством гидрографической службой. Также такие карты могут издаваться иными государственными органами, которые отвечают стандартам МГО. «Не официальная» электронная карта – это любой другой вид электронной карты. Значительный минус заключается в том, что она не может полноценно отвечать Требованиям СОЛАС и полностью заменить бумажные карты. Чаще всего такие карты используются как вспомогательные. 
Форматы «официальных» карт:

Сервис векторных карт Британского Адмиралтейства (United Kingdom Hydrographic Office) AVCS.  AVCS – это сервис, который содержит данные ЭНК, которые соответствуют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS) для использования в электронных картографических навигационно-информационных системах (ЭКНИС). Электронная база морских данных (TADS - Transas Admiralty Data Service) – являются электронными картами формата SENC. В свою очередь они создаются на основе данных службы векторных карт Британского адмиралтейства. Процесс создания карт формата SENC полностью испытан и одобрен Норвежским сертификационным обществом (DNV).

Форматы «не официальных» карт:

TX-97 – представляет собой формат электронных векторных карт. Такие карты создаются на основе бумажных и издаются национальными гидрографическими службами. Данные карты не заменяют бумажные навигационные карты, а являются лишь средством предоставления дополнительной информации. Оцифровка полностью отвечает требованиям международным стандартам качества ISO-2000:9001. Такие карты обеспечивает полное покрытие Мирового океана и обновляется в соответствии с «Извещениями мореплавателям», выпускаемыми гидрографическими службами разных стран.  TX-97 имеют высокое качество цветовой палитры и отвечают большинству требований ЭКНИС в области отображения картографической информации на дисплее.
Примерами неофициальных электронных карт являются:

-База данных векторных карт C-MAP Professional, выпускаемая Jeppesen Marine,

-Электронные векторные карты TX-97, выпускаемые группой ТРАНЗАС.


-Для того чтобы ЭКНИС соответствовала Резолюции IMO MSC 232(82) и могла заменять бумажные карты, на ней должны быть установлены «официальные» электронные карты (SENC).

Подробнее об «не официальных» картах:

-Для создания электронных карт используются обыкновенные бумажные карты

-Электронные карты создаются в меркаторской проекции и преобразовываются к системе координат WGS-84. Это решение связано с тем, что WGS-84 используется практически всеми средствами спутниковой навигации.

-Картографическая информация, снятая с бумажной карты, дополняется информацией, взятой из других навигационных изданий («Лоция», «Огни и знаки»).



Рисунок 18. Создание маршрута на ЭКНИСе



Рисунок 19. Проверка маршрута на ЭКНИСе


ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки.
ПК 1.19 (К 23) Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления

К отчету приложить: Краткое описание характеристики теплохода и главного двигателя (параметры, конструкция, схемы систем) Вашего судна

Изучить нормативно-техническую документацию по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию судовых энергетических установок и судовых вспомогательных механизмов.


Основные документы, регламентирующие вопросы эксплуатации двс, паровых котлов и вспомогательных механизмов.


  1. Основными документами, регламентирующими вопросы эксплуатации судовых ДВС, паровых котлов и вспомогательных механизмов являются: инструкции заводов-строителей, Правила технической эксплуатации ДВС, паровых котлов и вспомогательных механизмов, а также, разработанные на судне, судовые инструкции по эксплуатации. Судовые инструкции должны располагаться у каждого механизма в машинном отделении.

  2. При эксплуатации всех механизмов необходимо руководствоваться в первую очередь инструкцией завода—строителя для каждого механизма. Указания инструкции завода—строителя обязательны для выполнения и в тех случаях, когда они расходятся с отдельными положениями Правил технической эксплуатации (ПТЭ).

  3. ПТЭ ДВС, котлов, вспомогательных механизмов регламентируют основные требования по техническому использованию и обслуживанию дизелей всех назначений, паровых котлов и вспомогательных механизмов.

  4. При эксплуатации дизелей, паровых котлов и вспомогательных механизмов наряду с инструкциями по эксплуатации необходимо руководствоваться следующими документами: