Файл: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой принцип имеет важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широко используются модели при формировании временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь) количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.) и пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. При развитии связной речи используют наглядное моделирование.

       На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях.

        Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются суще­ственными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. [26, с. 190]
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные мо­дели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая до­ступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их актив
­ный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложе­ний, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, сим­волы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основ­ных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполня­емых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего за­нятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мысли­тельной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внима­ния.

А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. [29, с.17-58]
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в рабо­те с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Ис­пользование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с па­мятью.
• В-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть глав­ное, систематизировать полученные знания. [13, с.98]

Метод моделирования разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером,

Н.А. Ветлугиной. Метод заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.



Для ознакомления детей дошкольного возраста с частями суток предлага­ются плоскостные модели с одной формой движения – линейной (круги или квадраты разного цвета). Ребенок, излагая отдельные элементы модели, запо­минает названия эталонов времени, их чередование, последовательность. [20, с.59]

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последова­тельность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Напри­мер, понедельник – первый день по прошествии недели, вторник – второй, среда – средний и так далее. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру».

Кроме того, должна проводиться работа по формированию у детей пред­ставлений о временах года. При этом должны широко использоваться кар­тинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки,.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Пра­вильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

Воспитатель должен формировать «чувство времени», понимание значе­ния его в жизни людей, необратимости времени. Можно ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необ­ратимость, симметричность времени. [3, с.140]

Исследователь Т.Д. Рихтерман отмечает, что специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. [20, с.178] Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задер­жать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда со­мневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»

Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов
, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осу­ществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних ин­тервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы ос­нованием для ознакомления со следующими.

Особенностью формирования представлений о времени у детей является необходимость применения дидактических игр, так как – это ведущий вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Ди­дактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлека­тельной для детей деятельности. Чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. [4, с. 51]

Требования к модели для метода наглядного моделирования: 
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объ­ектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
   Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
   Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми. 
3. Самостоятельное составление моделей.


Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.





1.3 Моделирование как способ развития связной речи детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО


Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные учреждения и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. [6, с.173]

Связная речь - это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно - схемного или предметно - изобразительного кода». Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа. Использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, играет большую роль в формировании различных видов речевой деятельности. [1, с. 289]

 В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания: 
- пересказ;
- составление рассказов по картине; 
- описательный рассказ; 
- творческий рассказ. 
Закономерности формирования моделирования у дошкольников: 
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. 
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений. 
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. 
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
   Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.