Файл: Физического воспитания это единство идеологических, научнометодических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 БИЛЕТ Основные направления в развитии спортивного движения. Общедоступный спорта. Спорт высших достижений
.Направление развития спорта
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:
Общедоступный спорт (массовый)
•школьно-студенческий спорт,
•профессионально-прикладной спорт,
•физкультурно-кондиционный спорт,
•оздоровительно-рекреативный спорт.
Спорт высших достижений
•любительский спорт;
•профессиональный спорт;
•профессионально-коммерческий спорт:
•- достиженческо-коммерческий,
•- зрелищно-коммерческий
Общедоступный спорт
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач:
•образовательные,
•воспитательные,
•оздоровительные,
•профессионально-прикладные,
•рекреативные,
•повышение физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня.
• профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье,
школьно-студенческий спорт
ориентирован на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Т. О., школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня
профессионально-прикладной спорт
средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения)
Физкультурно-кондиционный спорт
•служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях
оздоровительно-рекреативный спорт
средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности
Детско-юношеский спорт
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
Спорт высших достижений
Деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины
Супер достиженческий (любительский) спорт
все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими (90% олимпийской сборной РФ), что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов).
Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Профессиональный спорт:
профессионально-коммерческого спорт
•от так называемого супер достиженческого любительского отличается тем, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов.
•На систему соревнований спортсменов-профессионалов
3 БИЛЕТ Спортивная тренировка – цель, задачи, средства, методы тренировки, общие и специальные принципы
Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогический организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств. Обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности
Цель спортивной тренировки - достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.
Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие задачи:
1. Освоение техники и тактики
2. Развитие физических способностей
3. Совершенствование моральных и волевых качеств спортсмена
4. Приобретение теоретических и практических знаний.
5. Комплексное совершенствование способностей в соревнованиях сезона.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая.
Средства спортивной тренировки
1. Собственно тренировочные (физические упражнения)
- обще - подготовительные
- специально – подготовительные (подводящие, развивающие, комбинированные)
- соревновательные
2. Естественно-средовые (солнце, вода, воздух, холод, тепло, кислород- среднегорье, высокогорье )
3. Медико – биологические (личная гигиена, режим, питание, массаж, фармакология).
4. Средства психологического воздействия (идиомоторные упражнения, сон, аутотренинг,
5. Материально- технические средства (спорт-тренажеры и т.п.)
Общие и специальные принципы спортивной тренировки
Первая группа охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания, к ним относятся:
- научность,
- воспитывающий характер обучения,
- сознательность и активность,
- наглядность, прочность,
- систематичность и последовательность,
- доступность,
- индивидуальный подход в условиях коллективной работы.
Вторая группа — специфические принципы спортивной тренировки, отражающие закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией на них организма спортсмена, а также между различными составляющими содержания тренировочного процесса.
Это — направленность к высшим достижениям, углубленная специализация, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса.
4 БИЛЕТ Подготовка спортсмена в процессе тренировки Основные разделы подготовки спортсмена. Цель и ее задачи. Виды подготовки в спортивной подготовке. Их взаимосвязь. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Психическая подготовка. Интегральная подготовка
Виды подготовки в спортивной подготовке.
2. Техническая подготовка
3 Тактическая подготовка
4. Физическая подготовка
5.Психологическая подготовка
6.Интегральная подготовка
техническая подготовка
степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.
Требования к технике
Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
Экономичность техники характеризуется рациональным
использованием энергии при выполнении приемов и действий,
целесообразным использованием времени и пространства. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.
Средства технической подготовки:
общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения
Приемы:
- расчленение упражнения на части
-прямая физической помощи тренера
технические средства:
а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся;
б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры);
в) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях;
г) тренажеры, применяемые для обучения движениям;
д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;
е) средства, обеспечивающие страховку;
ж)облегченные и утяжеленные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
•Она включает в себя:
-изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов-освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;
-моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды
Задачи тактической подготовки
-создание целостного представления о поединке;
-формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;
-решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности.
•Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления
виды тактической подготовки:
общая (направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта)
специальная ( овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника).
•Командная, групповая, индивидуальная
Средства и методы
Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает:
•установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;
•в упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;