Файл: Физического воспитания это единство идеологических, научнометодических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 БИЛЕТ Быстрота и методика ее развития
Быстрота – способность выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. В основе быстроты лежит способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.
Средства развития быстроты: соревновательные упражнения, выполняемые с мах скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.д.
2 основных метода развития быстроты:
1) повторный – повторное выполнение упражнения в мах быстром темпе:
а) в облегчённых условиях (бег под уклон, метание облегчённых снарядов и т.п.);
б) в затруднённых (бег в подъём, утяжелённые снаряды и т.п.).
2) соревновательный.
Соблюдать правила развития быстроты:
1. Длительность работы не более 20 сек.
2. Повторные упражнения выполнять с около предельной или предельной интенсивностью.
3. Отдых между повторами – 95% от времени для полного восстановления. Активный отдых – ходьба (или покой) до восстановления дыхания.
4. Как только скорость начинает снижаться – упражнения на быстроту прекратить. На фоне утомления быстрота не воспитывается.
Наиболее благоприятный возраст для воспитания скоростных возможностей – 8-11 лет.
16 БИЛЕТ Выносливость и методика ее развития
Выносливость – это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности (или выносливость – это способность организма преодолевать наступающее утомление).
Различают общую и специальную выносливость.
Общей выносливостью называют способность человека продолжительно выполнять работу умеренной интенсивности, вовлекающую в действие многие мышечные группы.
Специальная выносливость – способность длительное время поддерживать работоспособность в определенном виде физических упражнений (спец. выносливость бегуна, лыжника, игровика)
При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью
Методы развития общей выносливости:
1. Равномерный – в основном это циклические упражнения (кросс, плавание, велоспорт и др.) продолжительностью 25-30 мин. для новичков и от 50 мин. до 120 мин. для более подготовленных.
Переменный - работа с переменной скоростью (ФАРТЛЕК – «игра скоростей»).
Повторный – полный отдых между повторами упражнений (бег 3р. по 1км).
Интервальный – ограничен отдых (например, 3р. по 1км отд. 1 мин.)
Общая выносливость служит основой для воспитания многих видов специальной выносливости.
Специальная выносливость воспитывается с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется, а упражнения выполняются с интенсивностью равной соревновательной или близкой к ней.
Методы развития выносливости: переменный, интервальный и соревновательный.
Виды специальной выносливости: скоростная выносливость (бег 100м), силовая выносливость (единоборства, штанга), скоростно-силовая и др.
Повышение специальной выносливости тесно связано с улучшением спортивной техники. Чем она выше, тем меньше лишних движений и мышечных напряжений и непроизводительного расхода энергии.
В тренировке на выносливость воспитываются волевые качества, способность стойко переносить неприятное ощущение утомления, умение терпеть. В процессе выполнения упражнения возникает «мертвая точка» – появление чувства тяжести в ногах, стеснение в груди, боли в мышцах, удушье, желание прекратить работу. Но если усилием воли заставить себя продолжить работу, то наступает «второе дыхание» (чувство облегчения).
17 БИЛЕТ Подвижность в суставах и методика ее развития
Каждый сустав человеческого тела имеет одну или несколько осей вращения. Поэтому при подборе упражнений и их выполнений контролируйте именно выполнение в той оси, которую вам необходимо развивать. Например, для выполнения подвижности вашего шейного отдела позвоночника в вертикальной оси (поворот головы вправо-влево) не допускайте одновременных наклонов вправо-влево и наоборот, выполняя наклоны (переднезадняя ось), не делайте одновременно поворотов и т.д.
Тело человека состоит из многих суставов, и поэтому, прежде чем приступить к развитию общей гибкости (подвижности), необходимо довести до «нормы» подвижность всех суставов тела, т.е. прежде чем выполнить упражнения на развитие общей гибкости, на сгибание-разгибание, наклоны вправо-влево, повороты направо - налево (имеются ввиду упражнения, в выполнении которых участвует большинство мышечных групп), необходимо «размять» - улучшить эластичность мышц конечностей (сегментов тела) и повысить подвижность всех суставов этой оси вращения.
Как контролировать нагрузки при развитии гибкости?
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы хотели бы напомнить вам наш главный принцип, о котором говорили в начале. «Движения в каждом суставе должны выполняться с той амплитудой (размахом) и в тех направлениях, которые «запрограммированы» для этого сустава природой (не больше, если не занимаетесь профессионально спортом, но и не меньше)», - надеемся, что в эти положения мы с вами уже внесли полную ясность, запомнив, что основных наименований суставов 7 и что каждый из них имеет одну или несколько осей вращения. Вторую часть фразы, в которой говорится, что «количество повторений (движений) должно быть необходимым и достаточным, чтобы поддерживать хорошую (нормальную) подвижность в суставах долгие годы», мы раскроем теперь.
Мы могли бы привести несколько вариантов комплексов с конкретной дозировкой каждого упражнения, но считаем, что гораздо важнее дать знания более широкие, нежели простое перечисление «выполнить 40-50-100 раз», дать вам ключ к успеху, потому что количество повторений каждого упражнения для развития должно быть одно, для поддержания – другое, в холодном помещении – третье, в жарком – четвертое, в спокойном психо - эмоциональном состоянии – пятое, в повышенном – шестое и т.д. и т.п.
Общие принципы развития гибкости
Говоря о развитии гибкости, подразумевается под этим воздействие на показатели, характеризующие пассивную гибкость потому, что, во-первых, в отличие от активной гибкости эти показатели наиболее близки к анатомической подвижности, т.е. своему пределу, а во-вторых, уровень их проявления в меньшей мере обусловлен развитием силы мышечных групп, выполняющих то или иное упражнение, другими словами, ставя перед собой цель-развитие пассивной подвижности, мы автоматически способствуем (по крайней мере не препятствуем) повышение активной подвижности, а вот ставя цель – развитие активной подвижности, мы не только не увеличиваем пассивную подвижность (поскольку работаем не на пределы возможного), но и снижаем уровень его проявления, т.к. увеличивая силу мышечных групп, способствуем укреплению этого сустава.
Как бы вы не называли упражнения, которыми развиваете свою подвижность («упражнения на гибкость» - принятые в спорте и спортивной педагогике, «растяжки» - по Зуеву, «стретчинг» - по новой моде), задача должна быть конкретизирована и алгоритм жестко закреплен: необходимо акцентировано воздействовать на увеличение подвижности конкретного сустава и в конкретной оси вращения. Только после названной «проработки» сегментов или частей тела (короткая мышца), можно переходить к работе, направленной на увеличение эластичности мышц всей конечности или тела в целом. Например, для развития эластичности мышц задней поверхности туловища (стандартный тест – наклон вперед) необходимо хорошенько «размять» плечевой сустав, позвоночный столб (желательно все три отдела), тазобедренный, голеностопный и коленный суставы (на сгибание-разгибание). При этом акцент должен быть на достижение предела подвижности в каждом разминаемом суставе именно при сгибании и только после этого вы можете выполнять упражнения на развитие эластичности мышечных групп задней поверхности всего тела (длинные мышцы).
Аналогичным образом нужно действовать и для двух других осей вращения (отделение-приведение, пронация – супинация), потому что, если вы выполняете комплекс развивающих упражнений лишь одноименных осей вращения, как вы можете требовать повышения эластичности (подвижности) при выполнении упражнений в других осях вращения.
Последнее, простое, но не менее дискуссионное положение. В какое время суток заниматься развитием подвижности суставов? По собственному педагогическому опыту можем сказать, что лучше всего использовать следующий алгоритм.
Утром – выполняя зарядку необходимо включить комплекс упражнений на потягивание и комплекс общеразвивающих упражнений динамического и статистического типа. Цель – достижение 80-90 %-го уровня от максимально возможного. При этом нужно проработать все оси вращения в 7 наименованиях суставов.
Вечером – после хорошей разминки (опять на все оси вращения и все основные суставы) необходимо включить дополнительно упражнения статистического типа с сочетанием линейных перемещений в заданной оси вращения. Это объясняется тем, что статичность околопредельной позы, вызывающей максимальное растяжение мышечно-связочного аппарата, быстро «усваивается» вашими мышцами, они адаптируются к этому, чувство боли уходит.
При развитии подвижности в суставах у детей обращают внимание прежде всего на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти.
Подвижность, проявляемая в разных суставах, имеет в ряде случаев свое название. Например, подвижность позвоночного столба называется гибкостью, подвижность в тазобедренных суставах – выворотностью.
Различают активную и пассивную подвижность.
Первая проявляется при активных движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил. Пассивная подвижность больше, чем активная.
Для развития подвижности в суставах применяют несколько методик: методика активных движений, методика пассивных движений, и смешанная методика.
Методика пассивных движений.
Эта методика наиболее распространена в спортивной практике. К движениям пассивного характера относятся упражнения растягивающего действия и развивающие пассивную подвижность в суставах. Упражнения, выполняемые с помощью партнера; с отягощением или с помощью веса собственного тела; с помощью резинового бинта; с использованием собственной силы. К этой группе динамических упражнений можно добавить статические упражнения с сохранением неподвижного положения тела (шпагат, мост, и т.д.)
Методика активных движений.
Если в методике пассивных движений упражнения были направлены на растягивание мышц-антагонистов, то в методике активных движений упражнения направлены на развитие силы агонистов, т.е. противоположных растягиваемым. К активным движениям относятся упражнения, направленные на преодоление: веса предметов или собственного тела; противодействие партнера; сопротивление упругих предметов (например, растягивание резинового бинта).