ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Социологический взгляд на общество
1.2. Объект и предмет социологии
1.3. Социология в системе наук
1.4. Уровни социологического анализа
1.5. Структура социологического знания
Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика методов социологии
2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования
2.4. Количественные методы сбора социологической информации
2.5. Методы анализа и интерпретации данных
2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях
Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения
3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.
3.3. О. Конт – родоначальник социологии
3.4. Классический период развития социологии
3.5. Развитие социологии в России
Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
4.7. Восприятие культуры членами общества
5.3. Фазы социализации и жизненный цикл
5.4. Виды и агенты социализации
5.5. Социальный статус и социальная роль
Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации
6.2. Марксистская традиция в классовом анализе
6.3. Критерии социальной стратификации
6.4. Социальная мобильность и маргинальность
Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп
7.5. Социально-психологические особенности малых групп
7.6. Целевые общности (социальные организации)
Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
8.3. Сущность социальных институтов
8.4. Типология социальных институтов
Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
9.1. Понятие девиации в социологии
9.2. Общая характеристика социальных отклонений
9.3. Делинквентное и криминальное поведение
9.4. Социальные эффекты девиации
9.5. Социологические теории девиации
9.6. Социальный контроль и социальные санкции
Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1
10.1. Подходы к изучению социальных изменений
10.2. Разнообразие социальных процессов: типология
10.4. Классические теории социальных изменений
10.5. Глобализация человеческого общества
10.6. Агенты социальных изменений
Первая современная теория революции предложена в 1925 г. Питиримом Сорокиным. Он делал свои выводы, исходя прежде всего из опыта русской революции 1917 г., в которой принимал участие. Его теорию можно считать бихевиористской, поскольку он сосредоточился на причинах, «порождающих революционные отклонения в поведении людей», и искал причины этого «отклонения» в области основных, базовых потребностей и инстинктов человека.
Сорокин прослеживает и документирует подобные изменения в разных областях человеческой жизни и поведения. К таким изменениям относятся: «подавление собственнического инстинкта масс», «подавление полового рефлекса», «подавление импульса к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта», «извращение религиозных, моральных, эстетических и других приобретенных форм поведения». Все это «приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание, дисциплину, порядок и прочие цивилизованные формы поведения и обращает людей в беснующиеся орды сумасшедших».
Психологические теории оставляют область поведенческих рефлексов или базовых (фундаментальных) инстинктов и концентрируются на проблеме комплексных мотивационных ориентаций.
Самая влиятельная предложена Джеймсом Дэвисом и Тедом Гурром под названием теории «относительной депривации». Революции вызываются болезненным синдромом сознания, распространяющимся среди населения. «Нищета несет переворот», или, точнее, нищета, которую люди осознают и которую они определяют как несправедливость, толкает их на бунт.
По утверждению У. Дж. Рунсимэна, степень относительной депривации есть мера различия между желаемой ситуацией и тем, как человек ее себе представляет. Это воспринимаемая разница между ценностными ожиданиями (вещами и условиями жизни, которых, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и ценностными возможностями (вещами и условиями, которые они в действительности могут получить).
Если люди даже крайне нищи, но воспринимают это как должное, как предписание судьбы, провидения или как соответствие предопределенному социальному статусу, то революционного брожения не возникает. Лишь когда они начинают задаваться вопросом о том, что они должны иметь по справедливости, и ощущать разницу между тем, что есть и что могло бы быть, тогда и появляется чувство относительной депривации. Это
ощущение тесно связано с чувством несправедливости, возникающим из сравнения того, что люди имеют в действительности, и чего уже достигли другие, похожие на них.
Следовательно, революции возникают тогда, когда становится невыносимым разрыв между тем, что, как считают люди, они заслуживают, и тем, что они имеют в действительности.
Сторонники политических теорий рассматривают революцию как политический феномен как результат нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Так, по мнению Чарльза Тилли, революции — это не экстраординарные, исключительные, отклоняющиеся явления, а скорее, продолжение политики другими средствами, т. е. разновидность нормального политического процесса, в котором различные группы стремятся реализовать свои цели путем завоевания власти.
Литература
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии
-
Социология как наука. Ее объект, предмет, функции и место в системе наук. -
Структура социологии. Уровни социологического знания. -
Социально-философские предпосылки возникновения социологии. -
Объективные причины быстрого развития социальных учений и возникновения социологии в ХIХ веке. -
Становление социологии как науки. Идеи О. Конта. -
Классический период развития социологии. Основные идеи, выдвинутые К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом. -
Судьба социологии в России в XIX - ХХвв. -
Общество как главная категория социологии. Гражданское общество и государство. -
Культура как система ценностей, норм, смыслов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. -
Виды культуры. Восприятие культуры членами общества. -
Динамика культуры: виды социокультурных изменений в обществе. -
Личность – субъект и продукт социальных отношений. -
Современные представления о процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида и З. Фрейда. -
Процесс социализации личности. Агенты социализации. -
Социальный статус и социальная роль. Взгляды Т. Парсонса и Р. Мертона. -
Социальный класс и социальная страта. Основные положения классового анализа К. Маркса и М. Вебера. -
Исторически сложившиеся формы социальной стратификации. -
Социальная стратификация и мобильность. Идеи П. Сорокина. -
Бедность и неравенство. Виды бедности. -
Социальное расслоение общества в современной России. -
Социальные общности как форма социальной организации индивидов. Виды общностей. -
Социальные группы. Виды социальных групп. -
Групповая динамика: лидерство, конформизм, групповая сплоченность. -
Социальные движения как источники социальных изменений. Жизненный цикл социальных движений. -
Массовое сознание и массовое действие. Идеи Г. Тарда и Г. Лебона. -
Феномен общественного мнения: понятие, функции, проблемы изучения. -
Основные подходы к понятию социальной организации. Типы организаций. -
Бюрократия в организациях. Теории бюрократии М. Вебера и Р. Мертона. -
Понятие социального действия. Теория социального действия в работах М. Вебера и П. Сорокина. -
Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Взгляды Дж. Хомманса, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля. -
Социальные конфликты: стадии протекания и способы разрешения. -
Социальные институты: признаки, типология, функции. -
Семья как социальный институт. Социальные функции семьи. -
Брак и семья в мире и в современной России. Альтернативные жизненные стили. -
Образование как социальный институт. Система образования в России. -
Здравоохранение как социальный институт. Здоровье населения России. -
Религия как социальный институт. Виды и функции религии. -
Роль и место религии в обществе: социологические теории. -
Понятие девиации в социологии. Виды девиантного поведения. -
Делинквентное и криминальное поведение: формы проявления и характерные черты. -
Социологические теории девиации. Понятие аномии. -
Социальный контроль и социальные санкции. -
Социальные изменения: теории эволюционизма, модернизации и исторических циклов. -
Прогресс как фактор социальных изменений. Критика идеи прогресса. -
Агенты социальных изменений. -
Понятие глобализации. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. -
Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования. -
Количественная и качественная методологии в социологических исследованиях. -
Этапы и виды социологического исследования. -
Программа и инструментарий социологического исследования.
Примерный перечень вопросов к зачету по социологии
-
Социология как наука. Ее объект, предмет и место в системе наук. -
Объективные причины быстрого развития социальных учений и возникновения социологии в ХIХ веке. -
Становление социологии как науки. Идеи О. Конта. -
Классический период развития социологии. Основные идеи, выдвинутые К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом. -
Культура как система ценностей, норм, смыслов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. -
Виды культуры. Восприятие культуры членами общества. -
Личность – субъект и продукт социальных отношений. -
Современные представления о процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида и З. Фрейда. -
Стадии социализации личности. Агенты социализации. -
Социальный статус и социальная роль. Взгляды Т. Парсонса и Р. Мертона. -
Социальный класс и социальная страта. Основные положения классового анализа К. Маркса и М. Вебера. -
Исторически сложившиеся формы социальной стратификации. -
Бедность и неравенство. Виды бедности. -
Социальные общности как форма социальной организации индивидов. Виды общностей. -
Социальные группы. Виды социальных групп. -
Групповая динамика: лидерство, конформизм, групповая сплоченность. -
Социальные движения как источники социальных изменений. Жизненный цикл социальных движений. -
Основные подходы к понятию социальной организации. Типы организаций. -
Понятие социального действия. Теория социального действия в работах М. Вебера и П. Сорокина. -
Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Взгляды Дж. Хомманса, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля. -
Социальные институты: признаки и типология. -
Семья как социальный институт. Социальные функции семьи. -
Религия как социальный институт. Социальные функции религии. -
Понятие девиации в социологии. Виды девиантного поведения. -
Социологические теории девиации. -
Социальный контроль и социальные санкции. -
Социальные изменения. Теории эволюционизма, модернизации и исторических циклов. -
Агенты социальных изменений. -
Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования. -
Программа и инструментарий социологического исследования.
1 В основу лекции положена книга Петера Штомпки «Социология социальных изменений» (1993).