Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура исследования:
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования педагогической культуры
1.1 Понятие педагогической культуры и ее сущностные характеристики
Природа педагогической культуры обусловлена целями и задачами педагогического образования, но эта обусловленность, прежде всего, определена культурой в целом, поскольку педагогическая является частью культуры общества. И перед исследованием феномена педагогической культуры целесообразно изучить сущность самого определения культуры.
Существует множество определений культуры (таких определений американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон насчитали около трехсот).
Слово «культура» происходит от латинского "cultura", что означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание».
В самом общем виде "культура" - это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения. Она выступает общественным " механизмом", необходимым для формирования определенного типа личности.
Еще И.Кант отмечал, что сущность культуры включает в себя общественную ценность человека и направлена она на "очеловечивание" его социального бытия.
Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых (философских, социологических, психолого-педагогических) относительно сущности понятия «культура» показал, что этот термин, не имеющий исчерпывающего (конкретного) определения, обладает сложной и многогранной структурой, которая представляет собой высокий уровень и гармоничное сочетание общественно-социальных и духовно-нравственных ценностей людей.
В философии и педагогике категория «культура» рассматривается как научная проблема и явление общественной жизни (Б. Г. Ананьев, Т. К. Ахаян,З. И. Васильева, Л. C. Выготский, М. Г. Казакина, Е. И. Казакова, А. В. Кирьякова, А. Л. Леонтьев, В. C. Мухина, К. Д. Радина, С. Л. Рубинштейн и др.).
Анализируя данные педагогической энциклопедии, культура определяется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях».
Такие деятели, как, А. А. Беляев, Е. М. Жуков, С. М. Ковалев, A. M. Прохоров трактуют культуру как знание, характеризующее особенности жизнедеятельности различных исторических эпох и народов, развитие общественных отношений разных социальных групп. Наряду с этим культура рассматривается как знание в трех аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом, этносоциологическом (С. Н. Артановский, Э. А. Баллер, Ю. К. Бореев, Г. П. Выжлецов, В. Н. Сагатовский, М. И. Шуматов).
По мнению С. Н. Артановского, «Культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек».
По определению Г. П. Выжлецова «Культура в сущностном смысле -это высшая степень облагороженности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям».
В. Н. Сагатовский считает, что «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов культуры». А. Н. Леонтьев, В. С. Давидович рассматривают культуру в качестве специфического способа деятельности, включающего процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости.
Анализируя работы А. Швейцера, то в них можно заметить, что он отдает приоритеты духовной составляющей: «Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида... Четыре идеала образуют культуру: идеал человека, идеал социального и политического единения, идеал религиозно-духовного единения, идеал человечества».
М. С. Коган рассматривает культуру как внутреннюю сущность человеческих идей, сделанных человеком вещей, проявление привычек, навыков, как феномен человеческого духа, сформированный в результате практической деятельности людей, как символически закрепленную деятельность людей, освященную гуманными и нравственными целями в соответствии с типом хозяйственно-бытовой деятельности.
Всемирная энциклопедия это определение трактует как сложноорганизованный комплекс развивающихся знаковых систем, предназначенных для хранения и трансляции социального опыта, комплекс «надбиологических» вне-генетических программ человеческой жизнедеятельности.
В Российской педагогической энциклопедии определение культуры трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Б. Ерасов уже в самой трактовке понятия «культура» закладывает образовательный и воспитательный смысл.
Основополагающие элементы понятия « культура» преломляются во всех видах человеческой деятельности. Но, по большей части они присущи педагогической культуре, цель которой -
формирование целостной, интеллектуально, нравственно и физически развитой личности, адаптированной к жизни в современном ей обществе[50]. Она образует стержень и концентрирует в себе наиболее значимые черты культуры в целом.
Педагогическая культура охватывает исторический опыт человека и общества по социализации индивида, освоение уже накопленного культурного опыта. «Педагогика» в переводе с греческого означает «наука о воспитании». Педагог - воспитатель, лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию, обучению молодежи.
К основным чертам педагогической культуры можно отнести то, что она органически связана с культурой общества и теми культурными целями и задачами, которые стоят перед обществом па конкретном этапе его развития.
На наш взгляд, основные расхождения при рассмотрении педагогической культуры сводятся к различному пониманию содержательного объема понятия. И это закономерно, т.к педагогическая культура - сложное, многомерное явление.
Ряд ученых рассматривают педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, имеющую в своем содержании мировой передовой опыт, как историю педагогической науки и образования, как смену образовательных парадигм (М. В. Богуславский, А. П. Валицкая, Г. А. Виленский, Г. Ф. Карпова, Е. Н. Шиянов и др.).
С точки зрения образовательных учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому качественному состоянию (Е. Ю. Захарченко, Г. В. Звездунова) [25].
Также Проблемы педагогической культуры нашли свое место в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, З. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др[32].
Философские же аспекты формирования педагогической культуры были отражены в трудах Г. С. Батищева, В. В. Давыдова, В. Т. Ефимова, В. Д. Клементьева, Е. Ф. Сулимова, В. Н. Турченко, Л. Ф. Колесникова, Л. Г. Борисовой и др. Методологические основы формирования педагогической культуры разработаны в исследованиях Н. А. Аитова, Б. Ю. Берзина[9].
Ниже в таблице представим подходы к пониманию феномена педагогической культуры с точки зрения различных деятелей.
Таблица 1 – Терминология
Автор | Содержание определения « педагогическая культура» |
А.В. Барабанщиков | Педагогическая культура – определенная степень овладения педагогическим опытом, совершенство в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития личности педагога. |
Е.В. Бондаревская | Педагогическая культура - способ творческого освоения педагогической действительности, предлагая ряд положений, которые имеют концептуальный характер для формирования основ рассматриваемого понятия[3]. |
В.А. Сухомлинский | Совокупность личностной характеристики организаторов процесса обучения-воспитания и особенностей их взаимодействия. |
Г.Н. Волков | Среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. |
И.М. Модель | Как подсистема и особый вид культуры, а с другой - присутствует в каждом из видов культуры в качестве элемента. |
Т.В. Иванова | Интегративное качество личности педагога. Способ деятельности педагога, динамичное явление, изменяющееся в процессе развития общества, отражающее его потребности. |
В.Л. Бенина | Иинтегративные характеристики педагогического процесса, включающего в непосредственной деятельности людей единство «при передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [17]. |
А.Н. Чалов | Сумма знаний, политической компетентности, образованности, а также степень освоения форм и методов педагогической активности, знаний, навыков. |
Ф. Шарифзодов | Синтез различных сторон общей культуры, основными элементами которой являются культура мыслей, культура чувств, культура действий и речи |
Таким образом, проанализировав ряд понятий можно считать, что педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательного и воспитательного процессов.
Выделяя общие задачи педагогической культуры, то основными представлены следующие:
-формирование воспитательной среды;
-организация деятельности воспитанников;
-создание воспитательного коллектива;
-развитие индивидуальности личности.
Анализируя функции педагогической культуры, то здесь мы выделили работы В.Л. Бенина, который сформулировал их на более доступном уровне:
1. Функция трансляции социального опыта.
2. Регулятивная функция (регуляция обучающегося в процессе получения социального опыта)
3. Семиотическая функция, или знаковая.
4. Аксиологическая(ценностная). Любое педагогическое воздействие нуждается в системе ценностей, лежащей в его основании, определяющей основные направления этого воздействия.
5. Креативная (творческая) функция[42].
Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что педагогическая культура, являясь специфическим приложением общей культуры, представляет собой осознанную систему, которая включает в себя профессионально значимые личностные качества педагога, профессионально-необходимые знания, умения и навыки, педагогический опыт, творческий подход к решению задач обучения и воспитания. Педагогическая культура - это целостная система, которая имеет собственную организацию, избирательно взаимодействует с окружающей средой и обладает интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей[11].
Коренные признаки педагогической культуры - связь с педагогической общеобразовательной деятельностью; роль ведущей подсистемы культуры в целом. Для раскрытия коренных структурных особенностей педагогической культуры обратимся к анализу структуры педагогической культуры в следующем подразделе.
1.2 Структура педагогической культуры и ее основные компоненты
Анализ структуры педагогической культуры предполагает рассмотрение совокупности устойчивых связей (отношений), которые сохраняют ее основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях культуры национальной.
Педагогическая культура представляет собой систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как в любой культуре в педагогической элементы эти можно сгруппировать в несколько основополагающих блоков.
Когнитивный (познавательный) включает в себя педагогические знания, взгляды, идеи. Образует неразрывное единство актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти.
Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы[26].
Материализованный (институциональный) блок в различной мере и различных формах отражает и закрепляет в специфических социальных институтах когнитивный и деятельный блоки педагогической культуры. К ним прежде всего относятся заведения начального, среднего, специального и высшего образования (школы, лицеи, гимназии, училища, институты и т. д.).
Но предложенное разделение элементов структуры на когнитивный, деятельный и институциональный блоки достаточно условно. В реальности педагогическая культура находится в более сложных и связях, и отношениях, которые определяются конкретными задачами и целями развития социальных образований, а также местом и ролью культурных институтов в обществе[27].
Рассмотрим более подробно представления о структуре педагогической культуры с точки зрения различных авторских версий.
А.В. Козырева отмечала достаточную многогранность педагогической культуры, выделяя в числе ее слагаемых следующие компоненты:
- профессиональную эрудицию (компетентность);
- высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;
- профессионально-педагогическую направленность личности преподавателя (учителя), интерес и пристрастие к педагогическому труду;
- культуру познавательной деятельности, педагогического мышления, речи, педагогических чувств и общения;
- профессионально-этическую культуру внешнего выражения и поведения; техники работы и рабочего места;
- высокий уровень педагогического мастерства[23].
М. П. Стародубцев рассматривал структуру педагогической культуры с точки зрения сложного явления и выделял несколько « микрокультур»:
- культура познавательной деятельности (постоянное, целенаправленное, систематическое стремление работать над развитием собственных познавательных способностей, накоплением необходимых навыков и умений, позволяющих квалифицированно совершенствовать учебно-познавательную деятельность обучаемых;