Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- интерактивные, с целью активизировать у обучающихся познавательную и творческую деятельность. Результатом работы должно быть повышение качества знаний и умений обучающихся, повышение социальной адаптации и профессиональной адекватности студентов. Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие обучающимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях;
- инновационные методы обучения. На занятиях производственного обучения наряду с практическими занятиями применяются элементы мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии позволяют в несколько раз увеличить усвоение пройденного материала, закрепив это практическими навыками;
- метод создания проблемной производственной ситуации (предлагается найти пути решения). Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснования, доказательства его правильности[22].
4. В соответствии с координирующей функцией осуществляются:
- согласование педагогических усилий (администрации образовательной организации, педагогов и, общественности и родителей) по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся;
- сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и промышленности по формированию у обучающихся социально-профессиональных качеств и готовности к успешной социально-профессиональной адаптации;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по проблемам воспитания и обучения.
5. В соответствии с аналитико-рефлексивной функцией осуществляются текущий анализ уровня достижения воспитательных целей и задач, реализации функций в соответствии с ведущими принципами, положенными в основу содержания деятельности мастера производственного обучения, наставника и тьютора; самоанализ адекватности выбора форм, методов и средств осуществления педагогического взаимодействия с субъектами воспитательного процесса; процесс коррекции содержания воспитательной работы со студентами.
На оценочно-результативном этапе выполняются обобщение, систематизация, обработка полученных данных и разработка методических материалов для дальнейшей организации и осуществления воспитательной работы с обучающимися. Содержание деятельности на данном этапе включает в себя:
1. Осуществление повторной диагностики и сравнительный анализ изменений уровня сплоченности группы обучающихся, воспитанности обучающихся, а также уровня сформированности у них социальных компетентностей.
2. Коррекция программы воспитательной работы с обучающимися в условиях образовательной с учетом специфики возраста, а также особенностей организации и осуществления профессиональной подготовки обучающихся.
3. Отражение содержания и результатов воспитательной в отчетных материалах и документах (статьи, доклады, публикации на сайте образовательной организации).
Ожидаемый результат реализации аспектов настоящей программы мастеров производственного обучения - повышение уровня воспитанности личности обучающихся, сформированность социальных компетентностей обучающихся как условия успешного становления педагога[44].
Таким образом, интегрированная программа работы мастеров производственного обучения, обеспечивая непрерывность и преемственность их воспитательной деятельности позволяет усовершенствовать педагогическую компетентность (опыт) как наиважнейшее составляющее педагогической культуры и может быть подкреплена тематическим план – графиком, разработанным с учетом специфики возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и профессиональных интересов мастера ПО.
3. Проблема развития педагогического убеждения.
Критическое отношение обучающихся к аргументации педагога может возникнуть в силу ее логического несовершенства, ее обилия или логических ошибок, противоречивого влияния собственного опыта, установок, сложившихся под влиянием повседневной практики, в случаях, когда доводы идут вразрез с усвоенными нормами[8].
Здесь эффективной методологией выступает программа собственного развития, интерактивные курсы, семинары и т.д., в рамках которых могут выступать формирование ораторского искусства, дополнительные курсы освоения родного, изучение психологических основ феномена убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:
-Высокий авторитет педагога;
-Опора на жизненный опыт воспитанников;
-Искренность, конкретность и доступность убеждения;
-Сочетание убеждения и практического приучения;
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся[46].
В качестве развития профессиональных убеждения рекомендуется стандартная форма разработки этого проблемного модуля:
1. Развитие ораторского искусства, как части педагогических убеждений преподавателя.
Для современной ораторской речи характерным является сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступлений опытных ораторов свидетельствует о том, что сухое деловое выступление, сводимое к простой передаче подготовленной информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку.
Мастеру важно помнить еще одну аксиому. Как бы ни интересна была тема, внимание обучающихся со временем снижается. Его необходимо поддерживать с помощью следующих рекомендуемых ораторских приемов:
- Вопросно-ответный прием. Педагог ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения, выясняет их и приходит к определенным выводам;
- Переход от монолога к диалогу позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных обучающихся, активизировать тем самым их интерес к производственному процессу или к лекционному материалу;
- Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность;
- Опора на личный опыт, собственное мнение, которые интересны слушателям;
- Показ практической значимости информации;
- Уместное использование юмора позволяет активизировать аудиторию;
- Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова;
- Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;
- Прием апелляции к собственным мыслям.
Также приемами могут быть лексические приемы, перед этим требующие конкретного рассмотрения их специфики именно в употреблении их в сфере производственного обучения:
- Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы;
- Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет преподавателю достичь желаемого эффекта;
-Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту;
-Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность;
- Аллегория - иносказательно изображает что-либо;
- Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь:
- личные местоимения (я, вы, мы, мы с вами;
- глаголы (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.);
- обращения (уважаемые студенты ( ученики и т.д), дорогие мои);
- риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).
Имеют свою эффективность переходы (слова, фразы или предложения, которые помогают переходить от одного пункта речи к другому. Наиболее простым переходом является нумерация ваших пунктов («во-первых, во-вторых»...).
Таким образом, очень важно, творчески подходить к подготовке и проведению занятия, полнее и шире использовать свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применять приобретенные риторические навыки и умения на занятиях[35].
2. Взаимодействие убеждения и внушения.
Метод внушения, используемый в педагогических целях, по своему конечному психологическому результату обычно не отличается от метода убеждения: убедить можно и логическими аргументами. Опираясь при этом на объективные факты, на опыт, который является критерием истины. Но можно убедить и "голыми словами", то есть внушением. Главная специфика внушения состоит в том, что оно может убедить и без объективных доказательств. Для этого достаточно доверять человеку безоговорочно.
Доверие - это такое отношение к другому лицу, благодаря которому его слова, оценки и действия воспринимаются как правильные без всякого объективного подтверждения. Доверие завоевать непросто. Так, если нет нравственного доверия, обесценивается и доверие к компетентности. Чаще всего основы доверия начинают закладываться с появлением симпатии и привязанности со стороны детей. Если в процессе повседневного общения подростки убедились в том, что педагог любит их, желает им только добра, что он всегда честен, то они намного легче доверяют его словам. Эффективность влияния педагога резко возрастает, если он воспринимается как высокоэрудированный человек, который "знает все", то есть выступает для них как референт. Чтобы стать референтом, надо прежде всего отлично знать свой предмет - знать так, чтобы исчерпывающе отвечать даже на самые трудные и «каверзные» вопросы, задаваемые детьми учителю по преподаваемому им предмету[49].
3. Развитие коммуникативной толерантности и формирование позитивного имиджа педагога заключается в следующих составляющих :
‒ в общении с обучающимся необходимо признавать право на иную (отличную от собственной) точку зрения, которая определяет его индивидуальность. При этом следует объективно оценивать аргументы, которые приводит оппонент в доказательство своего мнения, если они не противоречат общепринятым нормам;
‒ быть гибче в оценках собеседника, учитывать объективные и субъективные обстоятельства, личностные особенности, которые обусловливают поведение и поступки обучающегося, мотивы их действий;
‒ не использовать себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей, если это не связано с профессиональной деятельностью. Однако, именно педагог должен «задавать тон», норму общения, ненавязчиво «формируя» этикет и этику педагогического взаимодействия;
‒ научиться «фиксировать» степень приятия-неприятия оппонента (обучающегося), не переносить личностное отношение в сферу профессиональную, что позволит более обдуманно реагировать на проблемную ситуацию[34].
4. Педагогический такт.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
- деловой тон общения; - внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- в самокритичной оценке своего труда[15].
Таким образом, проанализировав основные составляющие педагогической культуры мастера производственного обучения, хотелось бы отметить, что список компонентной схемы этих составляющих может бесконечно продлеваться в зависимости от особенностей обучающихся, от характера профессиональной деятельности, от требований образовательной программы и личных представлений о педагогической культуре самого педагога. В аспекте настоящих умозаключений целесообразным является разработка комплексной программы, в интеграции со всеми составляющими педагогической культуры, которая позволит усовершенствовать ее уровень в условиях деятельности мастера производственного обучения.