Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Проблемы развития педагогической культуры мастера производственного обучения и способы их решения


Рассматривая деятельность мастера производственного обучения как главной фигуры уровня профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), проведен анализ теоретических исследований по проблеме деятельности мастера, определяющий особенности структурных компонентов педагогической культуры.

1. Проблема развития профессионального самосознания мастера производственного обучения.

Здесь эта категория чаще находит свое отражение в проблеме педагогической рефлексии, самоанализа, самокритичности. профессиональной ответственности, педагогической направленности, образ «Я», самооценка, Я - концепция, самосовершенствование.

Здесь в помощь придет диагностико – технологический аппарат, позволяющий определить ту или иную степень развития профессионального самосознания. Обеспечить данное исследование должен работодатель. Функцию выполнения берет на себя психолог образовательного учреждения или внештатный специалист с полномочиями предоставления данных характеристик.

Диагностико-технологический аппарат исследования состоит обычно из двух групп методов:

- Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование, контент-анализ, экспертные оценки, методы математической статистики.

Опытно - экспериментальные методы: консультирование, индивидуальный тренинг, тематический социально-психологический тренинг, психотерапевтические и психокоррекционные приемы и техники. Логика построения цикла консультационно-тренинговых занятий определяется ориентацией на стимулирование работы их самосознания во всех структурных звеньях:

1 - осознание профессионального поведения;

2 - осознание взаимоотношений в педагогической деятельности;

3 - осознание своей внутренней психической сущности, самочувствия и возможностей саморегуляции;

4 - осознание значимых отношений и ценностей, реализуемых в профессии в прошлом, настоящем и будущем;

5 - осознание своего профессионального назначения в социокультурном плане - в мировоззренческо-поведенческой стратегии существования[45]. 

Далее по результативности экспериментальной работы требуется прихокоррекционное направление с целью обучения продуктивным формам организации времени жизни субъекта, актуализации механизмов самопознания и саморегуляции.


Чаще главенствующим методов здесь выступают индивидуальные тренинговые занятия, продуктов которых в результате являются самостоятельные выдвижение новых целей: целей, связанных с учебно-профессиональным взаимодействием, общением; целей саморегуляции личностно-профессионального развития; целей развития адекватной профессиональной Я-концепции.

Также в основу тренинговых занятий может быть положена идея целостности, единства профессионального и личностного развития педагога. Получаемые новые эмоционально насыщенные сведения о себе и других побуждают обычно к переосмыслению сложившихся компонентов Я-концепции и способствуют формированию адекватного представления о себе. При организации занятий учитывается возраст респондентов, которые уже имеют определенную совокупность знаний, представлений, установок, ценностей, сложившееся отношение к миру, людям, задачам, к самому себе и жизни в целом, владеют определенными способами деятельности. Это обусловило выбор личностно-деятельностного, гуманистического подхода к формированию личности педагога в целом и развитию его профессионального самосознания, в частности.

Цель формирующих тренингов и занятий - постепенное осознание у испытуемого возможности и необходимости самопознания, саморазвития и самосовершенствования; усиление потребности в построении позитивной профессиональной Я-концепции.

При организации тренинговых занятий должны соблюдаться следующие принципы: принцип активности, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь», принцип доверительности в общении. Обеспечивается четкая позиция участника, которая должна характеризоваться активностью (вовлеченностью в действия), партнерством (признанием ценности другого человека), объективацией поведения (участием на объективированном уровне в работе) и исследовательской направленностью (самостоятельный поиск решения проблем) [43].

Также помимо привлечения сторонних специалистов, педагогу целесообразно составить план по развитию собственного самосознания, как этап самообразования с целью повышения одного из компонентов педагогической культуры.

2 . Недостаточность педагогического опыта.

Анализ действующих квалификационных характеристик мастера производственного обучения показывает, что высокий уровень педагогического мастерства формально не выступает необходимым требованием к этой категории педагогических работников. В определенной мере, этот недостаток призваны исправить периодически проводимые в течение всей трудовой деятельности мастеров производственного обучения курсы повышения квалификации и различные мероприятия, направленные на совершенствование педагогического мастерства как части формирования педагогической культуры[21]. Здесь определены наиболее важные показатели, среди которых выделены: знание предмета; умение излагать материал, владение методами обучения; воспитание в процессе обучения; контакт с аудиторией; владение педагогической техникой; высокий уровень подготовленности к педагогической деятельности; активизация обучающихся; эрудиция, общая культура; умение использовать средства обучения; целенаправленность, формулировка и корректировка задач.



Также в рамках заявленной исследованием деятельности фиксируются проблемы, связанные с вопросами морального воспитания и этики. Однако вопрос формирования профессиональной этики мастера производственного обучения, остается малоисследованным и в связи с отсутствием особенных методологических установок уровень этических норм у педагога « падает». Восполнение таких пробелов в профессиональной подготовке мастера производственного обучения возможно только в системе непрерывного последипломного психолого-педагогического образования.

Проблема отсутствия переподготовки специалиста, то здесь, несомненно, процесс нуждается в постоянстве. В большинстве ОУ настоящая практика находится на стадии планирования. Переподготовка - это вспомогательный процесс, направления которого определяются потребностями личности, и хорошо, если этот процесс будет осуществляться для работников, имеющих возрастной ценз 25-30 лет, так как в этом возрасте специалист еще может сменить мотивы своей профессиональной деятельности. В более же зрелом возрасте сложившиеся жизненные стереотипы, скорее всего, не позволят этого сделать. Хотя формально переподготовка произойдет.

С учетом принципов опережающего профессионального образования можно предложить содержательное наполнение направлений реализации целей опережающей профессиональной подготовки как инновационных проектов, которые уже сегодня положительно зарекомендовали себя в области развития педагогического опыта мастеров производственного обучения:

- управление подготовкой: система менеджмента качества, социальное партнерство, прикладной бакалавриат, информатизация, конкурсы и гранты, непрерывное образование, автономность, внебюджетные средства, рыночные специальности, ресурсные центры, сетевые и кластерные структуры;

- содержание подготовки: новые знания, умения и навыки, компетенции, социально-профессионально важные личностные качества, профессионально важные психофизиологические свойства, навыки предпринимательства и поведения на рынке труда;

- педагогические кадры: формирование методологической культуры педагога, систематическое повышение квалификации, стажировка, профессионально- педагогическое образование мастеров производственного обучения, научно-исследовательская работа;


- учебно-материальная база: компьютеризация и информатизация, мультимедийные средства, интерактивные средства, современное оборудование лабораторий и учебно-производственных мастерских;

- научно-методическое обеспечение: опытно-экспериментальная работа, учебно-методическое обеспечение, профессиональные конкурсы, научно-практические конференции, инновационная деятельность;

- технология: современные педагогическое технологии, современные отраслевые технологии, информационные технологии, дистанционное обучение, учебные фирмы и др.

Здесь следует добавить, что совершенствование педагогического опыта мастеров производственного обучения должно трансформироваться в новую систему, которая сочетает в себе организационную мобильность, адресное содержание подготовки, вариативность и рациональность. На наш взгляд, важнейшим компонентом такой системы должны стать конкурсы профессионального мастерства, организуемые по типу единоборств WorldSkills. Иными словами: чтобы подготовить современного рабочего, сначала нужно подготовить педагога, знающего современное производство и обладающего при этом необходимыми педагогическими и психологическими компетенциями преподавателя[24].

Также, одним из важных компонентов процесса повышения педагогического опыта мастера является мониторинг и коррекция процесса его повышения компетентности. Цель мониторинга -отслеживание процесса совершенствования профессиональных качеств педагогических работников, степени продуктивности их деятельности. Мониторинг осуществляется на основе следующих принципов: объективности, систематичности, последовательности, целостности, гуманности. Одним из завершающих компонентов процесса повышения ППК является принятие управленческих решений по результатам мониторинга, что позволяет вносить коррекцию в организацию мероприятий, способствующих профессиональному росту педагогических работников. При этом важным является позиция администрации образовательного учреждения, её заинтересованность в повышении компетентности мастеров производственного обучения. Оперативность управления, качество принятых решений, помогают выбрать главные стратегические направления в развитии образовательного учреждения, расставить приоритеты, избежать ошибок, своевременно решать проблемы, возникающие в образовательной деятельности, в том числе в учебно-производственном процессе. На практике, оперативность управления обеспечивается оптимальным соотношением между жёсткой регламентацией в педагогическом коллективе и активностью субъектов данного сообщества[10].


Также проблема педагогического опыта может быть решена средствами разработки специальной программы, которая усовершенствует опыт мастера и позволит проанализировать недочеты собственной профессиональной деятельности. Все данные фиксируются в протоколе.

1. В соответствии с когнитивно-диагностической функцией осуществляется регулярный мониторинг особенностей развития и поведения обучающихся на занятии с целью осуществления индивидуального подхода в воспитательном процессе, а также психологического микроклимата в группе, структуры и уровня развития коллектива обучающихся.

2. В соответствии с прогностической функцией осуществляется прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и построение воспитательной работы с его учетом, темпов и этапов формирования коллектива, его структуры, а также построение модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе образовательной организации.

3. В соответствии с организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной функциями осуществляются:

- организация воспитательной работы по формированию социальных ком-петентностей личности обучающихся (гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий), а также созданию и сплочению коллектива обучающихся;

- педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в процессе их социально-профессиональной адаптации;

- приобщение обучающихся к системе культурных традиций образовательной организации, к трудовому воспитанию;

- оказание помощи в организации коллективных творческих дел;

- активизация творческого потенциала каждого обучающегося в отдельности и группы в целом, приобщение их к освоению социально-значимых ценностей и духовно-нравственных идеалов;

- приобщение обучающихся к учебно-научной и научно-исследовательской работе как условие формирования их готовности к инновационной деятельности в рамках будущей профессии;

- развитие коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышение культуры межличностного взаимодействия.

Методами совершенствования педагогического опыта в условиях образовательно – воспитательного процесса, могут быть обозначены: