Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-культура педагогического мышления (овладение на высоком уровне всей системой мыслительных операций, проявляющихся в овладении знании законов диалектической и формальной логики, умении их учитывать в практической деятельности[47].
М. В. Богуславский характеризуя структуру в своих работах, выделяет две группы компонентов педагогической культуры:
1. Компоненты личностного плана (педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи);
2. Компоненты деятельностного плана (педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности).
Также в работах ученого описывается педагогическая культура как трехуровневая система:
1. Реликтовый уровень(педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой.);
2. Актуальный уровень (педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях конкретного учреждения);
3. Потенциальный уровень (педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой - подготовка образовательных, производственных и других систем к требованиям завтрашнего дня).
В.С. Кукушкин представляем для рассмотрения структуру, состоящую из трех уровней:
1. Высокий уровень (характеризует педагога, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся).
2. Средний уровень (характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания).
3. Низкий уровень (характеризует педагога, который не имеет множества профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании).
Изучая работы Н.В. Худяковой, мы видим следующие структурные компоненты:
- аксиологический (принятие личностного уровня гуманистической ценности педагогической деятельности);
- коммуникативно-этический (культура общения и сотрудничества в области профессионально-педагогического контакта, эффективное использование различных способов коммуникации для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере отношений);
- познавательно-интеллектуальный (компетентность и свободная ориентировка в сфере технологий, гибкость и адаптивность мышления, его логический и рефлексивный характер, самостоятельность и «открытость» новому);
- прогностический (предвидение возможных последствий педагогической деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно изменяющихся условиях);
- прикладного (использование технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач, освобождение специалиста от выполнения рутинных операций).
У Т.В. Ивановой структура педагогической культуры « вбирает в себя» по ее мнению следующие компоненты:
- определенную направленность (высокая методологическая и методическая культура педагога, наличие морально-этических ценностей, готовность осуществлять творческую деятельность);
- культуротворческий опыт (наличие знаний о культуре, способность к общению с культурой и в культуре, к ее воспроизводству);
- новое педагогическое мышление (способность к культурно обусловленному суждению, к познанию и переживанию культуры, к самоопределению культуры) [17].
Продуктивной исследовательской работой по изучению структурных компонентов педагогической культуры считается публикация Л.В. Заниной и Е.Н. Маштаковой, выделяющих следующие составляющие педагогической культуры:
- гуманистическая педагогическая позиция (индивидуальную позицию, морально мировоззренческие компоненты, творческо-рефлексивный компонент. Каждый из них имеет свою структуру и детерминирует различные аспекты профессиональной самореализации личности учителя;
- профессионально-личностные качества педагога - эмпатия, толерантность, креативность, способность к рефлексии;
- толерантность - проявляется как личностное качество в отношении к убеждениям, верованиям, взглядам, позициям, реальному поведению различных людей;
- креативность - готовность к творческому переосмыслению основных направлений профессиональной деятельности. Особая значимость креативности педагога, его готовности к педагогическому творчеству определяется широким спектром инноваций, множеством альтернативных педагогических систем;
- рефлексия - приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической деятельностью, своим специфическим знанием;
- профессиональные знания - высокий уровень теоретического обобщения, перенос его в стандартные ситуации.
Е. В. Бондаревская к основным структурным компонентам педагогической культуры относит:
- гуманистическую позицию педагога по отношению к обучающимся;
- психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность в сфере преподаваемой области и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности. Умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);
- способность разработать авторский образовательный проект;
- культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умения саморегуляции собственной деятельности, общения.
В исследовании Л. Г. Корчагиной основными компонентами педагогической культуры выделены: личностно-творческий (ценностное самоотношение, ценностные ориентации, творческое воображение), эвристический (педагогическая компетентность, педагогическое мышление, педагогическая импровизация), деятельностный (коммуникативные и организаторские способности, толерантность, эмпатия).
Также согласно изученным источникам различных авторов в структуре педагогической культуры можно увидеть: интеллигентность, развитый интеллект, педагогическая направленность интересов и потребностей, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор и способность к творчеству, гармония умственного, нравственного и физического развития[36].
Итак, проанализировав суть структуры педагогической культуры, мы пришли к тому, что, процесс формирования педагогической культуры широко исследуется в современной науке, однако реальное ее воплощение в педагогической практике имеет еще очень много нерешенных проблем. Восприятие, понимание и проявление компонентов в ее структуре имеет существенные рамки варьирования, вопрос о разработке которых остается весьма актуальным и по сей день.
1.3 Условия формирования педагогической культуры
Условия формирования педагогической культуры могут быть благоприятными и неблагоприятными, направленными на качественное изменение содержания деятельности преподавателя (педагога) и его личности, характеризуются как необратимое и направленное на повышение уровня профессионализма воздействие.
Ниже отметим основные предпосылки для создания условий развития педагогической культуры:
1. Основные условия:
- материально – финансовое обеспечение;
- возможность для повышения квалификации;
- материально- техническое обеспечение специального образования;
- возможности использования современных технологий;
обеспечение техническими средствами обучения.
2. Коммуникативно – информационные:
- научно – методическое, справочное, техническое информационное обеспечение процесса формирования педагогической культуры;
- обмен опытом;
- наличие и доступность психолого – педагогической, методической и специальной литературы.
3. Интрообъективные условия(включают обновление содержания образования с точки зрения новых подходов к преподавательской деятельности).
4. Внедрение различных форм и методов активного обучения; моделирование ситуаций; использование диалогических форм обучения (круглые столы, конференции, конкурсы, защиты проектов и др.) и т.д.
5. Включение педагога в инновационную деятельность по освоению и внедрению педагогических новшеств, в которых заложен большой потенциал, связанный со следующими основными параметрами: способностью будущего генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их с позиций практических форм деятельности; культурноэстетической образованностью, предполагающей интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень грамотности преподавателя; открытостью личности к новому, иному, основанному на толерантности личности, гибкости и панорамности его мышления[18].
По мнению Э.Ф. Зеер процесс формирования педагогической культуры состоит из трех основных условий: формирование профессиональной направленности ( интересы, ценностные ориентации, способности и т.д.), формирование профессиональной компетентности ( знания, умения, навыки профессионального характера, способы выполнения профессиональной деятельности), формирование профессионально значимых качеств.
А.М. Новиков в комплекс условий заявил важным составляющим понятие « квалификация». Квалификация им понимается как результат обучения в системе профессионального образования или в системе повышения профессиональной квалификации и переподготовки кадров, в рамках которого существуют и сохраняются профессиональные качества личности специалиста. Квалификация задается типом и уровнем полученного исходного профессионального образования и подтверждается соответствующим документом. Уровень квалификации должен соответствовать профессиональной компетентности.
Формирование педагогической культуры - это социально обусловленная цель в системе повышения профессиональной квалификации. В ходе ее достижения должна быть сформирована система навыков, ценностей и моделей поведения, деятельности, общей основой из которых являются общечеловеческие и -педагогические ценности. При этом личности присущи: порядочность, честность, справедливость, открытость, самоуважение, терпимость, уважение к другим, забота о благосостоянии общества, гражданственность, понимание ценности образования как двигателя процесса, умелость.
Также формирование педагогической культуры как педагогической системы обеспечивает передачу и усвоение информации через взаимодействие преподавателей и обучающихся. Ее функционирование связано с реализацией целей в области образования. Кроме того, данная педагогическая система имеет свой объект и предмет исследования и ориентирована на достижение как индивидуально, так и коллективно значимых результатов.
Также в процессе изучения материала исследовательской работы нами были выделены уровни формирования педагогической культуры, как неотъемлемые условия для ее усовершенствования в процессе профессиональной деятельности:
1. Теоретическое обеспечение (овладение теоретическими знаниями по изучаемой профессии - основы наук, лежащих в основе профессии; понятия и категории профессиональной направленности).
2. Методическая оснащенность (изучение методов, методик и технологий овладения избранной профессией, профессиональных умений и навыков, а также специфических знаний, умений и навыков работы с коллективом).
3. Условия для освоения практико – технологического уровня (первоначальное (пробное) использование приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в условиях реальной деятельности в том или ином коллективе).
4. Развитие личностно- рефлективного уровня (формирование четких представлений о перспективах профессионального роста). Средства и методы для развития вышеперечисленных уровней могут быть разработаны по индивидуальной программе.
Успешность выделения условий зависит от четкости определения структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью (результатом), которая должна быть достигнуты, а также от понимания того, что совершенствование, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда условий, их комплекса. При этом под условиями заявленной проблемы понимаются те, которые создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса.