Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- организаторский, включающий собственную деятельность по передаче содержания образования, а также руководство учебной деятельностью;

- коммуникативный, охватывающий область взаимоотношений педагога и обучающихся;

- гностический, включающий изучение педагогом: интеллектуальных, психомоторных и эмоциональных возможностей обучающихся; содержания, форм, методов, средств осуществления учебного процесса; достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях ее совершенствования.

В работах А. А. Молчановского, Л. В. Бурок связывают деятельность мастера производственного обучения с совокупностью свойств и взаимоотношений, которыми он оперирует в практической деятельности типа «человек — человек» и «человек — знаковая система», «человек — человек» и «человек — техника», «человек — человек» и «человек — художественный образ», «человек — человек» и «человек — природа». Отсюда определяется объект деятельности мастера: с одной стороны, предметы и средства производственного труда, с другой — обучающийся, который должен стать рабочим. Авторы уверены, что ведущей особенностью деятельности мастера производственного обучения является ее двойственный характер.

Анализируя вышеизложенный материал, мы видим, чтобы работать в такой непростой образовательной среде и осуществлять сложную, интегрированную деятельность, мастеру необходимо иметь специальное профессионально-педагогическое образование, быть очень организованным и, самое главное, постоянно совершенствовать теоретические и практические аспекты своей деятельности, свой культурный уровень, т.е уровень педагогической культуры[16].

Под педагогической культурой мастера профессионального обучения можно считать совокупность педагогического самосознания, педагогического опыта и убеждений, взаимосвязанных и дополняющих друг друга. Ее главное назначение - способствовать развитию педагогической деятельности, совершенствование профессионального обучения.

Далее более подробно рассмотрим структурные компоненты педагогической культуры мастера производственного обучения.

1. Педагогическое самосознание.

Ведущее звено педагогической культуры. Оно способствует развитию педагогической рефлексии, творческому решению разнообразных педагогических затруднений, необходимых для успешного участия в инновационных процессах, происходящих в учреждениях начального профессионального образования. Его можно развить при условии единства педагогической подготовки на курсах, в процессе практической деятельности, посредством педагогического самообразования, направленного на уточнение комплекса представлений мастера о самом себе как профессионале.


За основу настоящего исследования была выбрана компонентная схема А. А. Деркач, который выделяет следующие компоненты профессионального самосознания:

- Когнитивный (самопознание, познание других и соотнесение этого знания с собой. В качестве критериев рассматриваются моральные установки личности).

- Эмоциональный (самопонимание, самоотношение, самоприятие, самоуважение, общее эмоциональное отношение к себе и собственно оценочное отношение).

- Мотивационно-целевой (самоактуализация, реализация жизненного потенциала, самосовершенствование, саморазвитие. В профессиональном самосознании рассматривается как аналог личностной зрелости — творческая зрелость личности). 

- Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой) [51].

2. Педагогический опыт.

Требования, предъявляемые к мастеру производственного обучения современным обществом, послужили условием становления педагогического опыта. Необходимость совершенствования системы образования, внедрение в практику профессиональных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых мастером в ходе повседневной учебно - воспитательной работы; основа профессионального мастерства; один из источников развития педагогической науки. В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие обучающихся, успешно формировать у них технологическое мышление, профессиональное мастерство, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.

3. Педагогические убеждения.

Собственные взгляды на процесс обучения и воспитания, требующие постоянной работы над совершенствованием педагогических знаний и умений, использовании педагогической техники.

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и обучающихся, в первую очередь, как способ стимуляции активности воспитанников.

Путем убеждения, можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни, а тем самым побудить обучающегося к самовоспитанию.



В рамках исследования особенностей профессионального убеждения мастера производственного обучения действуют обычные стандартизированные формы: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция. Каждая из названных форм словесного сообщения имеет свои особенности и вместе с тем должна отвечать общим требованиям к убеждающему вербальному воздействию педагога.

Для того чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально доказательным, оно должно отвечать целому ряду требований:

-          содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны обучающимся;

- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

-   при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

-   убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Когда имеют дело с ребенком, то большое место в убеждении как методе воспитания должны занимать наглядно-образный материал, примеры;

-          убеждая других, педагог должен сам глубоко верить в то, что он сообщает.

Эмоциональность речи, вызывающая у слушателей адекватные сопереживания, дают возможность влиять не только на разум, но и на чувства обучающихся.

К условиям эффективности убеждающего воздействия относятся:

- сила самого воздействия;

- особенности психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие;

- интеллектуально-эмоциональное состояние убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Умение убеждать посредством слова — большое искусство, которое требует знания законов и правил логики. Доказать то или иное суждение — значит установить его истинность посредством других суждений, истинность которых уже доказана. В беседе, в дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов учитель должен убедить обучающихся в правоте своих взглядов, доказать истинность своих суждений, опровергнуть те взгляды, суждения и понятия обучающихся, которые он считает ложными, в особенности современных взглядов молодежи на принципы профессионального саморазвития.


Инструментами убеждения выступают:

- тезис (того, что требуется доказать);

- доводы и аргументы (того, посредством чего доказывается тезис);

- демонстрация (способ доказательства).

Выделение трех ведущих компонентов педагогической культуры - педагогического самосознания, педагогического опыта, педагогических убеждений позволяет управлять процессом развития педагогической культуры мастеров. Если изобразить суть индивидуальной структуры педагогической культуры мастера ПО, то она будет достаточно гармонично интегрировать с квалификацией, методическими установками и т.д. Получится своеобразная довольно четкая матрица, по вертикали которой - формы педагогической подготовки, по горизонтали - компоненты педагогической культуры. Их пересечения необходимо заполнить конкретными целями, специфическим содержанием, формами, методами и средствами обучения [29].

Все указанные компоненты педагогической культуры мастера тесно взаимосвязаны и образуют сложную цепочку взаимодействий. Так, педагогические убеждения мастера, представляющие его собственные взгляды на процесс обучения и воспитания, требуют от него постоянной работы над совершенствованием педагогических знаний и умений, использовании педагогической техники. В свою очередь, отсутствие у мастера педагогических умений тактического и стратегического характера не позволит ему осуществлять педагогическое самообразование и реализовывать спроектированные им индивидуальные задачи личностного и профессионального роста, связанные с переосмыслением собственной профессиональной деятельности, ее критики и создания авторских методик производственного обучения.

Сложность феномена педагогической культуры мастера позволяет представить ее как интегральное качество личности мастера. Это выражение зрелости и развитости всей системы профессионально и социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в разнообразной индивидуальной деятельности, цель профессионального и личностного роста. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что педагогическая культура выступает средством творческой самореализации мастера в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, производство и передачу накопленного социального опыта и проектирование личности будущих рабочих.


Педагогическая культура обеспечивает мастеру успешное осуществление педагогической деятельности на всех ее иерархических уровнях, во всех ее технологических, социально-психологических и нравственно - эстетических компонентах.

Педагогическая культура мастера позволяет предотвращать «инновационную анархию», неразумное новаторство. Для этого важно, чтобы формированию и развитию педагогической культуры мастеров производственного обучения своевременно уделялось должное внимание со стороны всех научных и методических структур.

Таким образом, анализ теоретических данных, характеризующих представления о формировании педагогической культуры у мастеров производственного обучения, дают нам основание считать эту выделить основную проблематику в практике воспитания и позволяют точнее и целенаправленнее подойти к разработке соответствующего содержания и методов по ее решению[30].