Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»


А.В. Маслак

Е.И. Сизова


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Грузовые перевозки»


Мариуполь 2013 г.

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Кафедра «Промышленный транспорт»
А.В. Маслак

Е.И. Сизова


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«грузовые перевозки»


Мариуполь 2013 г.

УДК 656.4


Конспект лекций по дисциплине “Грузовые перевозки” для студентов специальностей “Организация перевозок и управление на транспорте” / Сост. Маслак А.В., Сизова Е.И., ПГТУ. – Мариуполь, 2013. – 72 с.


Рецензент: В.Э. Парунакян, д.т.н., профессор

Составитель: А.В. Маслак, к.т.н., доцент
Е.И. Сизова, ст. препод.

Ответственный за выпуск:

Зав. кафедрой


“Промышленный транспорт” В.Э. Парунакян, д. т. н., профессор

Утверждено на заседании кафедры

«Промышленный транспорт»
протокол № 4 от 16.11. 2012 г.
Рекомендовано методической комиссией

факультета транспортных технологий
протокол № 8 от 20.11. 2012 г.
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
План

1.1. Особенности перевозочного процесса

1.2. Функции и уровни управления транспортом как системой

1.3. Транспортный процесс и его элементы
Литература

1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь. Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие.– К : Аристей, 2007.- 544 с.

3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М. Высшая школа, 1991г. - 383с.
1.1. Особенности перевозочного процесса
Транспорт является специфической отраслью производства. Продукция транспорта - перемещение грузов. Она вырабатывается и реализуется одновременно, в связи с чем продукцию транспорта невозможно заготавливать впрок или резервировать.

Существует целый ряд особенностей транспортного процесса, который заключается в следующем.

1) Транспорт непосредственно взаимодействует с огромным числом пред
приятий отправителей и получателей грузов. В каждом транспортном цикле для погрузки или выгрузки грузов подвижной состав передается в распоряжение предприятий-грузовладельцев с оплатой за фактическую продолжительность использования. При этом срок возвращения вагонов строго не регламентируется. Сам этот факт уже усложняет эксплуатационную работу транспорта. Во многих случаях, подвижной состав задерживается на предприятиях, что крайне неблагоприятно влияет на перевозочный процесс и обслуживание предприятий целых промышленных узлов и промышленных районов.

2) Специфика транспорта заключается также в динамичности его технических средств. Подвижной состав (локомотивы, вагоны, суда, автотранспорт и пр.) в процессе перевозки грузов перемещается из пунктов отправления в пункты назначения на значительные расстояния. Часто после выполнения перевозки грузов порожний подвижной состав необходимо перегнать для очередной погрузки в другие достаточно удаленные пункты. Следовательно, подвижной состав, как в груженом, так и порожнем состоянии находится в постоянном движении по всей транспортной сети.

3) Эффективность работы каждого вида транспорта и, особенно, железнодорожного в значительной мере зависит от степени технологического и организационного взаимодействия его служб и подразделений.

  1. Транспортный процесс протекает под прямым воздействием природных факторов. Поэтому, при значительных отклонениях атмосферных условий от нормы (сильные снегопады, метели, ливни, туманы, низкие температуры и пр.) в работе транспорта происходят серьезные сбои, а в наиболее неблагоприятных случаях работа транспорта может быть парализована на больших участках транспортных коммуникаций.

  2. Транспорт относится к числу отраслей производств повышенной опасности. При этом имеется в виду достаточно высокий уровень аварийности и производственного травматизма, а также отрицательное влияние транспорта на окружающую среду. Доля транспорта в прогрессирующем загрязнении окружающей среды составляет, например, около 50 % (промпредприятия – до 14 %, ТЭЦ-16 %).

Таким образом, транспорт представляет собой большую сложную, динамическую систему.

В этих условиях эффективная работа транспорта и обеспечение заданного объема перевозок, в установленные сроки и с наименьшими затратами требуют:


а) создания эффективной системы управления транспортными потоками с активным участием в управленческом процессе человека;

б) оптимального резервирования технических средств транспорта (подвижного состава и постоянных устройств) в качестве компенсаторов воздействию возмущающих факторов.
1.2. Функции и уровни управления транспортом как системой
Основными вещественными элементами транспортной системы являются:

  • пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации, блокировки и связи;

  • транспортные средства (подвижной состав) различных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолёты, автомобили и т.п.);

  • погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;

  • материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъёмно-транспортных машин;

  • промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолётов и др).

Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Однако, для того, чтобы рассматриваемое технологическое звено смогло обеспечить целенаправленный, упорядоченный и скоординированный транспортный процесс, к нему необходимо подключить управляющее звено, предназначенное для выработки и реализации управляющей функции.

Таким образом, транспорт, его крупные подразделения и отдельные предприятия структурно могут быть представлены двумя подсистемами – управляющей и управляемой (рис. 1.1).

Первая подсистема осуществляет интегративную «управленческую функцию», по своей природе она информационная. Эта подсистема настраивает весь транспортный комплекс так, чтобы он был устойчив, управляем и гармоничен, действовал целесообразно и развивался целенаправленно, посылая вещественно-трудовым элементам необходимую информацию.


Вторая подсистема осуществляет процесс транспортного производства, т.е. «технологическую функцию». Во второй ясно видны внутренние три блока: технический (функционирующие постоянные устройства и подвижной состав); технологический – совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок; производственный коллектив – рабочие, служащие, специалисты.

Транспорт, как и любая другая отрасль материального производства, требует наличия несколько уровней управления. Структура управления транспортом включает:

  • министерство транспорта (Министерство инфраструктуры Украины);

  • главное управление видом транспорта (железнодорожным, морским, автомобильным и др.);

  • объединения (управления и отделения железных дорог, пароходства и др.);

  • линейные подразделения и предприятия (станции, порты, депо и др.).

Следовательно, управляющую подсистему транспорта можно представить как иерархическую структуру с несколькими уровнями управления. Для достижения цели, поставленной всей транспортной системе, каждый уровень управления вырабатывает и осуществляет свою конкретную управленческую функцию.

При существующей многоуровневой структуре управление на транспорте включает в себя следующие функции: руководство, технико-экономическое планирование, оперативное планирование и управление, контроль и регулирование. Первые четыре функции составляют в совокупности организационное управление транспортной системой и ее отраслями (рис.1.2).

Руководство транспортом осуществляется на государственном уровне Министерством транспорта и заключается в определении целей и критериев функционирования ЕТС страны и определения приоритетов и уровня развития отдельных видов транспорта.

Технико-экономическое планирование осуществляется на уровне руководства видами транспорта (Государственной администрацией железных дорог, департаментом морского транспорта и т.д.). Оно делится на перспективное (на 2-3 года) и текущее (на 1 год), и заключается в определении путей, комплекса мер и
ресурсов для достижения цели, поставленной на Государственном уровне.

Оперативное планирование и управление осуществляется на уровне транспортных объединений (управлений и отделений железных дорог, пароходств и др.).

Контроль и регулирование осуществляется на уровне линейных подразделений и предприятий транспорта.

В совокупности контроль и регулирование представляют собой технологическую функцию управления перевозочным процессом.

Контроль - совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода транспортного процесса.

Регулирование - действия персонала, направленные на поддержание хода перевозочного процесса в заданном режиме в рамках показателей, установленных плановыми и нормативными документами.
1.3. Транспортный процесс и его элементы
Процесс перевозки груза всегда имеет циклический характер. Это значит, что за исключением трубопроводного транспорта, деятельность которого осуществляется непрерывно, перемещение груза совершается повторяющимися производственными перевозочными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла.

Анализ схем перевозки грузов показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, этапы, присущие только подвижному составу, и совместные этапы.

Совместные этапы – этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы – подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование и т.д.

Транспортный процесс с грузом включает три непременных элемента: начальную операцию с грузом в пункте отправления; перевозку груза из пункта отправления в пункт назначения; конечную операцию с грузом в пункте назначения.

В состав первого элемента обычно входит подача подвижного состава под погрузку, собственно погрузку (грузовая операция), вывод загруженного подвижного состава от грузового фронта (склада), оформление перевозочных документов, формирование транспортной единицы (железнодорожного состава, речного состава, автопоезда и пр.) и отправление транспортной единицы.