Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, проходящих по нему в обоих направлениях.
Грузопоток экономического района или страны определяется суммарным количеством отправляемых и прибываемых грузов, включая и транзитные.
Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:
Реальный транспортный поток является динамичным по своей природе. В нем нужно различать несколько видов неравномерности.
Долговременные конъюнктурные колебания. Определенной закономерности в этой разновидности колебаний не наблюдается. По характеру, размаху и продолжительности изменения объемов перевозок долговременные колебания весьма различны. Освоение целинных и залежных земель в свое время резко увеличило загрузку транспортной сети Казахстана и Алтайского края.
Сезонные колебания. Для перевозок, совершающихся в течение года с определенной повторяемостью, типичны характерные по величине «пики» и продолжительность (рис. 2.2).
Колебания по дням недели. В связи с переходом на прерывную неделю с единым выходным днем и по ряду других причин на многих предприятиях угольной, лесной и других отраслей промышленности возросли колебания в погрузке по дням недели. Наибольший спад погрузки (до 10 — 30 %) приходится на воскресные и праздничные дни. Погрузка со вторника до четверга сравнительно равномерна. В остальные дни недели сказывается влияние дней отдыха.
Внутрисуточные колебания. Данный вид неравномерности типичен для пригородных поездок, подчиняющихся ритму рабочего дня и имеющих четкие утренний и вечерний максимумы, характерные для всех видов транспорта и превышающие втрое и более среднечасовую величину.
Пространственная неравномерность. Кроме колебаний во времени, для реальных транспортных потоков характерна пространственная неравномерность, специфичная для каждого вида перевозок.
Пригородные перевозки характеризуются концентрацией потоков в местах приложения труда. Места зарождения же потоков, напротив, сильно распылены в пригородных зонах радиусом до 50 км и более. Потоки в течение суток резко колеблются по направлениям.
Существует еще один вид неравномерности, заслуживающий большого внимания. Он порождается несогласованностью ритма работы транспорта со структурой транспортной сети и ритмами производства. Предположим, что все производители продукции предъявляют заявки на перевозки строго равномерно. Принятые к перевозке грузы столь же равномерно принимаются, обрабатываются и продвигаются к пунктам назначения. Но и в этом идеализированном случае в связи с дискретностью перевозочного процесса в узловых пунктах сети, на станциях и в портах, у получателей возникает «структурная» неравномерность в форме биений, которую можно сгладить другой, искусственно создаваемой неравномерностью — функциями управления, регулирования и т.д. В качестве параметров регулирования выступают:
скорость перемещения;
масса перемещаемой партии грузов одной транспортной единицей;
интервал отправления транспортных единиц (частота подачи и уборки вагонов, судов, автомобилей). Таким образом, она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.
Графически рассмотренные показатели (объём перевозок, грузопотоки) представляются на эпюрах и картограммах.
Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно, а картограмма - суммарно с выделением их видов.
Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков.
Кроме эпюры грузопотоков, используют эпюру грузонапряженности, с помощью которой определяется интенсивность движения грузов на участках транспортной сети. Грузонапряженность - это объем груза (тонн), который приходится на 1 км. пути за единицу времени.
Объем перевозок (грузопоток) и грузооборот зависит от размеров производства и использования, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Не все грузы следуют от места производства к месту потребления, что приводит к повторным перевозкам одних и тех же грузов. Повторность перевозок связана с родом груза, его целевым значением, зависит от системы снабжения, размещения складов и системы планирования перевозок.
Чаще повторные перевозки возникают при транспортировке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады и базы для сортировки, фасования и распределения по магазинам. Повторность перевозок оценивается коэффициентом повторности, который находится путем отношения объема перевозок к количеству груза, который потребляется. Снижение повторности перевозок является важной общехозяйственной задачей, решение которой достигается за счет рациональных схем доставки грузов, путем устранения лишних звеньев логистической цепи снабжения.
1.3 Общие сведения о планировании перевозок
Система планирования грузовых перевозок основывается на следующих принципах:
а) соответствие планов грузовых перевозок установленным объемам производства промышленности и сельского хозяйства, строительства, внутреннего товарооборота и международной торговли;
б) оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них с учетом реальной провозной способности транспортных коммуникаций;
в) эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы.
Основным документом, определяющим задание по объему и географии перевозок грузов, является план перевозок. Одновременно план перевозок определяет потребность необходимых технических средств, трудовых ресурсов и порядок эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Планы перевозок формируются предприятиями и организациями промышленности, агропромышленного комплекса и строительства, а принимаются и утверждаются предприятиями и объединениями транспорта (управлениями железных дорог, пароходствами и др.)
В настоящее время основной формой планирования перевозок является годовой план, который детализируется при квартальном и месячном планировании. Годовой план указывает грузопотоки по видам груза, объемам отправления каждого груза (в тоннах), пункты отправления и назначения, направление отправителя и получателя.
При таком планировании становится необходимой постоянная координация работы по составлению, контролю выполнения и корректировке плана поставок производственниками и плана перевозок транспортниками.
В совокупности планы производства по каждому предприятию, административному району, области и экономическому району, а также транспортно-экономические балансы и схемы прикрепления поставщиков к потребителям дают возможность получить план перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами и пунктами (рис.2.6, табл. 2.3).
Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.
Таблица 2.3 - Матрица грузопотоков(грузы в миллионах тонн)
Для планирования пассажирских перевозок на всех видах транспорта не составляют матриц, а определяют мощность пассажирских потоков по линиям и участкам. Для этого используют отчетные данные об исполненных перевозках, а также сведения периодических обследований и хронометражи пассажиропотоков.
Для целей организации движения, а также для анализа и учета, периодически составляют плановые и отчетные схемы грузовых и пассажирских потоков, которые дают наглядное представление о зарождении, путях следования и погашения отдельных струй и в целом всего потока. Они позволяют также выявить нерациональные перевозки, которые возникают как следствие недостатков планирования перевозок или несовершенства размещения производительных сил.
ЛЕКЦИЯ № 3. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
План лекции
3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта
3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине
3.3. Документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта
3.4. Технические средства железнодорожного транспорта
3.5. Классификация грузовых перевозок
3.6. Понятие о поезде. Система цифрового кодирования сведений о поездах, вагонах, грузах.
3.7. Технология и организация железнодорожных перевозок
3.8. Перевозочные документы и их назначение
3.9. Показатели использования подвижного состава
Литература
1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.
2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – К .: Аристей, 2007.- 544 с.
3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.
4.Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2003. – 368 с.
5. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог.Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.:Маршрут, 2005. – 256 с.
6. Транспортне право України: навч. посiб./ Демський Е.Ф., Гiжевський В.К. та iнш. – К.: Юрiнком Iнтер, 2002. – 416с.
3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта
Железнодорожная отрасль Украины ежегодно обеспечивает перевозку более 300 млн.т грузов и около 500 млн. пассажиров. На её долю выпалает 85,1 % грузооборота и 54,5 % пассажирооборота.
Железнодорожный транспорт Украины – это:
6 железных дорог, которые объединяют все области Украины,
27 дирекций железнодорожных перевозок,
1666 станций,
126 основных вокзалов,
эксплуатационная протяжённость ж.-д. путей – 22,3 тыс км,
электрифицированы – 9169 км,
68 локомотивных депо,
51 вагонное депо,
инвентарный парк грузовых вагонов – 1744939 ед.,
инвентарный парк пассажирских вагонов - 8429 ед.,
инвентарный парк тепловозов – 2718 ед,
инвентарный парк электровозов – 1796 ед,
среднесписочная численность работников основной деятельности железных дорог – 375,9 тыс. чел.
Сегодня, в составе Укрзализныци функционируют 1497 железнодорожных станций, 128 железнодорожных вокзалов, 55 локомотивных и 48 вагонных депо, 110 дистанций пути, 69 дистанций сигнализации и связи, 44 дистанций. Сеть путей сообщения состоит из главным образом двухпутный электрифицированных, оборудованных автоблокировкой магистралей, которые характеризуются высоким уровнем использования технических средств.
На текущий момент электрифицировано 9878 км путей (45 %). Парк грузовых вагонов насчитывает около 132 тыс единиц, пассажирских вагонов – 7 тыс. единиц, электровозов – 1500 единиц, в эксплуатации также более 1300 секций электропоездов (из них, 14 рельсовых автобусов) и 247 секций дизель-поездов.
По густоте железных дорог Украина занимает ведущее место среди стран СНГ и приближается по этому показателю к европейским странам: Франции, Италии, Румынии.
По объёмам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, Индии и России.
Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов перехода границы и с 13 основными морскими портами Чёрного и Азовского морей и р. Дунай.
Вопросы развития транзита занимают исключительные позиции в европейской транспортной политике. Поэтому развитие международных транспортных коридоров в Украине относится к важнейшему напрвлению интеграции Украинских железных дорог в международную транспортную систему.
По территории Украины проходят три международных транспортных коридора - № 3, 5, 9. Через порты Рени и Измаил осуществляется связь с коридором № 7.
3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине
Железнодорожный транспорт Украины как одна из мощных отраслей имеет большое общегосударственное значение.
Основой в его организационной деятельности является государственное управление железнодорожным транспортом.
Грузопоток экономического района или страны определяется суммарным количеством отправляемых и прибываемых грузов, включая и транзитные.
Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:
-
величиной; -
структурой грузов (определяется их видами); -
временами освоения (включает дату начала, окончания и темпа перевозки); -
неравномерностью (определяется как отношение максимального значения показателя к его среднему значению):
Реальный транспортный поток является динамичным по своей природе. В нем нужно различать несколько видов неравномерности.
Долговременные конъюнктурные колебания. Определенной закономерности в этой разновидности колебаний не наблюдается. По характеру, размаху и продолжительности изменения объемов перевозок долговременные колебания весьма различны. Освоение целинных и залежных земель в свое время резко увеличило загрузку транспортной сети Казахстана и Алтайского края.
Сезонные колебания. Для перевозок, совершающихся в течение года с определенной повторяемостью, типичны характерные по величине «пики» и продолжительность (рис. 2.2).
Колебания по дням недели. В связи с переходом на прерывную неделю с единым выходным днем и по ряду других причин на многих предприятиях угольной, лесной и других отраслей промышленности возросли колебания в погрузке по дням недели. Наибольший спад погрузки (до 10 — 30 %) приходится на воскресные и праздничные дни. Погрузка со вторника до четверга сравнительно равномерна. В остальные дни недели сказывается влияние дней отдыха.
Внутрисуточные колебания. Данный вид неравномерности типичен для пригородных поездок, подчиняющихся ритму рабочего дня и имеющих четкие утренний и вечерний максимумы, характерные для всех видов транспорта и превышающие втрое и более среднечасовую величину.
Пространственная неравномерность. Кроме колебаний во времени, для реальных транспортных потоков характерна пространственная неравномерность, специфичная для каждого вида перевозок.
Пригородные перевозки характеризуются концентрацией потоков в местах приложения труда. Места зарождения же потоков, напротив, сильно распылены в пригородных зонах радиусом до 50 км и более. Потоки в течение суток резко колеблются по направлениям.
Существует еще один вид неравномерности, заслуживающий большого внимания. Он порождается несогласованностью ритма работы транспорта со структурой транспортной сети и ритмами производства. Предположим, что все производители продукции предъявляют заявки на перевозки строго равномерно. Принятые к перевозке грузы столь же равномерно принимаются, обрабатываются и продвигаются к пунктам назначения. Но и в этом идеализированном случае в связи с дискретностью перевозочного процесса в узловых пунктах сети, на станциях и в портах, у получателей возникает «структурная» неравномерность в форме биений, которую можно сгладить другой, искусственно создаваемой неравномерностью — функциями управления, регулирования и т.д. В качестве параметров регулирования выступают:
скорость перемещения;
масса перемещаемой партии грузов одной транспортной единицей;
интервал отправления транспортных единиц (частота подачи и уборки вагонов, судов, автомобилей). Таким образом, она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.
Графически рассмотренные показатели (объём перевозок, грузопотоки) представляются на эпюрах и картограммах.
Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно, а картограмма - суммарно с выделением их видов.
Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков.
Кроме эпюры грузопотоков, используют эпюру грузонапряженности, с помощью которой определяется интенсивность движения грузов на участках транспортной сети. Грузонапряженность - это объем груза (тонн), который приходится на 1 км. пути за единицу времени.
Объем перевозок (грузопоток) и грузооборот зависит от размеров производства и использования, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Не все грузы следуют от места производства к месту потребления, что приводит к повторным перевозкам одних и тех же грузов. Повторность перевозок связана с родом груза, его целевым значением, зависит от системы снабжения, размещения складов и системы планирования перевозок.
Чаще повторные перевозки возникают при транспортировке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады и базы для сортировки, фасования и распределения по магазинам. Повторность перевозок оценивается коэффициентом повторности, который находится путем отношения объема перевозок к количеству груза, который потребляется. Снижение повторности перевозок является важной общехозяйственной задачей, решение которой достигается за счет рациональных схем доставки грузов, путем устранения лишних звеньев логистической цепи снабжения.
1.3 Общие сведения о планировании перевозок
Система планирования грузовых перевозок основывается на следующих принципах:
а) соответствие планов грузовых перевозок установленным объемам производства промышленности и сельского хозяйства, строительства, внутреннего товарооборота и международной торговли;
б) оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них с учетом реальной провозной способности транспортных коммуникаций;
в) эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы.
Основным документом, определяющим задание по объему и географии перевозок грузов, является план перевозок. Одновременно план перевозок определяет потребность необходимых технических средств, трудовых ресурсов и порядок эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Планы перевозок формируются предприятиями и организациями промышленности, агропромышленного комплекса и строительства, а принимаются и утверждаются предприятиями и объединениями транспорта (управлениями железных дорог, пароходствами и др.)
В настоящее время основной формой планирования перевозок является годовой план, который детализируется при квартальном и месячном планировании. Годовой план указывает грузопотоки по видам груза, объемам отправления каждого груза (в тоннах), пункты отправления и назначения, направление отправителя и получателя.
При таком планировании становится необходимой постоянная координация работы по составлению, контролю выполнения и корректировке плана поставок производственниками и плана перевозок транспортниками.
В совокупности планы производства по каждому предприятию, административному району, области и экономическому району, а также транспортно-экономические балансы и схемы прикрепления поставщиков к потребителям дают возможность получить план перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами и пунктами (рис.2.6, табл. 2.3).
Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.
Таблица 2.3 - Матрица грузопотоков(грузы в миллионах тонн)
В пункт из пункта | А | Б | В | Г | Итого |
А | - | 10,0 | 5,0 | 3,0 | 18,0 |
Б | 12,0 | - | 8,0 | 5,0 | 25,0 |
В | 6,0 | 4,0 | - | 7,0 | 17,0 |
Г | 10,0 | 20,0 | 10,0 | - | 40,0 |
Итого | 28,0 | 34,0 | 23,0 | 15,0 | 100,0 |
Для планирования пассажирских перевозок на всех видах транспорта не составляют матриц, а определяют мощность пассажирских потоков по линиям и участкам. Для этого используют отчетные данные об исполненных перевозках, а также сведения периодических обследований и хронометражи пассажиропотоков.
Для целей организации движения, а также для анализа и учета, периодически составляют плановые и отчетные схемы грузовых и пассажирских потоков, которые дают наглядное представление о зарождении, путях следования и погашения отдельных струй и в целом всего потока. Они позволяют также выявить нерациональные перевозки, которые возникают как следствие недостатков планирования перевозок или несовершенства размещения производительных сил.
ЛЕКЦИЯ № 3. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
План лекции
3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта
3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине
3.3. Документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта
3.4. Технические средства железнодорожного транспорта
3.5. Классификация грузовых перевозок
3.6. Понятие о поезде. Система цифрового кодирования сведений о поездах, вагонах, грузах.
3.7. Технология и организация железнодорожных перевозок
3.8. Перевозочные документы и их назначение
3.9. Показатели использования подвижного состава
Литература
1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.
2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – К .: Аристей, 2007.- 544 с.
3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.
4.Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2003. – 368 с.
5. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог.Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.:Маршрут, 2005. – 256 с.
6. Транспортне право України: навч. посiб./ Демський Е.Ф., Гiжевський В.К. та iнш. – К.: Юрiнком Iнтер, 2002. – 416с.
3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта
Железнодорожная отрасль Украины ежегодно обеспечивает перевозку более 300 млн.т грузов и около 500 млн. пассажиров. На её долю выпалает 85,1 % грузооборота и 54,5 % пассажирооборота.
Железнодорожный транспорт Украины – это:
6 железных дорог, которые объединяют все области Украины,
27 дирекций железнодорожных перевозок,
1666 станций,
126 основных вокзалов,
эксплуатационная протяжённость ж.-д. путей – 22,3 тыс км,
электрифицированы – 9169 км,
68 локомотивных депо,
51 вагонное депо,
инвентарный парк грузовых вагонов – 1744939 ед.,
инвентарный парк пассажирских вагонов - 8429 ед.,
инвентарный парк тепловозов – 2718 ед,
инвентарный парк электровозов – 1796 ед,
среднесписочная численность работников основной деятельности железных дорог – 375,9 тыс. чел.
Сегодня, в составе Укрзализныци функционируют 1497 железнодорожных станций, 128 железнодорожных вокзалов, 55 локомотивных и 48 вагонных депо, 110 дистанций пути, 69 дистанций сигнализации и связи, 44 дистанций. Сеть путей сообщения состоит из главным образом двухпутный электрифицированных, оборудованных автоблокировкой магистралей, которые характеризуются высоким уровнем использования технических средств.
На текущий момент электрифицировано 9878 км путей (45 %). Парк грузовых вагонов насчитывает около 132 тыс единиц, пассажирских вагонов – 7 тыс. единиц, электровозов – 1500 единиц, в эксплуатации также более 1300 секций электропоездов (из них, 14 рельсовых автобусов) и 247 секций дизель-поездов.
По густоте железных дорог Украина занимает ведущее место среди стран СНГ и приближается по этому показателю к европейским странам: Франции, Италии, Румынии.
По объёмам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, Индии и России.
Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов перехода границы и с 13 основными морскими портами Чёрного и Азовского морей и р. Дунай.
Вопросы развития транзита занимают исключительные позиции в европейской транспортной политике. Поэтому развитие международных транспортных коридоров в Украине относится к важнейшему напрвлению интеграции Украинских железных дорог в международную транспортную систему.
По территории Украины проходят три международных транспортных коридора - № 3, 5, 9. Через порты Рени и Измаил осуществляется связь с коридором № 7.
3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине
Железнодорожный транспорт Украины как одна из мощных отраслей имеет большое общегосударственное значение.
Основой в его организационной деятельности является государственное управление железнодорожным транспортом.