Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, проходящих по нему в обоих направлениях.

Грузопоток экономического района или страны определяется суммарным количеством отправляемых и прибываемых грузов, включая и транзитные.

Объем перевозок, грузооборот и грузопоток характеризуются:

  1. величиной;

  2. структурой грузов (определяется их видами);

  3. временами освоения (включает дату начала, окончания и темпа перевозки);

  4. неравномерностью (определяется как отношение максимального значения показателя к его среднему значению):

Реальный транспортный поток является динамичным по своей природе. В нем нужно различать несколько видов неравномерности.

Долговременные конъюнктурные колебания. Определенной за­кономерности в этой разновидности колебаний не наблюдается. По характеру, размаху и продолжительности изменения объемов перевозок долговременные коле­бания весьма различны. Освое­ние целинных и залежных земель в свое время резко увеличило загрузку транспортной сети Ка­захстана и Алтайского края.

Сезонные колебания. Для пе­ревозок, совершающихся в те­чение года с определенной по­вторяемостью, типичны харак­терные по величине «пики» и продолжительность (рис. 2.2).

Колебания по дням недели. В связи с переходом на прерывную неделю с единым выходным днем и по ряду других причин на многих предприятиях угольной, лесной и других отраслей про­мышленности возросли колебания в погрузке по дням недели. Наи­больший спад погрузки (до 10 — 30 %) приходится на воскресные и праздничные дни. Погрузка со вторника до четверга сравнитель­но равномерна. В остальные дни недели сказывается влияние дней отдыха.

Внутрисуточные колебания. Данный вид неравномерности ти­пичен для пригородных поездок, подчиняющихся ритму рабоче­го дня и имеющих четкие утренний и вечерний максимумы, ха­рактерные для всех видов транспорта и превышающие втрое и более среднечасовую величину.

Пространственная неравномерность. Кроме колебаний во време­ни, для реальных транспортных потоков характерна пространствен­ная неравномерность, специфичная для каждого вида перевозок.

Пригородные перевозки характеризуются концентрацией по­токов в местах приложения труда. Места зарождения же потоков, напротив, сильно распылены в пригородных зонах радиусом до 50 км и более. Потоки в течение суток резко колеблются по на­правлениям.

Существует еще один вид не­равномерности, заслуживающий большого внимания. Он порожда­ется несогласованностью ритма работы транспорта со структурой транспортной сети и ритмами производства. Предположим, что все производители продукции предъявляют заявки на перевозки строго равномерно. Принятые к перевозке грузы столь же равно­мерно принимаются, обрабатываются и продвигаются к пунктам назначения. Но и в этом идеализированном случае в связи с дис­кретностью перевозочного процесса в узловых пунктах сети, на станциях и в портах, у получателей возникает «структурная» не­равномерность в форме биений, которую можно сгладить другой, искусственно создаваемой неравномерностью — функциями уп­равления, регулирования и т.д. В качестве параметров регулиро­вания выступают:


скорость перемещения;

масса перемещаемой партии грузов одной транспортной еди­ницей;

интервал отправления транспортных единиц (частота подачи и уборки вагонов, судов, автомобилей). Таким образом, она может быть устранена путем совершенствования планирования, образования запасов, рационального размещения составов, своевременной переработки грузов.

Графически рассмотренные показатели (объём перевозок, грузопотоки) представляются на эпюрах и картограммах.

Таблицы и эпюры грузопотоков могут складываться отдельно по видам грузов и суммарно, а картограмма - суммарно с выделением их видов.

Грузопоток и грузооборот участка транспортной сети характеризуется количеством грузов, которые проходят по ней в обоих направлениях, а также объемом транспортной работы. Грузооборот и грузопоток участка рассчитывают, используя предварительно построенную картограмму грузопотоков.

Кроме эпюры грузопотоков, используют эпюру грузонапряженности, с помощью которой определяется интенсивность движения грузов на участках транспортной сети. Грузонапряженность - это объем груза (тонн), который приходится на 1 км. пути за единицу времени.

Объем перевозок (грузопоток) и грузооборот зависит от размеров производства и использования, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Не все грузы следуют от места производства к месту потребления, что приводит к повторным перевозкам одних и тех же грузов. Повторность перевозок связана с родом груза, его целевым значением, зависит от системы снабжения, размещения складов и системы планирования перевозок.

Чаще повторные перевозки возникают при транспортировке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады и базы для сортировки, фасования и распределения по магазинам. Повторность перевозок оценивается коэффициентом повторности, который находится путем отношения объема перевозок к количеству груза, который потребляется. Снижение повторности перевозок является важной общехозяйственной задачей, решение которой достигается за счет рациональных схем доставки грузов, путем устранения лишних звеньев логистической цепи снабжения.

1.3 Общие сведения о планировании перевозок

Система планирования грузовых перевозок основывается на следующих принципах:



а) соответствие планов грузовых перевозок установленным объемам производства промышленности и сельского хозяйства, строительства, внутреннего товарооборота и международной торговли;

б) оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них с учетом реальной провозной способности транспортных коммуникаций;

в) эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы.

Основным документом, определяющим задание по объему и географии перевозок грузов, является план перевозок. Одновременно план перевозок определяет потребность необходимых технических средств, трудовых ресурсов и порядок эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Планы перевозок формируются предприятиями и организациями промышленности, агропромышленного комплекса и строительства, а принимаются и утверждаются предприятиями и объединениями транспорта (управлениями железных дорог, пароходствами и др.)

В настоящее время основной формой планирования перевозок является годовой план, который детализируется при квартальном и месячном планировании. Годовой план указывает грузопотоки по видам груза, объемам отправления каждого груза (в тоннах), пункты отправления и назначения, направление отправителя и получателя.

При таком планировании становится необходимой постоянная координация работы по составлению, контролю выполнения и корректировке плана поставок производственниками и плана перевозок транспортниками.

В совокупности планы производства по каждому предприятию, административному району, области и экономическому району, а также транспортно-экономические балансы и схемы прикрепления поставщиков к потребителям дают возможность получить план перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами и пунктами (рис.2.6, табл. 2.3).

Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.

Таблица 2.3 - Матрица грузопотоков(грузы в миллионах тонн)

В пункт
из пункта

А

Б

В

Г

Итого

А

-

10,0

5,0

3,0

18,0

Б

12,0

-

8,0

5,0

25,0

В

6,0

4,0

-

7,0

17,0

Г

10,0

20,0

10,0

-

40,0

Итого

28,0

34,0

23,0

15,0

100,0


Для планирования пассажирских перевозок на всех видах транспорта не составляют матриц, а определяют мощность пассажирских потоков по линиям и участкам. Для этого используют отчетные данные об исполненных перевозках, а также сведения периодических обследований и хронометражи пассажиропотоков.

Для целей организации движения, а также для анализа и учета, периодически составляют плановые и отчетные схемы грузовых и пассажирских потоков, которые дают наглядное представление о зарождении, путях следования и погашения отдельных струй и в целом всего потока. Они позволяют также выявить нерациональные перевозки, которые возникают как следствие недостатков планирования перевозок или несовершенства размещения производительных сил.
ЛЕКЦИЯ № 3. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
План лекции
3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта

3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине

3.3. Документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта

3.4. Технические средства железнодорожного транспорта

3.5. Классификация грузовых перевозок

3.6. Понятие о поезде. Система цифрового кодирования сведений о поездах, вагонах, грузах.

3.7. Технология и организация железнодорожных перевозок

3.8. Перевозочные документы и их назначение

3.9. Показатели использования подвижного состава
Литература
1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – К .: Аристей, 2007.- 544 с.

3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.

4.Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2003. – 368 с.

5. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог.Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.:Маршрут, 2005. – 256 с.

6. Транспортне право України: навч. посiб./ Демський Е.Ф., Гiжевський В.К. та iнш. – К.: Юрiнком Iнтер, 2002. – 416с.

3.1. Современное состояние железнодорожного транспорта

Железнодорожная отрасль Украины ежегодно обеспечивает перевозку более 300 млн.т грузов и около 500 млн. пассажиров. На её долю выпалает 85,1 % грузооборота и 54,5 % пассажирооборота.


Железнодорожный транспорт Украины – это:

6 железных дорог, которые объединяют все области Украины,

27 дирекций железнодорожных перевозок,

1666 станций,

126 основных вокзалов,

эксплуатационная протяжённость ж.-д. путей – 22,3 тыс км,

электрифицированы – 9169 км,

68 локомотивных депо,

51 вагонное депо,

инвентарный парк грузовых вагонов – 1744939 ед.,

инвентарный парк пассажирских вагонов - 8429 ед.,

инвентарный парк тепловозов – 2718 ед,

инвентарный парк электровозов – 1796 ед,

среднесписочная численность работников основной деятельности железных дорог – 375,9 тыс. чел.

Сегодня, в составе Укрзализныци функционируют 1497 железнодорожных станций, 128 железнодорожных вокзалов, 55 локомотивных и 48 вагонных депо, 110 дистанций пути, 69 дистанций сигнализации и связи, 44 дистанций. Сеть путей сообщения состоит из главным образом двухпутный электрифицированных, оборудованных автоблокировкой магистралей, которые характеризуются высоким уровнем использования технических средств.

На текущий момент электрифицировано 9878 км путей (45 %). Парк грузовых вагонов насчитывает около 132 тыс единиц, пассажирских вагонов – 7 тыс. единиц, электровозов – 1500 единиц, в эксплуатации также более 1300 секций электропоездов (из них, 14 рельсовых автобусов) и 247 секций дизель-поездов.

По густоте железных дорог Украина занимает ведущее место среди стран СНГ и приближается по этому показателю к европейским странам: Франции, Италии, Румынии.

По объёмам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, Индии и России.

Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов перехода границы и с 13 основными морскими портами Чёрного и Азовского морей и р. Дунай.

Вопросы развития транзита занимают исключительные позиции в европейской транспортной политике. Поэтому развитие международных транспортных коридоров в Украине относится к важнейшему напрвлению интеграции Украинских железных дорог в международную транспортную систему.

По территории Украины проходят три международных транспортных коридора - № 3, 5, 9. Через порты Рени и Измаил осуществляется связь с коридором № 7.
3.2. Система управления железнодорожным транспортом в Украине

Железнодорожный транспорт Украины как одна из мощных отраслей имеет большое общегосударственное значение.

Основой в его организационной деятельности является государственное управление железнодорожным транспортом.