Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) создание надежной системы различных видов связи (телефон, телетайп и др.), обеспечивающей смешанные перевозки полной информацией в транспортных узлах и на примыкающих к узлам линиях.

Технический аспект взаимодействия является сложной проблемой и подлежит дальнейшей разработке.

Технологический аспект проблемы взаимодействия заключается в необходимости подчинения операции обработки груза в транспортных узлах единому порядку, без которого быстрая и эффективная перегрузка груза с одного вида транспорта на другой невозможна.

В организационном отношении проблема взаимодействия обеспечивается, с одной стороны, совместной разработкой документов, регламентирующих эксплуатационную работу различных видов транспорта (например, графики движения транспортных единиц на подходах к узлу и др.), а с другой - принятием единой системы оперативного планирования текущей работы. Существенное влияние на ход и результаты эксплуатационной работы в транспортных узлах оказывает система оперативного управления или командования с формированием единых смен и т.д.
6.3. Смешанные железнодорожно-водные сообщения
В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузы к перевозке принимают по плану, утвержденному Министерством транспорта. Сроки начала приема грузов от железных дорог речными и морскими портами и пристанями при открытии навигации и сроки окончания приема перед закрытием навигации пароходства сообщают управлениям железных дорог не позднее, чем за 20 суток до начала или окончания приема грузов.

Сроки доставки определяют по правилам, разработанным Министерством транспорта. Каждый из этих видов транспорта несет ответственность за просрочку доставки груза в соответствии с его виной по задержке в пути следования. Для этого в пунктах перевалки ведут строгий учет передачи груза, а в дорожной ведомости ставят календарные штемпеля с указанием времени передачи груза с одного вида транспорта на другой. На основании этого устанавливают виновность в нарушении сроков доставки.

В состав перевалочных пунктов, необходимых для организации прямых смешанных железнодорожно-водных сообщений, входят порт или пристань с обслуживающей его железнодорожной станцией и соединительные пути. Пункты перевалки могут быть универсальные (для разных грузов) и специализированные по отдельным видам грузов (леса, нефтепродуктов и т.д.). Первые являются перевалочными пунктами общего пользования, а вторые обычно принадлежат ведомствам. Транспортные организации осуществляют прямые смешанные перевозки по единому перевозочному документу без участия владельцев груза с перевалкой в принадлежащих им перевалочных пунктах общего пользования.


Работы по перевалке грузов из вагонов на суда и в склады и наоборот выполняют перегрузочными средствами порта (пристани). Оборудуют вагоны и суда для многоярусного размещения грузов, крепят грузы на вагонах и судах докеры портов с применением материалов и приспособлений, представляемых отправителем. Нередко порты сами имеют материалы и устройства для крепления громоздких и тяжеловесных грузов, за использование которых и за крепежные работы взыскивают плату с отправителя или получателя груза.

Важным условием работы пунктов перевалки является четкое взаимодействие в работе железнодорожных станций, портов и пристаней на основе прогрессивной технологии работы смежных видов транспорта, организации перегрузки грузов по прямому варианту по схеме «вагон-судно» и наоборот, минуя склад, других приемов ускорения обработки судов и вагонов.
6.4. Смешанные железнодорожно-автомобильные сообщения
Автомобильный и железнодорожный транспорт совместно участвуют в перевозках по двум вариантам:

обслуживание автотранспортом железнодорожных станций в городах и населенных пунктах путем подвоза грузов со складов отправителей к местам погрузки в вагоны парка СНГ через склад станции или по прямому варианту, минуя склад, а также вывозом грузов со станций на склады получателей (короткопробежные перевозки);

обслуживание районов, где автотранспорт является продолжением перевозочного процесса грузов с железнодорожных станций, либо началом этого процесса путем доставки грузов на станции (при значительных расстояниях).

В прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении перевозят навалочные, штучные, тарные грузы, грузы в пакетах и контейнерах по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования

В прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении порядок перегрузки и передачи грузов на каждом перевалочном пункте устанавливают на основе узлового соглашения, заключаемого между сторонами на едином технологическом процессе работы станций и автотранспорта. В ЕТП увязывают все операции, осуществляемые станцией, механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ отделения дороги, транспортно-экспедиционной организацией и др. транспортными предприятиями при централизованном ввозе и вывозе грузов. Основанный на передовых методах труда, прогрессивных нормах времени на выполнение операций, ЕТП предусматривает: оптимальное использование складских площадей, погрузочно-разгрузочной техники и транспортных средств; слаженную и ритмичную работу всех участков транспортного процесса; прогрессивное оперативное планирование работы всех участков ЕТП; диспетчерское руководство маневровой и грузовой работой взаимодействующих видов транспорта; выполнение перегрузочных операций по прямым вариантам "вагон - автомобиль" и "автомобиль - вагон"; поточность, непрерывность и параллельность массовых операций; высокую производительность на всех рабочих местах; слаженность действий работников разных профессий и специальностей при выполнении грузовых и коммерческих операций, создание единых смен и комплексных бригад; высокую степень механизации и автоматизации всех операций, включаемых в ЕТП.


ЛЕКЦИЯ № 7. БЕСПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
План лекции
7.1. Бесперегрузочные сообщения и их виды

7.2. Контейнерные и пакетные перевозки
Литература

1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.

3.Афанасьев Л.Л., Островский Н.П., Цукерберт С.М. Единая транспортная система и автотранспортные перевозки. Учебник для вузов. 2-е издание.-М. Транспорт, 1984. - 333 с.

4. Конспект лекций для изучения курса дисциплины “Взаимодействие видов транспорта” (учебное пособие) для студентов специальности 7.100.403 “Организация перевозок и управление на транспорте” / Сост. Красулин А.С. – Мариуполь: ПГТУ,- 2007. – 38 с.
7.1. Бесперегрузочные сообщения и их виды
Увеличение объема перевозок грузов в смешанных сообщениях сопровождается ростом перегрузочных операций, в связи с чем, существенно возрастают трудоемкость и стоимость перевозок.

Для снижения трудовых и денежных затрат осуществляется механизация перегрузочных операций. Одновременно развиваются перевозки грузов в прямом сообщении. Однако во многих случаях прямые перевозки либо невозможны, либо экономически нецелесообразны (например, по дальности перевозок). В связи с указанным все большее применение начинают получать смешанные бесперегрузочные сообщения.

Бесперегрузочным сообщением называют такие способы перевозок, при которых груз в пунктах перевалки передается на новый вид транспорта вместе с грузовой емкостью, в которую он был первоначально помещен в пункте отправления. В настоящее время применяется несколько видов бесперегрузочных сообщений. К ним относятся: железнодорожные, речно-морские, паромные, трейлерные, контейнерные и другие.

Железнодорожные бесперегрузочные перевозки осуществляются на тех направлениях, где груз следует по железным дорогам с разной шириной колеи (например, с колеи 1520 на 1435 мм).

В этом случае на стыковых станциях у вагонов производится замена колесных тележек. Для этого устраивается специальный трехрельсовый путь на две колеи, по бокам которого устанавливают комплект мощных электродомкратов. При замене тележек вагон выставляется на этот путь, кузов вагона поднимается, выкатываются тележки одной колеи, взамен подкатываются тележки другой колеи, кузов опускается на новые тележки и вагон выводится на пути соответствующей колеи. Затем состав сцепляется и отправляется по назначению.


Перевозка на судах «река-море» достигается благодаря созданию специальных кораблей многоцелевого типа, приспособленных для плавания по рекам и морям за счет возможности увеличения осадки судов с целью повышения их мореходных качеств. Они обеспечивают перевозки в пределах двух видов транспорта без дополнительных перегрузочных операций. Эффективность таких перевозок очень высока и они развиваются быстрыми темпами.

Трейлерные перевозки представляют систему перемещения железнодорожных вагонов на трейлерных тележках по шоссе к складу отправителя или получателя.

Контрейлерная система представляет собой перевозку автомобильных полуприцепов и прицепов по железным дорогам.
7.2. Контейнерные и пакетные перевозки

Контейнерные и пакетные перевозки являются в настоящее время самым распространенным видом бесперегрузочных сообщений.

Транспортный пакет представляет собой грузовое место, сформи­рованное из отдельных грузовых единиц в таре или без нее, скреплен­ных в единое целое с помощью обвязок, стяжек иди другими способами, с применением или без применения поддона. Пакет должен обеспечи­вать целостность и сохранность блока груза на всем пути следования, безопасность при перевозке и грузопереработке на складах, рациональ­ное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств, возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и унификации по размерам и другим параметрам грузоподъемного, складского и другого взаимодействующего с пакетом оборудования.

Пакетные перевозки по сравнению с другими способами перево­зок обеспечивают следующие технико-экономические преимущества:

значительно сокращается простой транспортных средств в пунктах погрузки, выгрузки и перевалки, благодаря заблаговременному формированию транспортно-перегрузочных блоков из множества гру­зовых мест;

унифицированные блоки однородных грузов приспособлены для механизации перегрузочных работ, что позволяет поставить грузо-переработку на индустриальную основу;

значительно сокращается потребность в крытых транспортных средствах и закрытых складских помещениях, так как грузы в случае применения оборотной тары и контейнеров можно хранить на открытых площадках и перевозить на открытом подвижном составе;

увеличивается статическая нагрузка вагонов и автомобилей в результате лучшего использования грузоподъемности, что приводит к уменьшению потребного количества подвижного состава;


улучшается структура парка грузоподъемной техники за счет применения небольшого числа механизмов, повышенной грузоподъем­ности для унифицированных по размерам и массе грузовых блоков;

сокращаются сроки доставки грузов, особенно мелкопартион­ных;

сокращается число грузовых операций, в результате чего сни­жается трудоемкость грузопереработки в 2-3 раза, повышается произ­водительность труда на рабочих местах основных производств на 4...6%, сокращаются расходы на грузопереработку, тару и упаковку;

применение производственной тары и пакетирование грузов повышает культуру и уровень эстетики на предприятиях и на транспор­те, упрощает методы управления процессом грузодвижения.

Идея контейнерной системы заключается в том, что груз перевозится с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости - контейнере, который в пунктах перегрузки передается с одного вида транспорта на другой. То есть, контейнер одновременно выполняет функции кузова автомобиля или вагона, тары и склада для груза.

Техническую базу контейнерной системы составляют: парк контейнеров, подвижной состав, используемый для перевозки контейнеров, перегрузочные механизмы и оборудование и постоянные сооружения, сосредоточенные в пунктах отправления, перегрузки и выгрузки контейнеров.

Перемещение контейнеров в пределах территорий станции и портов производятся специальными подъемно-транспортными машинами-автоконтейнеровозами, которые двигаются со скоростью 30-40 км/час и штабелируют контейнеры в 2,3 и 4 яруса. Широко применяются вилочные автопогрузчики.


Рис. 7.3. Козловой двухконсольный контейнерный кран КДКК- 32:

1 – мост; 2 – кабина управления; 3 – вспомогательный кран для ремонтных и монтажных работ; 4 – грузовая тележка; 5 – балки для жесткой увязки стоек опор; 6 – автоматический захват; 7 – ходовые тележки.
Новый способ перевозки обусловил и новые формы организации перевозочного процесса. В настоящее время в крупных транспортных узлах, где зарождаются и погашаются мощные потоки контейнерных грузов, созданы и продолжают создаваться контейнерные терминалы, а в менее крупных узлах и на станциях - контейнерные пункты, которые осуществляют прием контейнеров к перевозке от отправителей и выдачу их получателям, оформление перевозок и финансовые расчеты, сортировку контейнеров и перегрузку их с одного вида транспорта на другой.