Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй элемент или собственно перевозка груза, может быть простым или сложным. Когда перевозка груза осуществляется непосредственно от предприятия-производителя до предприятия-потребителя («от двери до двери») без дополнительных перегрузов в пути и осуществляется одним видом транспорта (железнодорожным, автомобильным и др.) перевозка груза и в целом транспортный процесс называют простым (рис. 1.3).

В случае, когда возникает необходимость доставки (подвоза) груза автотранспортом от предприятия-производителя до станции магистральной железной дороги и дополнительной его выгрузки с промежуточным складированием и последующей погрузкой на магистральный железнодорожный транспорт для доставки предприятию-потребителю, перевозка и перевозочный процесс в целом называется сложным. Он может быть только с подвозкой груза (рис. 1.4, а) или с подвозкой и вывозкой груза со станции магистральной железной дороги предприятию - потребителю (рис.1.4,б)

Третий элемент включает расформирование транспортной единицы, подачу подвижного состава под выгрузку, собственно грузовую операцию, документальное оформление получения груза, вывод порожнего подвижного состава от грузового фронта (склада).

Чтобы не приводить к семантическим проблемам, дадим определения некоторым основным понятиям.

Процесс перевозки – совокупность операций, от момента подготовки груза к отправлению до момента получения груза грузополучателем, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств груза (этапы 1-2-3-4-5 рис. 1.5, а или этапы 1-2-3-4-5-6-7 рис. 1.5, б).

Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного хранения груза, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4 рис. 1.5, а или этапы 2-3-4-5-6 рис. 1.5, б).

Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочных пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6 рис. 1.5, а или этапы 2-3-4-8 и 4-5-6-9 рис. 1.5, б).

Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, погрузки, транспортирования, и разгрузки груза. Законченный цикл транспортного процесса называется иногда ездкой (этапы 2-3-4-6 рис. 1.5,
а или 2-3-4-8 или 4-5-6-9 рис. 1.5, б).

Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5 рис. 1.5, б).

ЛЕКЦИЯ № 2. ОБРАЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ
План лекции

2.1. Образование грузовых потоков

2.2. Характеристика грузовых потоков

2.3. Общие сведения о планировании перевозок
Литература
1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь. Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М. Высшая школа, 1991г. - 383с.

3. Афанасьев Л.Л., Островский Н.П., Цукерберт С.М. Единая транспортная система и автотранспортные перевозки. Учебник для вузов. 2-е издание. - М. Транспорт, 1984 г. - 333 с.
2.1. Образование грузовых потоков

В соответствии со сложившимся размещением производительных сил территория страны делится на экономические районы. В Украине имеются Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный экономические районы.

Поскольку в каждом экономическом районе существует сложившийся комплекс производств ведущих отраслей промышленности, он получает ту или иную специализацию. Например: Донецко-Приднепровский район в основном характеризуется развитым угольно-металлургическим производством.

По мере развития производительных сил страны схема специализации в целом и профиль каждого экономического района со временем могут дополняться и изменяться. Однако, основным признаком специализации остается та продукция, которая производится в массовом количестве, значительно превышающем собственные потребности данного района.

Поэтому специализация экономических районов позволяет за счет действующих производств, а при необходимости, и наращивания мощностей предприятий производить в этих районах определенные виды высококачественной и дешевой продукции в больших масштабах и удовлетворять ею не только свои потребности, но и нужды других экономических районов страны.

Таким образом, возникает необходимость межрайонного обмена различными видами сырья
, топлива, полуфабрикатами и готовыми изделиями.

Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции (уголь, руда, металл, лес, нефть и др.) составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам страны. Первым этапом этой работы является составление таблицы транспортно-экономического баланса (табл. 2.1). Для примера рассмотрим таблицу ТЭБ для Украины по трем видам продукции: уголь, металл и изделия машиностроения (данные приведены условно).

Таблица 2.1.

Транспортно-экономический баланс

Вид

продукции

Экономи-ческие районы

Объем продукции, млн.т.

Производство

Потребление

Баланс

Экспорт

Импорт

+



Уголь

Дон.-Придн.

35,0

16,0

19







Юго-Запад.



13,0



13





Южный



6,0



6





Итого

35,0

35,0

19

19





Металл

Дон.-Придн.

24,0

4,0

20



10,0



Юго-Запад.



8,0



8





Южный



2,0



2





Итого

24,0

14,0

20

10

10,0



Машино-строительная

Дон.-Придн.

6,0

9,0



3



1,0

Юго-Запад.

12,0

9,0

3







Южный

4,0

6,0



2



1,0

Итого

22,0

24,0

3

5



2


На втором этапе на основе таблиц ТЭБ по направлениям грузопотоков важнейших видов продукции формируется схема межрайонного грузообмена или межрайонных транспортно-экономических связей. Эти связи характеризуются большой дальностью перевозок и концентрацией грузопотоков на основных транспортных магистралях (рис. 2.1).

Аналогичные транспортно-экономические балансы составляются и внутри каждого экономического района.

Таким образом, в общем виде транспортно-экономический баланс состоит из трех взаимоувязанных частей:

а) объемов производства и отправления грузов;

б) объемов потребления и приема грузов;

в) схемы транспортно-экономических связей, то есть схемы прикрепления поставщиков к потребителям, которая включает: сводный баланс по видам продукций, географию и адрес перевозок, а также предложения по рациональному распределению перевозок по видам транспорта.

2.2 Характеристика грузовых потоков

Планирование, учет и анализ деятельности транспорта опира­ется на систему показателей, с помощью которых измеряют объем и качество его работы. Наряду со специфическими, применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта. Для изме­рения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов (в т); грузооборот (в т-км); средняя дальность перевозок (в км).

На некоторых видах транспорта определяют также объем пере­возки важнейших грузов по установленной номенклатуре, а на железнодорожном транспорте, кроме объема перевозок в тоннах, ежедневно учитывают (и планируют) погрузку вагонов в целом и по важнейшим родам грузов.

Объем перевозок (Q) - это количество груза, которое было перевезено или планируется к перевозке за определенный промежуток времени, определяется в тоннах.

Грузооборот (Р) определяет выполненную, или планирующуюся транспортную работу по перемещению груза за определенный промежуток времени, определяется в тонно-километрах.

Средняя дальность перевозок (Lср) характеризует величину пробегов и определяется, как частное от деления грузооборота на объём отправления.

Более точно объём перевозок грузов характеризует показатель – грузопоток. Грузопоток определяется как объём перевозок, проходящий в единицу времени через определённое сечение транспортного пути в определённом направлении.

Грузопотоки классифицируются в зависимости от существования во времени: постоянные, временные, сезонные, а также в зависимости от дальности: местные и транзитные.

Местный грузопоток - это корреспонденция груза между смежными пунктами, транзитный - из одного пункта в другой через несколько промежуточных.

В зависимости от территории освоения грузопотоки могут относится к пункту производства, транспортному пункту, участку дороги, экономическому или административному району и всей стране.

Грузопоток транспортного пункта (склад, грузовая станция, пристань, порт и т.д.) измеряется количеством прибываемых, отправляемых и транзитных грузов.

Грузопоток участка дороги характеризуется количеством грузов