Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


График загрузки портов разрабатывается на основе графиков движения судов и позволяет установить и отрегулировать скопление судов в портах.
5.4. Технология и организация на морском транспорте

Технология работы морского транспорта определяется многими законодательными и техническими документами, наставлениями и инструкциями, регламентирующими способы и порядок работы судов, портов, судоремонтных и других предприятий с целью обеспечения нормального и безопасного функционирования.

Флот и порты - это главные элементы производственного процесса, от работы которых в основном зависит эффективность процесса транспортировки грузов. При разработке всех технологических процессов и при их осуществлении стремятся к максимальной параллельности операций с целью сокращения общего простоя судна и достижения наивысшей производительности труда.

Технологические процессы определяют перечень и порядок работ с судами, прибывающими под погрузку грузов, выгрузку грузов и т.д.

Так, технологический процесс по обработке судна, прибывающего под погрузку груза, определяет следующий перечень и порядок работ:

- подачу судна под погрузку;

- обработку судна в процессе погрузки;

- осмотр, проверку и принятие груза к перевозке и собственно погрузки груза;

- подготовку судна к рейсу;

- выхода судна из порта;

- движения судна по курсу в порт назначения.

По прибытии груза в порт конечного назначения производятся работы, связанные с выгрузкой грузов, которые аналогичны тем, которые названы при погрузке. При этом в состав каждой работы также входит целый ряд операций.

Технологический процесс работы порта слагается из следующих основных элементов:

- приема грузов от клиентуры к перевозке и укладка его на причале;

- подготовка порта к приему судна;

- погрузка (выгрузка) судна;

- подготовка порта к отходу судна;

- выдача груза получателям.

Эти работы также включают целую группу операций и на их выполнение составляются свои технологические процессы.

Организация перевозочного процесса

Организацию перевозочного процесса на морском транспорте определяют: Кодекс торгового мореплавания, международные конвенции и соглашения, Правила технической эксплуатации флота и др. документы.

5.5. Значение, техническое оснащение и основы эксплуатационной деятельности речного транспорта
Речной транспорт имеет важное значение, так как разгружает железнодорожный, особенно в сезон перевозки продукции сельского хозяйства. Большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей имеет речной транспорт в северных и восточных районах, где недостаточно развита сеть железнодорожных и автомобильных дорог.

К достоинствам речного транспорта относится: большая провозная способность в результате большой грузоподъемности под­вижного состава; невысокая себестоимость перевозок грузов (не выше, чем на железнодорожном транспорте); меньшие (в несколько раз) капитальные затраты на организацию судоходства, чем на постройку железнодорожных и автомобильных дорог.

К недостаткам речного транспорта, которые ограничивают сферу его применения, относятся: нерегулярность перевозок из-за замерзания рек зимой и обмелением летом; удлинение маршрутов следования грузов; невысокая скорость перевозок (4-13 км/ч).

К техническому оснащению речного транспорта относятся: флот, водный путь, порты, пристани, судостроительные и судоремонтные заводы, связь.

Флот состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных и технических.

Водный путь образуют судоходные части рек, озер, водохранилищ, искусственные каналы с соответствующими гидротехническими сооружениями и оборудованием.

Порты являются основой берегового хозяйства речного транспорта. Они имеют водяные подходы определенных размеров; рейды прибытия и отправления судов, формирования и расформирования составов; причальные набережные, грузовые склады и площадки; подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути;- подъемно-транспортное оборудование и устройства для погрузочно-разгрузочных работ; объекты электроснабжения, водо- и теплоснабжения. В большинстве портов созданы специальные контейнерные причалы или контейнерные терминалы для перегрузки большегрузных контейнеров, оснащенные перегружателями грузоподъемностью 30,5 т.

Пристани выполняют ограниченные функции по перевалке грузов и обслуживанию пассажиров.


ЛЕКЦИЯ № 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
План лекции

6.1. Сущность и современное состояние

6.2. Условия эффективного взаимодействия различных видов транспорта

6.3. Смешанные железнодорожно-водные сообщения

6.4. Смешанные железнодорожно-автомобильные сообщения
Литература

1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов.-М. Высшая школа, 1991. - 383с.

3.Афанасьев Л.Л., Островский Н.П., Цукерберт С.М. Единая транспортная система и автотранспортные перевозки. Учебник для вузов. 2-е издание.-М. Транспорт, 1984. - 333 с.

4. Конспект лекций для изучения курса дисциплины “Взаимодействие видов транспорта” (учебное пособие) для студентов специальности 7.100.403 “Организация перевозок и управление на транспорте” / Сост. Красулин А.С. – Мариуполь: ПГТУ,- 2007. – 38 с.

6.1. Сущность и современное состояние
Основная масса грузовых перевозок осуществляется с участием двух или более видов транспорта. Так, 80 % грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, зарождается и погашается на промышленном транспорте. Примерно 90 % грузов, прибывающих в морские порты, передаются на железнодорожный транспорт. Около 50 % грузов речного транспорта также поступает на железные дороги. Значительная доля нефти и нефтепродуктов передается по трубопроводам через соответствующие терминалы на железнодорожный, морской, речной и автомобильный виды транспорта. Автомобильный транспорт также взаимодействует со всеми видами транспорта. Однако, существующие формы и методы взаимодействия различных видов транспорта недостаточно эффективны.

Пунктами непосредственного взаимодействия различных видов транспорта являются стыковочные пункты или транспортные узлы. В настоящее время во многих случаях переход грузовых потоков с одного вида транспорта на другой сопровождается значительными затратами живого труда, финансовых средств и времени, что удорожает перевозку, увеличивает сроки доставки грузов и оборот подвижного состава.

Особенно велики задержки грузов при их передаче с железнодорожного на водный транспорт и обратно. В результате такие прогрессивные перевозки развиваются медленно. Так, например, в смешанных железнодорожно-речных сообщениях перевозится только 1,5 - 2,0 % от суммарного объема грузов этих видов транспорта. В то же время параллельно незагруженному речному пути идет мощный поток грузов по железным и автомобильным дорогам.

При единстве цели для всех видов транспорта каждый из них имеет свою область и условия эффективного использования, что и обусловливает необходимость их взаимодействия в Единой транспортной системе страны.

С другой стороны, постоянное техническое развитие и совершенствование транспортных средств и усложнение перевозочного процесса каждого вида транспорта, действуют напротив, в направлении обособления каждого вида транспорта. В связи с этим проблема взаимодействия требует не только организационной взаимоувязки действий работников, участвующих в едином перевозочном процессе (а к этому раньше сводилось понимание задач взаимодействия), но более глубокой интеграции различных видов транспорта, начиная от технической оснащенности и кончая системой управления.

6.2. Условия эффективного взаимодействия различных видов транспорта
Эффективное взаимодействие различных видов транспорта зависит от многих условий экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характера.

В экономическом аспекте первым важным условием является идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения, передаваемых для исполнения всем подразделениям соответствующих видов транспорта. Оперативные планы перевозок (на квартал, месяц) должны совпадать по объемам, номенклатуре, срокам, пунктам отправления, перевалки и получения груза.

Другим важным экономическим рычагом для развития эффективных смешанных сообщений являются тарифы на перевозку грузов. Так, железнодорожный транспорт при отправлении груза в прямом смешанном железнодорожно-речном сообщении снижает провозную плату примерно на 30%. При перевозках в железнодорожно-морском сообщении и в других сочетаниях такие поощрительные тарифы не применяются. Следовательно возникает необходимость создания системы унифицированных тарифов, которые бы стимулировали развитие смешанных перевозок.

Технический фактор проблемы взаимодействия сводится к унификации конструкции и мощностей основных элементов и звеньев различных видов транспорта, участвующих в осуществлении перевозок в смешанных сообщениях. Эти мероприятия включают:

а) согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующихся линий, по которым следуют потоки грузов смешанного сообщения, а также отдельных устройств в узлах стыков. Например, вместимости приемо-отправочных путей на станциях и причалах порта, приспособленности техники для перегрузки грузов из вагонов в суда и автомобили и обратно, мощностей перегрузочной техники и емкости складов и т.д.

б) увязки параметров подвижного состава взаимодействующих видов транспорта. В частности, должны иметь соответствие: грузоподъемность судна и масса поезда, вагона и автопоезда; специализации судна и вагонов поезда и др.

в) рациональная планировка транспортных узлов, поточность размещения всех объектов, связанных с перегрузочным процессом, обеспечение параметрического и геометрического соответствия рельсового пути, подвижного состава и перегрузочного оборудования (например: соответствие вагонов конструкции вагоноопрокидывателя, цистерн - наливным-сливным эстакадам и т.д.).