Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На чертеже-схеме дается укрупненное графическое изображение процесса и по каждой операции указываются:

- содержание работ, способ их выполнения и применяемое оборудование;

- число операций в цикле и их продолжительность;

- профессия и число занятых работников;

- суммарная трудоемкость.
4.10. Показатели работы автотранспорта

Производственным процессом грузового автомобильного транспорта является перемещение грузов во времени и пространстве, т. е. перемещение определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Единицей этого производственного процесса является ездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, выполняемых с момента погрузки груза до следующей погрузки.

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценивать степень использования подвижного состава и результаты его работы.

Показателями, характеризующими степень использования подвижного состава, являются: Т — коэффициент технической готовности подвижного состава; В — коэффициент выпуска подвижного состава на линию;  — коэффициент использования грузоподъемности;  — коэффициент использования пробега; Lег — средняя длина ездки; lгр — среднее расстояние перевозки груза; tп-р — время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой; Тн — время в наряде; Vт —техническая скорость движения; Vэ — эксплуатационная скорость.

Показателями, характеризующими результаты работы подвижного состава, являются: nе — число ездок; Lг — пробег с грузом; L—общий пробег; производительность подвижного состава — выработка в тоннах U и тонно-километрах W; Q — объем перевозок в тоннах; Р—грузообо­рот в тонно-километрах.

ЛЕКЦИЯ № 5. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ВОДНЫМ (МОРСКИМ И РЕЧНЫМ) ТРАНСПОРТОМ
План лекции

5.1. Структура управления и документы, регламентирующие деятельность водного транспорта

5.2. Перевозочные документы на морском и речном транспорте


5.3. Значение и техническое оснащение морского транспорта

5.4. Технология и организация на морском транспорте

5.5. Значение, техническое оснащение и основы эксплуатационной деятельности речного транспорта
Литература

1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь.Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.

2. Яцковский Л.Ю., Зеркалов Д.В. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – К .:Аристей, 2007.- 544 с.

3. Транспортне право Украiни: навч. посiб./ Демський Е.Ф., Гiжевський В.К. та iнш. – К.: Юрiнком Iнтер, 2002. – 416с.

4. Зачесов В.П. Технология и организация перевозок на речном транспорте: Учеб.пособие для вузов/ В.П.Зачёсов, В.Г.Филоненко. – Ростов н/Д: Феникс; - 2005. – 400с.
5.1. Структура управления и документы, регламентирующие деятельность водного транспорта
Управление водным транспортом Украины осуществляет Государственная администрации морского и речного транспорта (Укрморречфлот). Укрморречфлот ответственен перед Кабинетом министров Украины, подотчетный и подконтрольный министру транспорта и связи. Государственная администрация морского и речного транспорта в пределах своих полномочий реализовывавает государственную политику в отрасли морского и речного транспорта, в сфере торговой мореходности, судоходства на внутренних водных путях и навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства; осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности судоходства в территориальном море, внутренних водах, на внутренних водных путях, в морских и речных портах, а также контроль за соблюдением субъектами ведения хозяйства требований законодательства и международных договоров Украины по вопросам торговой мореходности, судоходства на внутренних водных путях, навигационно-гидрографического обеспечения судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Основным звеном управления морским и речным флотом является пароходство. Линейным подразделением – порт. В Укрморречфлот входят также ряд объединений, которые фрахтуют суда, обеспечивают обслуживание украинских судов в зарубежных портах и др.

Основными источниками права на водном транспорте являются:

- Закон Украины «О транспорте»;

- Кодекс торгового мореплавания;

- Водный кодекс Украины;

- Устав внутреннего водного транспорта.

Кодекс торгового мореплавания
состоит из 11 разделов и является основным нормативным документом, определяющим права и обязанности перевозчика и грузовладельца в процессе морских перевозок.

Водный кодекс Украины регулирует правовые отношения в целях обеспечения сохранности, рационального использования водного пространства для нужд населения и отраслей экономики, обновления водных ресурсов, охраны воды от загрязнения и исчерпания, улучшения состояния водных объектов и др.

Устав определяет основные задачи и обязательства органов внутреннего водного транспорта по обеспечению нужд государства в перевозках грузов и пассажиров внутренними водными путями, а также взаимоотношения внутреннего водного транспорта с другими отраслями народного хозяйства.
5.2. Перевозочные документы на морском и речном транспорте
Морской транспорт

В дополнение в КТМ и в его развитие разрабатываются и утверждаются следующие документы: Правила планирования перевозок (отправления) грузов морским транспортом, Общие и специальные правила перевозок грузов, Правила перевозок опасных грузов и др.

Отдельные перевозки грузов и буксировка плавучих объектов регулируется условиями договоров, заключаемых между пароходствами и клиентурой.

Морские пароходства разрабатывают стандартные формы договоров применительно к грузопотоку и специфике работы транспорта в данном бассейне.

Мелкие разовые отправки грузов могут перевозиться без заключения договоров.

Годовой договор морской перевозки носит предварительный характер. Перевозка конкретного груза на конкретном судне оформляется перевозочным документом, который называется коносамент. Коносамент составляется на основе представленного грузоотправителем погрузочного ордера (форма КЭ - 6.2).

Коносамент удостоверяет заключение сторонами соглашение о перевозке и является договором на конкретную перевозку. Он, кроме того, представляет собой:

- расписку органов морского транспорта о получении груза от отправителя для доставки в пункт назначения;

- грузораспорядительный документ, так как в нем содержится обязательство выдать груз юридическому лицу, указанному в коносаменте, или тому лицу, к которому согласно передаточной надписи на коносаменте переданы права грузораспорядителя.


Коносаменты используются трех видов:

- именные, в которых указываются конкретные грузополучатели (организация, предприятие, фирма и т.д.);

- предъявительские, выписываемые на предъявителя. Груз выдается тому, кто предъявит коносамент;

- ордерные, которые могут передаваться другим лицам по указанию грузоотправителя.

Речной транспорт

Основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения сторон при перевозке грузов речным транспортом, является Устав внутреннего водного транспорта. Его действия распространяются на все судоходные и сплавные реки, судоходные озера и искусственные водные пути, находящиеся на территории страны.

В развитии Устава Министерство транспорта разрабатывает (с участием заинтересованных министерств и ведомств) и утверждает Правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций. Правила перевозок, как и Правила плавания по внутренним водным путям, обязательны для пароходства, грузоотправителей и грузополучателей.

При перевозке конкретной партии груза роль договора играет накладная.

Навигационный договор и накладная различаются по своему назначению тем, что договор вытекает из ответственности сторон за выполнение общего объема перевозок, а накладная - за перевозку каждой отдельной партии.

На речном транспорте наиболее часто применяются следующие накладные:

- на перевозки сухогрузов во внутреннем водном сообщении (форма ГУ-1);

- на буксировку судов и плотов (форма ГУ-5);

- на перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях (форма ГУ-7);

- на перевозку нефтегрузов наливом (форма ГУ-9) и др.

На основании накладной выписывается дорожная ведомость, которая содержит все данные, имеющиеся в накладной. Дорожная ведомость - документ строгой отчетности пароходства. Она состоит из четырех частей: дорожной ведомости с талоном, квитанции к дорожной ведомости, копии дорожной ведомости и корешка. Все части дорожной ведомости имеют одинаковый печатный порядковый номер. Этот номер переносят в накладную, и он является номером данной отправки.
5.3. Значение и техническое оснащение морского транспорта
Морской транспорт выполняет как внутренние, так и внешние перевозки страны. Выполняя внутренние перевозки, он способствует развитию многих экономических районов, тяготеющих в транспортном отношении к морским бассейнам.


Внутренние перевозки выполняются морскими сообщениями двух видов. К первому относится большой каботаж, т.е. плавание судов между портами СНГ разных морских бассейнов (Северным, Балтийским, Черноморо-Азовско-Дунайским, Каспийским, Дальневосточным). Ко второму виду относится малый каботаж, т.е. плавание судов между портами одного морского бассейна.

Выполняя внешние перевозки, морской транспорт приобретает особенное значение, т.к. обеспечивает внешние связи нашей страны с зарубежными странами, доставляет внешнеторговые грузы, связывает транспортные системы нашей и других стран.

К основным элементам технического оснащения морского транспорта относятся: флот, порты, судоремонтные предприятия, путевое хозяйство, средства, связи и электрорадионавигации.

Флот - это совокупность судов различных типов, размеров и назначений. Он состоит из судов транспортного назначения (грузовых, пассажирских, грузопассажирских), а также служебно-вспомогательного, технического и специального назначения. Транспортные суда составляют основу торгового морского флота.

Морские порты представляют собой комплексы причальных сооружений, перегрузочной техники, складских помещений, железнодорожного хозяйства и других технических средств. Они обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. По эксплуатационным особенностям порты делятся на универсальные (принимают суда с любым грузом) и специализированные (нефтяные, рудные, пассажирские и т.д.). Важнейшим направлением развития портового хозяйства является увеличение пропускной способности портов путем их технического перевооружения и реконструкции, строительства новых специализированных перегрузочных комплексов и объектов комплексного обслуживания флота.

Морской путь - пространство морей и океанов, включающее в себя проливы и каналы, а также путевое хозяйство, т.е. комплекс технических средств и сооружений, обеспечивающих свободное и безопасное плавание судов.

Эксплуатационная деятельность морского транспорта определяется, корректируется и направляется техническим планом работы флота и портов. Основой технического плана является график работы флотов и портов, который координирует работу всех звеньев морского транспорта, его смежных видов, грузоотправителей и грузополучателей. График работы состоит из двух взаимоувязанных частей: графика движения (работы) судов и графика загрузки портов. График движения определяет работу каждого судна во времени и пространстве, обеспечивает контроль за работой каждого судна и оптимальное использование флота.