Файл: 1 Понятие и сущность менеджмента. Содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Естественно предположить, что подобная форма предпринимательства не найдет большого количества желающих ее применить на практике. Боязнь личной ответственности отталкивает предпринимателей, хотя положительно оценивается кредитными организациями. Это объясняет тот факт, что полные товарищества встречаются очень редко. Кроме того, характер отношений в товариществах не позволяет привлечь дополнительные средства со стороны, что препятствует хозяйственной деятельности в капиталоемких сферах бизнеса. Коммандитные товарищества способны сконцентрировать определенные финансовые средства, но отличаются негибким руководством и отстраненностью вкладчиков от процесса управления.
Обычно в деловой практике встречаются хозяйственные общества, поскольку эта форма организации больше устраивает практиков бизнеса. В хозяйственном обществе объединяется не личное участие его членов, а капиталы (имущество, денежные средства). Хозяйственные общества характеризуются отсутствием личной ответственности участников за результаты хозяйственной деятельности общества. Учредители несут только риск убытков в пределах принадлежащих им акций или стоимости внесенных вкладов, поэтому эти формы организации деловой активности весьма привлекательны для их участников. Существуют следующие основные формы хозяйственных обществ: акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Последняя форма образования юридического лица роднит хозяйственные общества с хозяйственными товариществами, поскольку предполагает субсидиарную ответственность его членов своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов, по обязательствам такого общества.
Другой чертой, выгодно отличающей (в глазах учредителей) хозяйственное общество от хозяйственного товарищества, является наличие у обществ структуры органов управления, отсутствующей у хозяйственных товариществ, управляющихся по общему согласию всех участников.
С точки зрения хозяйственной деятельности наиболее приемлемой признается та форма организации юридического лица, которая позволяет сконцентрировать максимальный размер денежных средств и осуществлять наиболее эффективное управление. Что касается концентрации денежных средств, то в этом отношении максимальные возможности предоставляют открытые акционерные общества (АО), выпускающие акции, продажа которых может обеспечить приток необходимых средств
1. Говоря об управлении акционерными обществами, необходимо отметить, что наиболее важные вопросы АО решаются на общем собрании акционеров квалифицированным большинством голосов (3/4 от общего числа акций). В АО голосуют акции, поэтому концентрация акций в одних руках приравнивается к концентрации управления.
В отличие от открытых АО общества с ограниченной ответственностью (ООО) не выпускают акций, а поэтому имеют меньше возможностей для привлечения дополнительных средств. В хозяйственной практике ООО регистрируются частными лицами, рассчитывающими на личные средства для ведения бизнеса и заинтересованными в личном контроле над вложенными средствами. Другая отличительная особенность ООО - это процедура управления. Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предусматривает особой процедуры голосования при решении вопросов, относящихся к компетенции общего собрания. Процедура голосования прописывается в уставных документах общества, в то время как вопросы управления АО более строго регламентируются государством. Кроме уже указанных отличий, участник ООО имеет право выйти из общества в любой момент с выделением причитающейся ему доли в уставном капитале. Выход акционера из АО осуществляется путем продажи принадлежащих ему акций.
Обе формы хозяйственных обществ предполагают защиту интересов крупных вкладчиков, поскольку чем больше вклад участника, тем больше голосов при решении особо важных вопросов жизни общества ему принадлежит. Следовательно, у крупных вкладчиков появляются рычаги влияния на выбор направлений хозяйственной деятельности общества и на ее результаты.
Чаще других в гостиничном бизнесе используется такая форма организации юридического лица, как создание акционерного общества. Общества с ограниченной ответственностью регистрируются значительно реже. Организация гостиничного бизнеса возможна с использованием других форм образования юридического лица, предусмотренных законом, в частности посредством создания производственного кооператива (артели). Эта форма образования юридического лица наиболее подходит для создания малых гостиниц, в том числе семейного типа. Производственный кооператив предполагает "добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (...торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов". В отличие от ООО и АО производственные кооперативы предоставляют одинаковое право голоса всем своим участникам, независимо от размера внесенного пая. В этом смысле такая юридическая форма хозяйственной деятельности представляется более демократичной, но и более уязвимой в плане управления.
Демократические способы хозяйствования эффективны только при наличии понимания между членами кооператива и при совпадении оценок участников по поводу основных направлений развития. С этой точки зрения кооператив как одна из разновидностей коммерческой организации мало используется при создании крупных гостиничных комплексов, ограничивая сферу своего распространения небольшими (преимущественно семейными) предприятиями.
Значительная часть российских гостиниц существует в форме унитарных предприятий (государственных или муниципальных), основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, принадлежащим государству или органам местного самоуправления. На базе имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, создается унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Такое предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в строго ограниченных (уставом, заданиями собственника или назначением имущества) рамках. Собственник имущества сохраняет права на доходы, полученные от управления принадлежащим ему имуществом, но и несет ответственность по долгам предприятия при недостаточности имущества последнего. Унитарное предприятие действует на основании устава, разработанного собственником имущества, в рамках, им же установленных, и управляется руководителем, назначаемым государством (или муниципальным органом управления).
Цель подобной организации хозяйственной деятельности - обеспечить максимальный контроль над процессом использования государственного имущества и распределения полученной прибыли. Вместе с тем подобная структура управления, снимающая как риск собственных ошибок, так и радость самостоятельных действий, снижает эффективность использования государственного имущества. Большинство западных экспертов признает процедуру назначения директоров российских государственных гостиниц тормозом развития гостиничной индустрии. В отношении Москвы было бы несправедливо повторять те же выводы, поскольку загрузка муниципальных предприятий в столице выше, чем загрузка частных и акционерных предприятий. Это не мешает Правительству рассматривать вопросы о приватизации отелей, принадлежащих городу, с целью привлечения дополнительных средств в гостиничную сферу столичного предпринимательства.
Наконец, как уже было упомянуто выше, гостиничные предприятия могут создаваться с целями, отличными от коммерческих. Иными словами, предоставление услуг размещения этими предприятиями не будет иметь целью извлечение прибыли, что характерно для некоммерческих организаций (общественных и религиозных фондов, учреждений, ассоциаций, союзов). Некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (что ограничивает правоспособность этих юридических лиц). В зависимости от формы некоммерческая организация имеет различные направления деятельности и некоторые отличительные особенности. Объединяющая все разрозненные формы некоммерческих организаций черта - добровольность объединения и цели: социально-культурные, религиозные, управленческие и т.д.
Некоммерческие организации полностью или частично финансируются своими учредителями, что дает этим организациям возможность не преследовать коммерческие цели в своей деятельности.
Так, например, Постановлением Правительства РФ №670 от 8 июня 1996 г. предусматривается организация социальных гостиниц для лиц без определенного места жительства. Эти гостиницы действуют в форме учреждений и в соответствии с примерным положением о них.
Информация, изложенная в данном подразделе, не может претендовать на исчерпывающий охват всех проблем, возникающих при выборе организационно-правовой формы будущей гостиницы. Перечисление и краткая характеристика основных типов юридических лиц, встречающихся в практике гостиничного бизнеса в нашей стране, не раскрывает всех их достоинств или недостатков. Цель данного подраздела - помочь читателю сориентироваться в многообразии организационно-правовых форм, а конкретный выбор формы юридического лица для предприятия, оказывающего услуги размещения, пусть делают его учредители.
Лицензирование услуг гостиниц
Следующим вопросом, заслуживающим серьезного рассмотрения, является проблема государственного регулирования гостиничной деятельности. В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" говорится, что государство регулирует туристскую деятельность с целями "развития туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий...". Государственное регулирование осуществляется путем "...лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта". Далее, в статье 5 того же закона провозглашается: "В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта". Статья 1 данного закона определяет туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения,
средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих ту-роператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков". Таким образом, гостиничная деятельность, поскольку гостиницы составляют основу туристской индустрии, подлежит лицензированию.
Прежде чем перейти к рассмотрению требований, выдвигаемых к лицензируемым объектам, необходимо определиться с терминологией, в первую очередь определить, что же такое лицензирование и зачем оно вводится.
В соответствии с п.1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо получает возможность заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, занятие которыми требует разрешения, определяется федеральным законодательством. Основным документом, на основании которого осуществляется лицензирование, является Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г.
Согласно этому закону, лицензия - это разрешение (право) на осуществление определенного вида деятельности. Под лицензированием данный закон понимает "мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий".