Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
99
В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются сле- дующие работы:
− регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
− регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообще- нии.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответ- ствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предостав- ление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транс- портных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в уста- новленном порядке;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессио- нальное медицинское образование и прошедшего обучение по допол- нительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собст- венности или на ином законном основании необходимых для выпол- нения работ, предусмотренных Положением, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требо- ваниям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
− использование лицензиатом транспортных средств, оснащён- ных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осу- ществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном со- общении);
− использование лицензиатом транспортных средств, оснащён- ных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
100
− соблюдение лицензиатом требований, установленных ст. 20
Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
− соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к пере- возчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильно- го транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобиль- ным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомо- бильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требова- ний влечёт за собой ответственность, установленную законодательст- вом Российской Федерации.
Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмот- ренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен- ного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учётом осо- бенностей организации и проведения проверок, установленных Феде- ральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Диспетчерское управление пассажирскими перевозками. Основ- ной целью оперативного управления пассажирским транспортом явля- ется обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов организации для своевременного, качественного и полного удовлетворения потреб- ностей населения в перевозках. Необходимость в оперативном управ- лении перевозочным процессом объясняется вероятностными характе- ристиками системы перевозок, проявляющимися в сбоях при предос- тавлении транспортных услуг. Оперативное управление движением подвижного состава в соответствии с разработанным планом и его корректировку с учётом возникающих сбоев в работе транспорта осу- ществляет диспетчерская служба.
Диспетчеризация –это оперативное управление пассажирскими перевозками в реальном масштабе времени с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оборудование которого обязательно на пассажирском транспорте, так как является одним из основных требований условий лицензирования.
Диспетчерское руководство на пассажирском транспорте включа- ет в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска транспортных средств на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в парк.
Диспетчерское управление подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Внутрипарковая диспетчеризация осуществляется перед выездом машин из парка транспортного предприятия для работы на маршрутах
101
и по их возвращению в парк. Осуществление внутрипарковой диспет- черизации направлено на решение следующих основных задач:
− подготовка путевой документации к выпуску подвижного со- става на линию;
− приём и первичная обработка путевой документации при воз- вращении машин с линии;
− экипировка подвижного состава перед выездом на линию;
− анализ выпуска подвижного состава и его работы на линии;
− оформление отчётной документации.
Линейная диспетчеризация осуществляется во время работы под- вижного состава на маршруте, и её основными задачами являются:
− контроль движения подвижного состава согласно расписанию посредством ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
− регулирование движения подвижного состава на основе опе- ративной информации о состоянии перевозок по маршруту с исполь- зованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
− организация помощи при авариях и ДТП;
− координация работы подвижного состава различных маршру- тов и видов транспорта;
− рациональное использование резерва подвижного состава;
− анализ результатов работы и оформление отчётной докумен- тации.
Диспетчерское управление в зависимости от трудоёмкости может иметь различную организацию. На трудоёмкость диспетчерской рабо- ты влияют: количество и протяжённость маршрутов; число транспорт- ных средств, находящихся в движении; продолжительность работы маршрутов и т.д.
Регулярность движения пассажирского транспорта. Одной из важнейших задач диспетчерского управления является обеспечение регулярности работы подвижного состава на маршрутах. Регулярность движения является важнейшим качественным показателем работы пассажирского транспорта. Движение пассажирского транспорта на маршруте считается регулярным, если транспортные средства отправ- ляются в рейс согласно расписанию; интервалы движения между ними на всех остановочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют расписанию; транспорт пребывает на конечный пункт точно в уста- новленное расписанием время.
Нерегулярность движения отражается на времени ожидания на остановочных пунктах, поэтому на коротких расстояниях поездки пас- сажиры перестают пользоваться услугами транспорта. При нерегуляр- ном движении транспорт распределяется и используется на маршруте
102
неравномерно, часть транспортных средств перегружена, другая сле- дует с малым наполнением. В результате условия перевозок резко ухудшаются, подвижной состав резко изнашивается, а часть пассажи- ров не имеют возможности оплатить проезд (особенно на коротких расстояниях поездки в переполненных салонах), в результате чего снижаются доходы хозяйствующих субъектов автомобильного транс- порта и увеличиваются затраты на перевозку. Основные причины на- рушения регулярности движения делятся на две группы.
1. Несоответствие фактического режима движения транспортных средств установленному расписанием режиму в связи с гололёдом, осадками, заторами уличного движения, нарушением водителем уста- новленного режима вождения и т.п.
2. Недостаточное количество транспортных средств, работающих по маршруту, в связи с несвоевременным или неполным выпуском машин на линию, простоем транспорта по техническим причинам и др.
Перечисленные причины приводят к тому, что движение транс- портных средств по маршруту осуществляется с интервалами, превы- шающими задананные значения, т.е. становится нерегулярным.
Во-первых, если ухудшаются условия движения, то происходит снижение скорости движения транспортных средств, что, в свою оче- редь, приводит к увеличению времени оборота, а, следовательно, при том же количестве машин, работающих на маршруте А
м
, растёт интер- вал движения:
,
А
60
м ф
об
⋅
=
t
I
где ф
об
t
– фактическое время оборота по маршруту.
Во-вторых, если на линию фактически выпущено меньшее число транспортных средств, чем запланировано А
м
, то при том же времени оборота интервал движения согласно (9.13) снова вырастет:
,
А
60
ф м
об
⋅
=
t
I
где ф
м
А
– фактическое число транспортных средств на маршруте.
Таким образом, если на маршруте по различным причинам
(ухудшаются условия движения или работает меньшее число транс- портных средств) движение становится нерегулярным, то для повыше- ния регулярности движения следует либо добавить недостающие машины из резерва, либо работающие машины отправлять в рейс по оперативному интервалу, который рассчитывается для конкретных условий.
103
О нерегулярности движения судят по отклонениям фактических интервалов движения от запланированных. Контроль регулярности движения осуществляют диспетчерские службы с помощью спутнико- вой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Фиксирование момен- тов прохождения подвижного состава через контрольные пункты на маршрутной сети позволяет выявить фактическую регулярность дви- жения по водителям, маршруту, хозяйствующему субъекту автомо- бильного транспорта. Количественно регулярность движения на мар- шруте оценивается по формуле
,
ф пл
I
I
R
=
где
I
пл и
I
ф
– интервал движения плановый и фактический, мин.
При расчёте регулярности используют средний плановый интер- вал движения для определённого периода времени и средний фактиче- ский интервал движения транспортных средств по маршруту, установ- ленный для аналогичного периода времени.
Если регулярность движения меньше 100%, т.е. фактический ин- тервал движения превышает плановый, то данное обстоятельство сви- детельствует о дефиците транспортных средств на маршруте. Чтобы сделать движение регулярным, т.е. соответствующим установленному расписанию, необходимо, во-первых, установить причины нарушения регулярности, во-вторых, в зависимости от установленных причин принять меры по оперативному управлению работой транспортных средств на маршруте.
Для повышения регулярности движения и контроля соблюдения водителями рабочих расписаний устанавливаются допустимые отклоне- ния от расписания. Например, для различных видов автобусных мар- шрутов приняты следующие допустимые отклонения от расписания:
− для городских маршрутов ±1 мин;
− для пригородных маршрутов ±3 мин;
− для междугородних маршрутов ±5 мин.
Регулярность движения может быть повышена:
− организацией диспетчерского управления, осуществляющего контроль движения транспорта по всем маршрутам;
− введением в расписание движения каждого транспортного средства времени проследования промежуточных контрольных пунк- тов (особенно для маршрутов большой протяжённости);
− введением контроля регулярности движения с помощью спут- никовой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающей постоянное получение оперативной информации о движении транс- портного средства по маршруту;
104
− стимулированием водителей, соблюдающих регулярность движения.
Методы регулирования движения намаршрутах. В таблице 4.3 приведены основные методы регулирования движения, которые при- меняются в зависимости от вида нарушений перевозок пассажиров.
4.3. Нарушения перевозок пассажиров городским
пассажирским транспортом и методы их устранения
Нарушения перевозок пассажиров
Методы ликвидации нарушений и их последствий
Опоздание транспортно- го средства на контроль- ный (конечный) пункт маршрута
Сокращение стоянки на конечном пункте.
Нагон опоздания в пути.
Направление транспортного средства в уко- роченный рейс
Раннее прибытие транс- портного средства на контрольный (конечный) пункт маршрута
Увеличение продолжительности стоянки на конечном пункте маршрута.
Снижение скорости движения по маршруту
Неполный выпуск и схо- ды транспортных средств с маршрута
Ввод подвижного состава из резерва.
Организация движения по оперативным ин- тервалам.
Переключение транспортных средств с дру- гих маршрутов
Снятие транспортного средства с маршрута
Равномерное увеличение интервала движе- ния транспортных средств по маршруту.
Ввод подвижного состава из резерва
Повышение интенсивно- сти пассажиропотока на отдельном маршруте
Ввод в работу резервных транспортных средств.
Переключение транспортерных средств с других маршрутов
Перекрытие движения транспортерных средств по отдельному участку маршрута
Изменение трассы маршрута с организацией движения по оперативным интервалам.
Разделение маршрута на две самостоятель- ные части с пересадкой пассажиров между ними
105
Продолжение табл. 4.3
Нарушения перевозок пассажиров
Методы ликвидации нарушений и их последствий
Неисправности инфра- структуры городского электрического транс- порта
Направление из резерва или снятие с дейст- вующих маршрутов автобусов и организа- ция движения по оперативному интервалу на аварийном участке маршрута городского электрического транспорта.
Оперативное открытие автобусного движе- ния по всей трассе аварийного маршрута городского электрического транспорта
Осложнение метеороло- гических условий
Отправление транспортных средств по опе- ративным интервалам.
Переход на движение по расписанию с уве- личенными нормами времени на выполне- ние рейсов.
Ввод подвижного состава из резерва.
Полное прекращение движения по маршру- там при грозе безопасности движения
Вопросы для самопроверки
1. Маршрутное, рабочее и информационное расписания. Порядок составления расписания графическим методом. Организация труда водителей.
2. Порядок открытия, закрытия и изменения автобусных мар- шрутов.
3. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров авто- мобильным транспортом.
4. Диспетчерское управление пассажирскими перевозками.
5. Методы регулирования движения на маршрутах.
106
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
5.1. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД) В
РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БДД
Во многих странах автомобильный транспорт развивается опере- жающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отрас- лям экономики. Этому способствуют его объективные преимущества, связанные с чрезвычайной универсальностью в любых сферах исполь- зования, а также значительный прогресс в области дорожного строи- тельства и технической модернизации транспортных средств.
Обеспеченность автомобильным транспортом в России резко воз- росла за последние 10 лет, хотя занимает лишь 46-е место в мире.
В 2012 г. на каждую 1000 жителей страны приходилось 271 автомо- биль, включая легковые автомобили, коммерческую технику – грузо- вики, маршрутки и т.д., что в 3 раза меньше, чем в США, самой авто- мобильной стране в мире, и почти в 2 раза меньше, чем в среднем по
Европе. На 11-м месте Франция – 598 автомобилей, на 19-м – Герма- ния – 564 автомобиля, на 26-м – Великобритания – 523 автомобиля.
При сохранении темпов автомобилизации к 2020 г. её уровень в сред- нем по России вырастет до 350 – 360 автомобилей на 1000 жителей, а в крупных мегаполисах этот показатель может приблизиться к отметке в
500 автомобилей.
Массовое применение автомобильного транспорта влечёт за со- бой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организа- ции отдыха и в других аспектах жизни общества.
К сожалению, социальное воздействие автомобилизации не явля- ется исключительно положительным. Процесс автомобилизации имеет ряд негативных аспектов в области безопасности дорожного движения, окружающей среды и потребления естественных ресурсов. Выгоды от автомобилизации и её негативные последствия оказывают существен- ное влияние на социально-экономическую сферу общества и требуют выработки и проведения системной государственной политики. В на- стоящее время негативные последствия автомобилизации по существу приняли глобальный характер. Автомобильный транспорт является мощным источником загрязнения природной среды, причём количест-
В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются сле- дующие работы:
− регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
− регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообще- нии.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответ- ствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предостав- ление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транс- портных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в уста- новленном порядке;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессио- нальное медицинское образование и прошедшего обучение по допол- нительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
− наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собст- венности или на ином законном основании необходимых для выпол- нения работ, предусмотренных Положением, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требо- ваниям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
− использование лицензиатом транспортных средств, оснащён- ных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осу- ществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном со- общении);
− использование лицензиатом транспортных средств, оснащён- ных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
100
− соблюдение лицензиатом требований, установленных ст. 20
Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
− соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к пере- возчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильно- го транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобиль- ным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомо- бильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требова- ний влечёт за собой ответственность, установленную законодательст- вом Российской Федерации.
Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмот- ренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государствен- ного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учётом осо- бенностей организации и проведения проверок, установленных Феде- ральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Диспетчерское управление пассажирскими перевозками. Основ- ной целью оперативного управления пассажирским транспортом явля- ется обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов организации для своевременного, качественного и полного удовлетворения потреб- ностей населения в перевозках. Необходимость в оперативном управ- лении перевозочным процессом объясняется вероятностными характе- ристиками системы перевозок, проявляющимися в сбоях при предос- тавлении транспортных услуг. Оперативное управление движением подвижного состава в соответствии с разработанным планом и его корректировку с учётом возникающих сбоев в работе транспорта осу- ществляет диспетчерская служба.
Диспетчеризация –это оперативное управление пассажирскими перевозками в реальном масштабе времени с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оборудование которого обязательно на пассажирском транспорте, так как является одним из основных требований условий лицензирования.
Диспетчерское руководство на пассажирском транспорте включа- ет в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска транспортных средств на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в парк.
Диспетчерское управление подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Внутрипарковая диспетчеризация осуществляется перед выездом машин из парка транспортного предприятия для работы на маршрутах
101
и по их возвращению в парк. Осуществление внутрипарковой диспет- черизации направлено на решение следующих основных задач:
− подготовка путевой документации к выпуску подвижного со- става на линию;
− приём и первичная обработка путевой документации при воз- вращении машин с линии;
− экипировка подвижного состава перед выездом на линию;
− анализ выпуска подвижного состава и его работы на линии;
− оформление отчётной документации.
Линейная диспетчеризация осуществляется во время работы под- вижного состава на маршруте, и её основными задачами являются:
− контроль движения подвижного состава согласно расписанию посредством ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
− регулирование движения подвижного состава на основе опе- ративной информации о состоянии перевозок по маршруту с исполь- зованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
− организация помощи при авариях и ДТП;
− координация работы подвижного состава различных маршру- тов и видов транспорта;
− рациональное использование резерва подвижного состава;
− анализ результатов работы и оформление отчётной докумен- тации.
Диспетчерское управление в зависимости от трудоёмкости может иметь различную организацию. На трудоёмкость диспетчерской рабо- ты влияют: количество и протяжённость маршрутов; число транспорт- ных средств, находящихся в движении; продолжительность работы маршрутов и т.д.
Регулярность движения пассажирского транспорта. Одной из важнейших задач диспетчерского управления является обеспечение регулярности работы подвижного состава на маршрутах. Регулярность движения является важнейшим качественным показателем работы пассажирского транспорта. Движение пассажирского транспорта на маршруте считается регулярным, если транспортные средства отправ- ляются в рейс согласно расписанию; интервалы движения между ними на всех остановочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют расписанию; транспорт пребывает на конечный пункт точно в уста- новленное расписанием время.
Нерегулярность движения отражается на времени ожидания на остановочных пунктах, поэтому на коротких расстояниях поездки пас- сажиры перестают пользоваться услугами транспорта. При нерегуляр- ном движении транспорт распределяется и используется на маршруте
102
неравномерно, часть транспортных средств перегружена, другая сле- дует с малым наполнением. В результате условия перевозок резко ухудшаются, подвижной состав резко изнашивается, а часть пассажи- ров не имеют возможности оплатить проезд (особенно на коротких расстояниях поездки в переполненных салонах), в результате чего снижаются доходы хозяйствующих субъектов автомобильного транс- порта и увеличиваются затраты на перевозку. Основные причины на- рушения регулярности движения делятся на две группы.
1. Несоответствие фактического режима движения транспортных средств установленному расписанием режиму в связи с гололёдом, осадками, заторами уличного движения, нарушением водителем уста- новленного режима вождения и т.п.
2. Недостаточное количество транспортных средств, работающих по маршруту, в связи с несвоевременным или неполным выпуском машин на линию, простоем транспорта по техническим причинам и др.
Перечисленные причины приводят к тому, что движение транс- портных средств по маршруту осуществляется с интервалами, превы- шающими задананные значения, т.е. становится нерегулярным.
Во-первых, если ухудшаются условия движения, то происходит снижение скорости движения транспортных средств, что, в свою оче- редь, приводит к увеличению времени оборота, а, следовательно, при том же количестве машин, работающих на маршруте А
м
, растёт интер- вал движения:
,
А
60
м ф
об
⋅
=
t
I
где ф
об
t
– фактическое время оборота по маршруту.
Во-вторых, если на линию фактически выпущено меньшее число транспортных средств, чем запланировано А
м
, то при том же времени оборота интервал движения согласно (9.13) снова вырастет:
,
А
60
ф м
об
⋅
=
t
I
где ф
м
А
– фактическое число транспортных средств на маршруте.
Таким образом, если на маршруте по различным причинам
(ухудшаются условия движения или работает меньшее число транс- портных средств) движение становится нерегулярным, то для повыше- ния регулярности движения следует либо добавить недостающие машины из резерва, либо работающие машины отправлять в рейс по оперативному интервалу, который рассчитывается для конкретных условий.
103
О нерегулярности движения судят по отклонениям фактических интервалов движения от запланированных. Контроль регулярности движения осуществляют диспетчерские службы с помощью спутнико- вой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Фиксирование момен- тов прохождения подвижного состава через контрольные пункты на маршрутной сети позволяет выявить фактическую регулярность дви- жения по водителям, маршруту, хозяйствующему субъекту автомо- бильного транспорта. Количественно регулярность движения на мар- шруте оценивается по формуле
,
ф пл
I
I
R
=
где
I
пл и
I
ф
– интервал движения плановый и фактический, мин.
При расчёте регулярности используют средний плановый интер- вал движения для определённого периода времени и средний фактиче- ский интервал движения транспортных средств по маршруту, установ- ленный для аналогичного периода времени.
Если регулярность движения меньше 100%, т.е. фактический ин- тервал движения превышает плановый, то данное обстоятельство сви- детельствует о дефиците транспортных средств на маршруте. Чтобы сделать движение регулярным, т.е. соответствующим установленному расписанию, необходимо, во-первых, установить причины нарушения регулярности, во-вторых, в зависимости от установленных причин принять меры по оперативному управлению работой транспортных средств на маршруте.
Для повышения регулярности движения и контроля соблюдения водителями рабочих расписаний устанавливаются допустимые отклоне- ния от расписания. Например, для различных видов автобусных мар- шрутов приняты следующие допустимые отклонения от расписания:
− для городских маршрутов ±1 мин;
− для пригородных маршрутов ±3 мин;
− для междугородних маршрутов ±5 мин.
Регулярность движения может быть повышена:
− организацией диспетчерского управления, осуществляющего контроль движения транспорта по всем маршрутам;
− введением в расписание движения каждого транспортного средства времени проследования промежуточных контрольных пунк- тов (особенно для маршрутов большой протяжённости);
− введением контроля регулярности движения с помощью спут- никовой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающей постоянное получение оперативной информации о движении транс- портного средства по маршруту;
104
− стимулированием водителей, соблюдающих регулярность движения.
Методы регулирования движения намаршрутах. В таблице 4.3 приведены основные методы регулирования движения, которые при- меняются в зависимости от вида нарушений перевозок пассажиров.
4.3. Нарушения перевозок пассажиров городским
пассажирским транспортом и методы их устранения
Нарушения перевозок пассажиров
Методы ликвидации нарушений и их последствий
Опоздание транспортно- го средства на контроль- ный (конечный) пункт маршрута
Сокращение стоянки на конечном пункте.
Нагон опоздания в пути.
Направление транспортного средства в уко- роченный рейс
Раннее прибытие транс- портного средства на контрольный (конечный) пункт маршрута
Увеличение продолжительности стоянки на конечном пункте маршрута.
Снижение скорости движения по маршруту
Неполный выпуск и схо- ды транспортных средств с маршрута
Ввод подвижного состава из резерва.
Организация движения по оперативным ин- тервалам.
Переключение транспортных средств с дру- гих маршрутов
Снятие транспортного средства с маршрута
Равномерное увеличение интервала движе- ния транспортных средств по маршруту.
Ввод подвижного состава из резерва
Повышение интенсивно- сти пассажиропотока на отдельном маршруте
Ввод в работу резервных транспортных средств.
Переключение транспортерных средств с других маршрутов
Перекрытие движения транспортерных средств по отдельному участку маршрута
Изменение трассы маршрута с организацией движения по оперативным интервалам.
Разделение маршрута на две самостоятель- ные части с пересадкой пассажиров между ними
105
Продолжение табл. 4.3
Нарушения перевозок пассажиров
Методы ликвидации нарушений и их последствий
Неисправности инфра- структуры городского электрического транс- порта
Направление из резерва или снятие с дейст- вующих маршрутов автобусов и организа- ция движения по оперативному интервалу на аварийном участке маршрута городского электрического транспорта.
Оперативное открытие автобусного движе- ния по всей трассе аварийного маршрута городского электрического транспорта
Осложнение метеороло- гических условий
Отправление транспортных средств по опе- ративным интервалам.
Переход на движение по расписанию с уве- личенными нормами времени на выполне- ние рейсов.
Ввод подвижного состава из резерва.
Полное прекращение движения по маршру- там при грозе безопасности движения
Вопросы для самопроверки
1. Маршрутное, рабочее и информационное расписания. Порядок составления расписания графическим методом. Организация труда водителей.
2. Порядок открытия, закрытия и изменения автобусных мар- шрутов.
3. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров авто- мобильным транспортом.
4. Диспетчерское управление пассажирскими перевозками.
5. Методы регулирования движения на маршрутах.
106
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
5.1. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД) В
РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БДД
Во многих странах автомобильный транспорт развивается опере- жающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отрас- лям экономики. Этому способствуют его объективные преимущества, связанные с чрезвычайной универсальностью в любых сферах исполь- зования, а также значительный прогресс в области дорожного строи- тельства и технической модернизации транспортных средств.
Обеспеченность автомобильным транспортом в России резко воз- росла за последние 10 лет, хотя занимает лишь 46-е место в мире.
В 2012 г. на каждую 1000 жителей страны приходилось 271 автомо- биль, включая легковые автомобили, коммерческую технику – грузо- вики, маршрутки и т.д., что в 3 раза меньше, чем в США, самой авто- мобильной стране в мире, и почти в 2 раза меньше, чем в среднем по
Европе. На 11-м месте Франция – 598 автомобилей, на 19-м – Герма- ния – 564 автомобиля, на 26-м – Великобритания – 523 автомобиля.
При сохранении темпов автомобилизации к 2020 г. её уровень в сред- нем по России вырастет до 350 – 360 автомобилей на 1000 жителей, а в крупных мегаполисах этот показатель может приблизиться к отметке в
500 автомобилей.
Массовое применение автомобильного транспорта влечёт за со- бой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организа- ции отдыха и в других аспектах жизни общества.
К сожалению, социальное воздействие автомобилизации не явля- ется исключительно положительным. Процесс автомобилизации имеет ряд негативных аспектов в области безопасности дорожного движения, окружающей среды и потребления естественных ресурсов. Выгоды от автомобилизации и её негативные последствия оказывают существен- ное влияние на социально-экономическую сферу общества и требуют выработки и проведения системной государственной политики. В на- стоящее время негативные последствия автомобилизации по существу приняли глобальный характер. Автомобильный транспорт является мощным источником загрязнения природной среды, причём количест-