Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
112
− организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
− проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспе- чению безопасности дорожного движения;
− осуществление обязательной сертификации объектов, продук- ции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
− лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
− проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
− осуществление государственного надзора и контроля за вы- полнением законодательства Российской Федерации, правил, стандар- тов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вопросы для самопроверки
1. Изложите негативные аспекты автомобилизации в области безопасности дорожного движения, окружающей среды и потребления естественных ресурсов.
2. Что предусматривает Транспортная стратегия Российской Фе- дерации до 2030 г. для снижения негативного воздействия транспорт- но-дорожного комплекса на окружающую среду?
3. Какие функции по обеспечению безопасности дорожного дви- жения возложены на федеральные органы исполнительной власти?
4. Назовите направления государственных мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
5.2. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ БДД.
СИСТЕМА ВАДС И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ
Система государственного управления обеспечением безопасно- сти дорожного движения находится в стадии формирования, посте- пенно адаптируясь к социально-экономическим изменениям, происхо- дящим в России. Для этого периода характерно недостаточно опти- мальное взаимодействие всех субъектов системы как в вопросах стра- тегического характера, так и вопросах текущего (оперативного) управ- ления. Отсутствие закреплённого в законодательной базе чёткого раз- деления задач, функций, полномочий, порядка взаимодействия и, главное, ответственности управленческих органов в области безопас- ности дорожного движения создаёт ситуацию, при которой эффектив- ность принимаемых государственных решений, к сожалению, недоста-
113
точно высока. В ближайшей перспективе необходима разработка сис- темы оценочных показателей (критериев) деятельности управленче- ских структур. Однако имеются значительные позитивные сдвиги в разработке государственных механизмов, направленных на повышение безопасности дорожного движения в России: лицензирование авто- транспортной деятельности, сертификация автотранспортных средств, перевозочных и сервисных услуг, применение программно-целевого подхода в разработке федеральных и региональных программ, внедре- ние различных видов автотранспортного страхования.
Управление обеспечением безопасности дорожного движения в
России осуществляется Правительством Российской Федерации, феде- ральными министерствами и ведомствами, администрациями субъек- тов Российской Федерации. На развитие и функционирование данной системы оказывают влияние научные и общественные организации, занимающиеся вопросами безопасности дорожного движения.
В существующей системе управления обеспечением безопасности дорожного движения определены три основных уровня:
1) Правительственная комиссия Российской Федерации по обес- печению безопасности дорожного движения;
2) федеральные органы исполнительной власти;
3) органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации.
Высшим уровнем в системе управления, осуществляющим коор- динацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, является
Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения. Правительственная комиссия соз- дана по инициативе Минтранса России и МВД России Постановлени- ем Правительства Российской Федерации от 24.05.1994 № 546.
Правительственная комиссия рассматривает состояние аварийно- сти на автомобильном транспорте и определяет приоритетные направ- ления государственной деятельности по её снижению в Российской
Федерации в целом, в её субъектах, а также в отраслях народного хо- зяйства; координирует деятельность федеральных органов исполни- тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации в области безопасности дорожного движения; рас- сматривает ход разработки и реализации федеральных целевых про- грамм по обеспечению безопасности дорожного движения; оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в разработке региональных программ по повышению безо- пасности дорожного движения, реализации мероприятий по преду-
114
преждению дорожно-транспортных происшествий; готовит предложе- ния по совершенствованию законодательства в сфере БДД.
Следующим по рангу уровнем государственного управления яв- ляются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относятся:
− Министерство транспорта Российской Федерации;
− Государственная инспекция безопасности дорожного движе- ния Министерства внутренних дел Российской Федерации;
− Министерство здравоохранения Российской Федерации;
− Министерство образования Российской Федерации;
− Госстандарт Российской Федерации.
Одной из основных задач Минтранса России является государст- венное регулирование, управление и контроль, направленные на обес- печение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере. Минтранс России в соответствии с возложенной задачей осуществляет следующие функции:
− организует и проводит аттестацию работников транспортного комплекса, обеспечивающих безопасность дорожного движения на право занятия ими соответствующих должностей;
− разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудо- ванию и материалам, используемым в транспортном комплексе, орга- низует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;
− организует в транспортном комплексе во взаимодействии с
Госстандартом России работы по сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандар- тизации и метрологическому обеспечению производства;
− разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации меры по повышению безопасности дорожного движения, организует в пределах своей ком- петенции контроль за техническим состоянием автотранспортных средств.
Исходя из общих функций и полномочий Минтранс России реша- ет задачи обеспечения безопасности дорожного движения при органи- зации и осуществлении перевозочного процесса, ремонте и техниче- ском обслуживании автотранспортных средств, подготовке водителей автотранспортных средств.
115
Основными задачами Минтранса России являются определение государственной политики и осуществление государственных мер по её реализации: разработка федеральных программ развития, проектов законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм в области функционирования автомобильного транспорта.
К числу функций, связанных с государственным управлением обеспечения безопасности дорожного движения, относятся такие, как:
− разработка и утверждение правил, положений, технических норм, отраслевых стандартов и других нормативных актов по вопро- сам: перевозок грузов, пассажиров; технической эксплуатации и ре- монта транспортных средств;
− осуществление в установленном порядке сертификации транс- портных средств, эксплуатационных материалов и оборудования на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;
− определение требований к уровню профессиональной пригод- ности кадров на автомобильном транспорте;
− организация и осуществление работы по лицензированию пе- ревозочной, транспортно-экспедиционной деятельности, деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.
Функции государственного контроля за автотранспортной дея- тельностью осуществляет Ространснадзор Министерства транспорта
Российской Федерации.
Главными задачами Ространснадзора являются:
− осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения при эксплуатации транспорта;
− лицензирование перевозочной и другой деятельности на авто- мобильном транспорте.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
(ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации про- водит: государственный надзор и контроль за соблюдением установ- ленных правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безо- пасности дорожного движения. Сотрудникам ГИБДД предоставлено право останавливать автомототранспортные средства, производить их досмотр, проверять документы на автомототранспортные средства и перевозимый груз, применять в установленных случаях и в установ- ленном порядке меры административного воздействия (пресечения) и административные взыскания.
На ГИБДД МВД России возложено осуществление государствен- ного контроля за соблюдением действующих правил дорожного дви-
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 55
116
жения, нормативных документов в части безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремон- те и содержании дорог и дорожных сооружений, установке и эксплуа- тации технических средств регулирования движения, к конструкции и техническому состоянию механических транспортных средств, при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов, а также нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке участ- ников дорожного движения, функции по регулированию дорожного движения и осуществлению неотложных действий на месте дорожно- транспортных происшествий, а также учёт ДТП, нарушений ПДД и регистрация автомототранспортных средств.
Среди других функций в области обеспечения безопасности до- рожного движения определены: принятие экзаменов и выдача удосто- верений на право управления автомототранспортным средством, реги- страция автомототранспортных средств и выдача учётно-регистра- ционных документов.
Основными задачами при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей ав- тотранспортных средств ГИБДД МВД России являются:
1. Допуск водителей автотранспортных средств к участию в до- рожном движении. Выдача паспортов и свидетельств о регистрации транспортных средств, регистрационных знаков. Выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами.
2. Регистрация и учёт автотранспортных средств. Организация и регулирование дорожного движения, дорожный надзор.
3. Соблюдение Правил дорожного движения и иных норматив- ных актов, устанавливающих права и обязанности участников дорож- ного движения.
4. Соблюдение норм и законодательства по безопасности дорож- ного движения.
5. Соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектиро- вании, строительстве, реконструкции и ремонте дорог, дорожных со- оружений, железнодорожных переездов, линий городского электриче- ского транспорта в части обеспечения безопасности дорожного движе- ния, нормативных актов, устанавливающих требования безопасности дорожного движения при перевозке тяжеловесных, опасных и негаба- ритных грузов.
6. Приём экзаменов на право управления транспортными сред- ствами.
7. Воздействие на водителей автотранспортных средств, должно- стных лиц хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта за
117
выпуск на линию заведомо технически неисправных автотранспорт- ных средств.
Основными задачами при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей ав- тотранспортных средств Ространснадзора Министерства транспорта
Российской Федерации являются следующие.
1. Допуск юридических лиц и предпринимателей к перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте. Выдача лицен- зионных документов.
2. Регистрация и учёт владельцев лицензий.
3. Государственное регулирование, направленное на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования авто- транспортного комплекса, рынка автотранспортных услуг.
4. Осуществление контроля за соблюдением законов и норматив- ных правовых актов, устанавливающих условия для нормального функционирования рынка автотранспортных и других услуг, связан- ных с работой автомобильного транспорта, а также права и обязанно- сти потребителей и производителей автотранспортных услуг.
5. Осуществление контроля за соблюдением лицензионных тре- бований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автотранспорт- ных средств при перевозке пассажиров, правил технической эксплуа- тации подвижного состава, правил перевозок и др.
6. Осуществление контроля за функционированием у заявителей на получение лицензий и владельцев лицензий внутрипроизводствен- ных систем:
− медицинского контроля состояния водителей перед выходом на линию;
− технического обслуживания автотранспортных средств и про- верки их при выходе на линию и возвращении;
− периодической аттестации исполнительных руководителей и специалистов, замещающих должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения;
− организацией работы по предупреждению дорожно-транспорт- ных происшествий и соблюдения экологических норм;
− режима труда и отдыха водителей;
− повышения квалификации персонала;
− осуществлением обязательного страхования пассажиров в ме- ждугородном сообщении;
− соблюдением иностранными и российскими перевозчиками международных договоров в области автомобильного сообщения в пунктах пропуска через государственную границу, а также на террито- рии Российской Федерации.
118
7. Организация обучения специалистов хозяйствующих субъек- тов автомобильного транспорта по безопасности дорожного движения с последующей аттестацией в органах Ространснадзора.
Министерство транспорта Российской Федерации реализует госу- дарственную политику в дорожном хозяйстве, направленной на удов- летворение потребностей населения, экономики и государства в пере- возках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуа- тационного состояния автомобильных дорог общего пользования, соз- дание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения.
В этой связи Министерство транспорта Российской Федерации:
− анализирует состояние безопасности дорожного движения и разрабатывает предложения по улучшению дорожных условий на ав- томобильных дорогах общего пользования;
− разрабатывает и реализует мероприятия по повышению безо- пасности дорожного движения за счёт улучшения транспортно- эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.
Министерство транспорта Российской Федерации участвует в разработке и согласовании программы ликвидации пересечений авто- мобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей в одном уровне, устанавливает нормы строительства и содержания же- лезнодорожных переездов, определяет места пересечения железнодо- рожных путей с другими сооружениями (автомобильными дорогами), устанавливает по согласованию с МВД России порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытие и закрытие, принимает ме- ры по совершенствованию оборудования и повышению безопасности движения на этих переездах, разрабатывает правила пропуска по авто- мобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными осевыми нагрузками и габаритами, участвует в разработке правил перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров.
Министерство образования Российской Федерации устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке профессиональных образовательных программ, в том числе по про- фессиональной подготовке водителей, осуществляет государственный контроль за качеством профессиональной подготовки, обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов.