Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
171
− характер и степень повреждения транспортного средства и пе- ревозимого груза;
− кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, категория, год присвоения квалификации, стаж работы (общий води- тельский стаж, стаж работы в данном хозяйствующем субъекте автомо- бильного транспорта, на данном транспортном средстве, по возможно- сти те же сведения о других водителях – участниках происшествия);
− состояние водителя: здоров, трезв, утомлён (только по заклю- чению врача);
− на каком часу работы водителя произошло происшествие;
− цель поездки;
− вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
− по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
− вид дорожно-транспортного происшествия;
− погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
− освещённость: тёмное, светлое время суток, сумерки;
− дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъём, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
4) ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, ос- мотра транспорта и схемой ДТП и снять с них копии;
5) зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участ- вующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомо- биля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повли- ять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места проис- шествия;
6) осмотреть документы, в частности удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортно- го средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учётный лист.
При анализе происшествия необходимо выяснить:
– обстоятельства и очевидные причины происшествия;
– все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению.
172
В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулём в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выез- дом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии.
При анализе происшествия необходимо оценить:
− действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
− дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
− имеется ли причинная связь между возникновением происше- ствия и упущениями в работе по безопасности движения (при их нали- чии на предприятии).
Для установления связи между причинами возникновения ДТП и упущениями в работе по профилактике аварийности на предприятии, лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, прика- зов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются).
Для этого необходимо проверить:
− соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
− соблюдение режима труда и отдыха, водителя данного транс- портного средства в предшествовавший происшествию период;
− имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушений тру- довой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
− как организовано на предприятии обучение водителей по по- вышению их профессионального мастерства;
− какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
− обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы ав- томобилей данного предприятия и принимались ли меры по устране- нию выявленных недостатков;
− проводилось ли нормирование скоростей движения на мар- шрутах;
− техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и
173
кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли пе- репробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заяв- ки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
− как на предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;
− соблюдается ли порядок стажировки водителей.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, а также по подчинённости.
Акт, как правило, должен состоять из семи основных разделов.
В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей слу- жебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в ДТП, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства проис- шествия и его последствия.
Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшест- вию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблю- дался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен со- держать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения ДТП, а также наличии не- достатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии до- рожных элементов требованиям СНиПа (если такие имеются).
В четвёртом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, категория, разрешающие отметки, стаж работы водителем на данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в мо- мент совершения ДТП, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД, участвовал ли ранее в ДТП и т.д.
В пятом разделе «Сведения о транспортном (ых) средстве (ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средст- ва, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, мо- дель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве, участвовавшем в происшествии.
174
В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безо- пасности движения» даётся оценка работы, проводимой в целях пре- дотвращения ДТП, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
Дата проведения разбора, число и категория работников, присут- ствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
− копия протокола осмотра места ДТП и осмотра транспорта;
− копия схемы ДТП;
− объяснения водителей и должностных лиц предприятия, орга- низации с выводами и конкретными мероприятиями по предупрежде- нию ДТП, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства ДТП;
− список погибших и пострадавших с указанием фамилий, ини- циалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и дру- гих данных.
Автотехническая экпертиза дорожно-транспортного происще-
ствия. Методы изучения дорожно-транспортного происществия.
При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерми- нированный
.
Используя первый метод, пытаются охватить статистическими закономерностями всё множество факторов, действующих во время
ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятност- ный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.
При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчинён- ное общим для всей совокупности закономерностям, является следст- вием конкретных, совершенно определённых факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в
ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного про- исшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.).
175
Следует также учесть, что ДТП с тяжёлым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответст- венности служит материально-административное или уголовное нака- зание.
Установление личной ответственности, невозможное при стати- стическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.
Экспертиза ДТП – это научно-техническое исследование обстоя- тельств происшествия, которое выполняется специалистами, владею- щими знаниями в области науки и техники, искусства и ремёсел.
Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам.
1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Подробнее служебное расследование и судебная эксперти- за будут рассмотрены ниже.
2. По составу участников экспертизы делят: на единоличные, ко- миссионные и комплексные.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых слу- чаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании от- дельных его обстоятельств.
Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных про- исшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.
В состав комиссии входят несколько экспертов одной специаль- ности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы.
Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласо- ванное со всеми её членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно своё особое мнение, обосновав его.
Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требу- ются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в со- став комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д.
176
Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы по- граничные, общие для специалистов различных отраслей знания.
3. По очерёдности проведения различают первичную, дополни- тельную и повторные экспертизы.
Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясно- сти или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследова- ние разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследо- вания ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выво- ды на поставленные ранее вопросы.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется со- мнение в квалификации эксперта, правильности проведённой экспер- тизы, объективности её выводов или в достоверности исходных дан- ных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требо- ваний УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первич- ной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. По- вторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть вклю- чены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспер- тизах.
Судебная экспертиза ДТП – это процессуальное действие, иссле- дующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказа- тельств.
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специ- альные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, колледжей. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью ви- новных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследова-
177
ние, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практи- ке к крупным относят происшествия, результатом которых были смер- тельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повре- ждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определён- ной суммы, проводят только служебное расследование.
Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП – водителей, пеше- ходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьяне- ния; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.
Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможе- ния или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и дру- гим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транс- портного средства, направление его движения и положение на проез- жей части в различные моменты времени.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установ- ление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдель- ных участников.
В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, долж- ны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправиль- ных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасно- сти? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимо- сти от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются так:
− выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое со- стояние транспортных средств и дороги; параметры движения транс- портных средств и пешеходов; организация движения и сопутствую- щие технические средства;
− отбор факторов, которые могли способствовать возникнове- нию и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследо- вание;
− характер и степень повреждения транспортного средства и пе- ревозимого груза;
− кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, категория, год присвоения квалификации, стаж работы (общий води- тельский стаж, стаж работы в данном хозяйствующем субъекте автомо- бильного транспорта, на данном транспортном средстве, по возможно- сти те же сведения о других водителях – участниках происшествия);
− состояние водителя: здоров, трезв, утомлён (только по заклю- чению врача);
− на каком часу работы водителя произошло происшествие;
− цель поездки;
− вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;
− по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
− вид дорожно-транспортного происшествия;
− погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
− освещённость: тёмное, светлое время суток, сумерки;
− дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъём, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
4) ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, ос- мотра транспорта и схемой ДТП и снять с них копии;
5) зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участ- вующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомо- биля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повли- ять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места проис- шествия;
6) осмотреть документы, в частности удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортно- го средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учётный лист.
При анализе происшествия необходимо выяснить:
– обстоятельства и очевидные причины происшествия;
– все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению.
172
В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулём в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выез- дом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии.
При анализе происшествия необходимо оценить:
− действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
− дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
− имеется ли причинная связь между возникновением происше- ствия и упущениями в работе по безопасности движения (при их нали- чии на предприятии).
Для установления связи между причинами возникновения ДТП и упущениями в работе по профилактике аварийности на предприятии, лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, прика- зов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются).
Для этого необходимо проверить:
− соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
− соблюдение режима труда и отдыха, водителя данного транс- портного средства в предшествовавший происшествию период;
− имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушений тру- довой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
− как организовано на предприятии обучение водителей по по- вышению их профессионального мастерства;
− какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
− обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы ав- томобилей данного предприятия и принимались ли меры по устране- нию выявленных недостатков;
− проводилось ли нормирование скоростей движения на мар- шрутах;
− техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и
173
кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли пе- репробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заяв- ки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
− как на предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;
− соблюдается ли порядок стажировки водителей.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, а также по подчинённости.
Акт, как правило, должен состоять из семи основных разделов.
В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей слу- жебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в ДТП, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства проис- шествия и его последствия.
Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшест- вию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблю- дался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен со- держать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения ДТП, а также наличии не- достатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии до- рожных элементов требованиям СНиПа (если такие имеются).
В четвёртом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, категория, разрешающие отметки, стаж работы водителем на данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в мо- мент совершения ДТП, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД, участвовал ли ранее в ДТП и т.д.
В пятом разделе «Сведения о транспортном (ых) средстве (ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средст- ва, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, мо- дель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве, участвовавшем в происшествии.
174
В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безо- пасности движения» даётся оценка работы, проводимой в целях пре- дотвращения ДТП, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
Дата проведения разбора, число и категория работников, присут- ствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
− копия протокола осмотра места ДТП и осмотра транспорта;
− копия схемы ДТП;
− объяснения водителей и должностных лиц предприятия, орга- низации с выводами и конкретными мероприятиями по предупрежде- нию ДТП, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства ДТП;
− список погибших и пострадавших с указанием фамилий, ини- циалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и дру- гих данных.
Автотехническая экпертиза дорожно-транспортного происще-
ствия. Методы изучения дорожно-транспортного происществия.
При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерми- нированный
.
Используя первый метод, пытаются охватить статистическими закономерностями всё множество факторов, действующих во время
ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Вероятност- ный подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.
При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности. Каждое происшествие, хотя и подчинён- ное общим для всей совокупности закономерностям, является следст- вием конкретных, совершенно определённых факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в
ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного про- исшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.).
175
Следует также учесть, что ДТП с тяжёлым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответст- венности служит материально-административное или уголовное нака- зание.
Установление личной ответственности, невозможное при стати- стическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.
Экспертиза ДТП – это научно-техническое исследование обстоя- тельств происшествия, которое выполняется специалистами, владею- щими знаниями в области науки и техники, искусства и ремёсел.
Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам.
1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Подробнее служебное расследование и судебная эксперти- за будут рассмотрены ниже.
2. По составу участников экспертизы делят: на единоличные, ко- миссионные и комплексные.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых слу- чаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании от- дельных его обстоятельств.
Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных про- исшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.
В состав комиссии входят несколько экспертов одной специаль- ности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы.
Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласо- ванное со всеми её членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно своё особое мнение, обосновав его.
Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требу- ются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в со- став комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д.
176
Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы по- граничные, общие для специалистов различных отраслей знания.
3. По очерёдности проведения различают первичную, дополни- тельную и повторные экспертизы.
Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясно- сти или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследова- ние разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследо- вания ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выво- ды на поставленные ранее вопросы.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется со- мнение в квалификации эксперта, правильности проведённой экспер- тизы, объективности её выводов или в достоверности исходных дан- ных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требо- ваний УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первич- ной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. По- вторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть вклю- чены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспер- тизах.
Судебная экспертиза ДТП – это процессуальное действие, иссле- дующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказа- тельств.
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специ- альные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, колледжей. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью ви- новных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследова-
177
ние, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практи- ке к крупным относят происшествия, результатом которых были смер- тельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повре- ждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определён- ной суммы, проводят только служебное расследование.
Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП – водителей, пеше- ходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьяне- ния; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.
Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможе- ния или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и дру- гим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транс- портного средства, направление его движения и положение на проез- жей части в различные моменты времени.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установ- ление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдель- ных участников.
В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, долж- ны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправиль- ных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасно- сти? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимо- сти от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются так:
− выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое со- стояние транспортных средств и дороги; параметры движения транс- портных средств и пешеходов; организация движения и сопутствую- щие технические средства;
− отбор факторов, которые могли способствовать возникнове- нию и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследо- вание;