Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

198
Одним из важных качеств водителя является способность не под- даваться растерянности, страху, быстро и решительно действовать в сложной и опасной обстановке, что зависит от его эмоциональной ус- тойчивости и волевых качеств. Волевые качества помогают управлять своим поведением в соответствии с обстановкой, подавлять отрица- тельные эмоции, преодолевать трудности. Основными волевыми каче- ствами водителя являются дисциплинированность, решительность, самообладание и настойчивость. Эмоциональный склад человека во многом зависит от его темперамента и черт характера. Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энер- гию, ритм жизни, эмоциональность. Со времён Гиппократа выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Особенности темперамента различно влияют на работоспособ- ность водителей и на скорость развития у них утомления.
Сангвиник – человек подвижный, с быстрой сменой настроения.
У него легко меняется эмоциональное состояние, что находит отраже- ние в речи, мимике, жестах. Сангвиник хорошо справляется с задача- ми, требующими быстрой сообразительности. Он легко входит в об- щение с другими людьми, отличается бодростью и способен поддер- живать хорошее настроение в коллективе. Для него характерны высо- кая работоспособность и эмоциональная устойчивость. Сангвиник хо- рошо проявляет себя в условиях оживлённого дорожного движения, но недостаточно устойчив к монотонным раздражителям. В результате при движении на длинных прямых участках дороги, при однообразном околодорожном ландшафте он легко погружается в сон. Поэтому во- дители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надёжны в городской езде и менее при поездках по трассе на далёкие расстояния.
Холерик – человек с быстрыми реакциями, с сильными внезапно возникающими чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление.
Он порывист, эмоционально легковозбудим, склонен к бурным, неаде- кватным эмоциональным вспышкам, необоснованным действиям и поступкам. Холерик отличается достаточно высокой работоспособно- стью, но чрезмерная активность, связанная с большим расходом нерв- но-психической энергии, способствует более быстрому развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициа- тивен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован. У него отмечает- ся бессистемность в работе. Наибольший процент «лихачей», превы- шающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает крас- ный свет светофора, а водитель продолжает свой путь на большой ско- рости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует во-


199
дителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик. Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и самоконтроле при управлении автомобилем.
Флегматик – человек медлительный, уравновешенный, спокой- ный, смена эмоциональных переживаний происходит у него медленно, переживания находят слабое внешнее выражение. Его трудно вывести из себя, мимика и жесты однообразны, невыразительны, речь медлен- ная. Прежде, чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет спо- койно и неотступно, с трудом переключается на другой вид деятельно- сти. Отличается высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчивость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах. Но реше- ния и реакции флегматика обычно замедленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.
Меланхолик – человек со слабыми реакциями, для него типична медленная смена настроений, как у флегматика, но его переживания характеризуются большой глубиной и длительностью. Настроение у меланхолика находит слабое внешнее выражение. Меланхолик тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его дви- жения медлительны, однообразны. Меланхолик, для которого харак- терны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригоден для водителя ав- томобиля.
В чистом виде темпераменты встречаются очень редко. Обычно человек сочетает в себе ряд черт, характерных для нескольких темпе- раментов.
Темперамент людей отличается большой стойкостью. Однако он может изменяться под влиянием воспитания и условий жизни. Задача воспитания заключается в преодолении отрицательных черт темпера- мента и в усилении положительных. Так, холерик, отличающийся большой силой нервных процессов и высокими волевыми качествами, путём настойчивой тренировки может стать более сдержанным и не допускать за рулём неадекватных эмоциональных вспышек, импуль- сивных решений и действий.
Медлительность водителя с флегматическим темпераментом мо- жет компенсироваться профессиональным опытом, благодаря которо- му он заранее и достаточно точно будет прогнозировать развитие до- рожной обстановки. Это позволит ему своевременно выполнять необ- ходимые управляющие действия, направленные на предупреждение аварийных ситуаций.


200
Неблагоприятные для деятельности водителя особенности темпе- рамента в некоторых случаях могут быть компенсированы за счёт по- ложительных качеств. Возможности человека в этом отношении весь- ма велики. Водители даже при наличии у них таких меланхолических черт, как нерешительность и робость, могут при упорной тренировке в значительной степени компенсировать и эти недостатки, что достига- ется отличной профессиональной подготовленностью, повышенной внимательностью и прогнозированием развития дорожной обстановки.
Важной особенностью личности является характер. Каждому че- ловеку наряду с чертами, которые достаточно легко изменяются, при- сущи свойства, характеризующиеся относительно большей устойчиво- стью. Реакции людей на окружающее крайне разнообразны, но в осно- ве поведения человека лежат наиболее устойчивые психические каче- ства. Характер – это и есть совокупность наиболее устойчивых психи- ческих черт личности данного человека, проявляющихся в его поступ- ках и действиях.
Вопросы для самопроверки
1. Влияние психофизиологических особенностей водителя на процессы формирования мастерства и надёжность управления автомо- билем.
2. Какие психофизиологические характеристики затрудняют вос- приятие, переработку информации и увеличивают вероятность оши- бочных действий водителя?
3. Влияние темперамента на работоспособность водителей и на развитие у них утомления.
8.2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ.
ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ, УСКОРЕНИЯ И ВИДИМОСТИ
ДОРОГИ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ.
УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ.
СУТОЧНЫЙ СТЕРЕОТИП ВОДИТЕЛЯ.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРУДА
И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ С ПОЗИЦИЙ БДД
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обла- дает определёнными особенностями в организации труда своего пер- сонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с во- дителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водите- лей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно-эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие

201
«рабочее место» – автомобиль и «рабочая зона» – дорога, хозяйст- вующий субъект автомобильного транспорта (автотранспортное пред- приятие), АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом по- вышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выпол- нение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенно- стей в организации труда водителей [4]:
− основная работа водителей протекает вне предприятия, поэто- му и её результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;
− в отличие от промышленного предприятия на результаты дея- тельности труда хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршру- та и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объёмах работ водителей;
− работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результа- ты деятельности водителя и безопасность движения;
− продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10…12 ч (при соблюдении месячного баланса рабоче- го времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
− из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.
Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта. Следует отметить, что слож- ность труда является одной из главных составляющих его оплаты.
Большое значение для повышения производительности труда, увели- чения объёма пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно спо- собствовать правильное применение и соблюдение действующего за- конодательства по заработной плате.
Факторы, определяющие сложность труда водителя:
1) технические:
− тип транспортного средства;
− техническое состояние подвижного состава;


202
− грузоподъёмность транспортного средства;
− полная масса автомобиля;
− динамические качества автомобиля;
− габариты транспортного средства;
− наличие прицепа;
2) технологические:
− тип маршрута;
− способ доставки груза;
− наличие специального оборудования на автомобиле;
− способ производства погрузо-разгрузочных работ;
− класс груза;
− габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов);
3)
организационные:
− стабильность маршрута;
− интенсивность движения;
− пассажиропоток;
− протяжённость маршрута;
− частота остановочных пунктов;
− контроль за регулярностью движения;
− непрямолинейность маршрута;
− пропускная способность остановочного пункта;
− напряжённость технико-эксплуатационных показателей;
− пересечённость маршрута;
− наличие спецполосы для движения автобуса;
− график доставки груза;
− перевозка в обратном направлении;
4)
дорожно-климатические:
− тип дорожного покрытия;
− состояние покрытия;
− природно-климатические;
− работа в карьерах, в горных условиях;
5)
экономические:
− формы и системы оплаты труда;
− организация труда;
− формы начисления и распределения заработной платы в бригаде;
− экономические результаты деятельности предприятий;
6)
социальные:
− квалификация;
− возраст водителя;

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   55

203
− стаж работы;
− режим труда;
− продолжительность рабочего дня;
− разрывной график работы;
− уровень трудовой дисциплины;
− совмещение обязанностей;
− современная инфраструктура АТП;
7)
эргономические:
− удобство расположения рычагов управления;
− наличие токсических веществ в кабине;
− уровень шума и вибрации;
− температура в кабине;
− вентиляция в кабине;
− запылённость;
− коэффициент обзорности;
− тепловая радиация;
− освещённость приборов;
− влажность воздуха;
− освещённость в кабине;
− размер кабины;
8)
организационно-технические:
− интенсивность движения;
− пропускная способность дороги;
− частота перекрёстков со светофорным регулированием;
− разрешённая скорость на участках маршрута.
Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пас- сивными (т.е. не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соот- ношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно- хозяйственной деятельности АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным – техни- ко-технологические, дорожно-климатические, организационно-техни- ческие. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффек- тивность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность дви- жения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отобра- жение различных параметров системы водитель–автомобиль–среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информа- ции и сопоставление её с уже имеющейся информацией – с целью по-

204
ездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной раз- вивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на орга- ны управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. Сверхурочные часы работы – длительность смены до 12 ч, недостаточная продолжи- тельность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого паде- ния функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 ч, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с бо- лее короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определённого ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, тре- бующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкция- ми) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, не- обходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования. Немало ДТП происходит из-за оши- бок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособно- сти. Основной причиной этого является утомление: процесс, насту- пающий в результате деятельности. Физиологическая сущность уста- лости заключается в сигнализации организма о необходимости прекра- тить работу или снизить её интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжёлая напряжён- ная работа, выполняемая с удовольствием, меньше утомляет, чем вы- полнение более лёгкой, но неприятной работы. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели.
Этот период врабатываемости обычно продолжается 1,0…1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2,0…2,5 ч (вторая стадия). В этот пе- риод достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии. Поэтому, несмотря на то что наибольшая интенсив- ность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением