Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   55

211
Порядок подгонки сиденья следующий: сначала выдвигают его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменяют наклон спинки.
Основное назначение одежды водителя – поддерживать нормаль- ную температуру тела и защищать его от пыли, грязи и механических повреждений кожи. Ткань одежды должна быть мягкой, эластичной, не вызывать раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечи- вать необходимый теплообмен между телом и окружающей средой.
Одежда не должна стеснять движения водителя при управлении автомобилем и нарушать нормальный теплообмен, а поясной ремень не препятствовать нормальному дыханию.
Обувь водителя должна быть с жёсткой нескользящей подошвой и с широким невысоким каблуком (не более 2…3 см). В любое время года необходимо пользоваться хлопчатобумажными носками. Носки из синтетических материалов не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения.
Непригодна для работы резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы, что приводит к повышению потли- вости, а иногда и к трещинам кожи.
Микроклимат кабины определяется температурой, влажностью и скоростью потоков воздуха. Температура воздуха в кабине определя- ется температурой наружного воздуха и тепловыделениями двигателя.
Она должна быть в пределах от 15 до 25 °С. Наиболее благоприятная температура 18…20 °С. Пониженная температура воздуха отрицатель- но влияет на работу мышц, снижает быстроту и точность движений, следовательно, водитель допускает больше ошибок.
Работа в условиях повышенной температуры воздуха быстрее утомляет водителя, снижает его внимание, увеличивает время реакции.
Скорость движения потоков воздуха оказывает большое влияние на теплорегулирование организма. Человек начинает ощущать воз- душные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Увеличение скорости движения воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела.
Большая относительная влажность воздуха при высокой темпера- туре может быть причиной перегрева тела человека. В воздухе, насы- щенном водяными парами, теплоотдача путём испарения невозможна или затруднена – пот стекает по коже, но охлаждающего эффекта не даёт. Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздей- ствие на организм человека также и при низкой температуре воздуха из-за повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная влаж- ность воздуха для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70%.



212
Шум и вибрация могут оказывать неблагоприятные влияния на работоспособность человека. Шумом называют беспорядочное сочета- ние звуков, состоящих из большого количества тонов различной час- тоты и силы. При движении автомобиля основными источниками шу- ма являются: двигатель, силовая передача, шины и кузов. Шум внутри легковых автомобилей находится в пределах норм на шумы, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомоби- лей, особенно большой грузоподъёмности, интенсивность шума пре- вышает эти нормы и может достигать значительных величин.
Допустимым пределом шума в кабине автомобиля принято счи- тать 74...75 дБ при частоте 1000 Гц.
Для снижения шума в кабине автомобиля тщательно подгоняют соприкасающиеся части кабины, изолируют двигатель, обеспечивают звукоизоляцию дверей, амортизируют подвеску различных деталей к днищу кузова, плотно подгоняют стёкла окон. Но водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать сигналы обгоняющих автомобилей, работу двигателя своего автомобиля и другие внешние звуки, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки.
Движущийся автомобиль испытывает колебания с различной ам- плитудой и частотой. Вибрация – это колебания высокой частоты и малой амплитуды. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шу- ма. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением ско- рости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с умень- шением полезной нагрузки.
Под воздействием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность дей- ствий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утом- ление, головную боль.
Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах при- меняют пневматическую подвеску колёс, у которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает автобусу плавность хода и этим снижает утомляемость пассажиров и водителя.
Профилактика утомления. Проблема усталости в профессиональ- ной работе водителя чрезвычайно важна.
При усталости скорость движений водителя замедляется. Переход от одного движения к другому затруднён и требует больше времени.
Это объясняется включающимися в рабочие приёмы микропаузами.
Действия водителя органами управления автомобилем замедляются.
Усталость, особенно чрезмерную, следует предотвращать.


213
Что же вызывает усталость? Во-первых, повышенная продолжи- тельность рабочего времени и плохая организация режима труда и отдыха.
Управление автомобилем – это работа, предъявляющая большие требования к органам чувств и подвижности психических процессов.
После нескольких часов работы появляются первые признаки ус- талости, которые, однако, не свидетельствуют ещё об увеличении опасности при управлении автомобилем. Возникновение известной усталости естественно. Но если время работы водителя начинает пре- вышать установленные нормы, то количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Профилактика утомления производится по нескольким направлениям.
Основными из них являются: обеспечение оптимальных условий среды обитания в отношении микроклимата (температура, влажность, скорость потока воздуха); снижение шумов и вибраций, вредных хи- мических примесей в воздухе; создание дополнительных удобств на рабочем месте; уменьшение усилий, требуемых в процессе управления автомобилем, упрощения процесса управления; рациональная органи- зация труда и отдыха – всё это предупреждает развитие утомления.
Согласно трудовому законодательству, работодатель обязан со- блюдать режим труда и отдыха водителей. Рабочее время – это уста- новленное законом время, в течение которого водитель должен выпол- нять трудовые обязанности с соблюдением внутреннего трудового распорядка хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта.
Главной задачей рациональной организации режима труда водите- ля является достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.
Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушает- ся психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.
Водитель часто лишён возможности питаться в одно и то же вре- мя и вынужден в обеденное время пользоваться услугами разных предприятий общественного питания, часто изменяя привычное время приёма пищи.
Несмотря на расширенную сеть общественного питания в горо- дах, населённых пунктах и на трассах, 30% водителей берут еду с собой.
Организуя своё питание, водитель должен знать основные требо- вания гигиены к рациональному питанию вообще, т.е. правильному соотношению количества, качества пищевого рациона и режима приё- ма пищи.


214
Количественная сторона питания определяется калорийностью суточного рациона. Калорийность пищи должна изменяться в зависи- мости от рабочей нагрузки. Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при трёхразовом питании ориентиро- вочно должна распределяться следующим образом: в завтрак – 30% суточной калорийности, в обед 45...50 и в ужин 25...20. В условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппети- та, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35...40 и ужина увеличена до 35...30%. В условиях холодного климата распределение суточного рациона от обычного не отличается.
К наиболее калорийным продуктам относят: животные и расти- тельные жиры, сахар, кондитерские изделия.
Продуктами средней калорийности являются: крупы и макарон- ные изделия, все хлебобулочные изделия, варёные колбасы, жирные сорта мяса. К группе малокалорийных продуктов относят: овощи, фрукты, ягоды, нежирные сорта рыбы, кефир и др.
Основным показателем правильного питания с учётом количест- венной его стороны является относительно стабильная масса тела, ко- торая вместе с тем должна соответствовать росту. Нормальный разви- тый человек должен иметь массу (кг), численно равную росту (см), минус 100.
В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, уг- леводы, минеральные соли и витамины.
Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания.
Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность води- теля видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В послед- нее время установлено, что витамин С активно влияет на быстроту реакции, что является чрезвычайно важным для водителя.
Большое значение для сохранения высокого уровня работоспо- собности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависи- мости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.). Излишнее употребление водителем в поездках воды ведёт к перегрузке организма жидкостью, нарушает водно-солевой баланс, затрудняет работу сердца, снижает работоспо- собность. Для утоления жажды следует пользоваться термосом с хо- лодной, лучше подкислённой или минеральной водой. Хорошо утоляет жажду горячий чай, особенно зелёный.
Вредное влияние алкоголя. Этиловый спирт, как и всякий нарко- тик, действует на центральную нервную систему, и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Алкоголь парали-