Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

205
работоспособности вследствие утомления, которое можно приостано- вить, устроив перерыв на обед. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но характер её изменения по- вторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работо- способности становятся короче, а третий период – снижение работо- способности – наступает раньше. Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабаты- вания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка.
В результате упадка сил происходит расстройство ранее сформи- рованных навыков. У водителя это проявляется, например в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперёд или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование ру- левым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приёмы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, про- пускает необходимые корректирующие действия.
Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют бо- лее быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое на- строение) приводят к быстрому утомлению, выбывают чувства неуве- ренности, сомнений, страха.
На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и её количественные характеристики, назы- ваемые информационной нагрузкой. Часть информационной нагрузки для водителя составляет интенсивность движения. При большой ин- тенсивности движения (более 300 авт./ч на двух- и трёхполосных до- рогах) утомление наступает относительно быстро. Однако при управ- лении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее чувствует уста- лость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного го- родского движения, хотя признаков утомления при этом ещё может и не наблюдаться.
В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, по- этому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального на- пряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности до- рожных условий (например, при выезде из тихого переулка на ожив- лённый проспект крупного города). Если водитель, зная о предстоящей


206
смене условий движения, внутренне подготовился к такому усложне- нию дорожной обстановки, то эмоциональное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.
Уставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном осложнении дорожной обстановки, если будет более внимателен и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря ко- торому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат энергии, что влечёт за собой дополнительное утомление и учащаю- щиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.
Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит по- сле отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о пе- реутомлении. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Особенно это касается водителей, ежедневно работающих по
12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днём и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При не- однократном появлении признаков переутомления следует обратиться к врачу. Основным средством предупреждения переутомления являет- ся правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом.
Зевота, ощущение тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они неопасны и легко устраняются кратковременным от- дыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулём, что нередко приводит к ДТП. Утомлён- ный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и на- дёжно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезап- но. Поэтому, если водитель за рулём почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения. Продолжать путь можно только после снятия сонливости.
Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением. Работоспособность снижает- ся при болезненном состоянии водителя, после употребления им алко- голя или наркотиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетённого состояния. Для уменьшения влияния отрицательных эмоций рекомендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Большое влияние на работо- способность водителя оказывают подготовка и содержание рабочего


207
места и микроклимат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излишнее мы- шечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. За- грязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих поле зрения водителя, недопус- тимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быст- рому утомлению.
Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15...+25 °С, а наиболее благоприятная тем- пература +18...+20 °С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает вре- мя реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность возду- ха при высокой температуре способствует переохлаждению водителя и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30...70%.
Самый большой эффект в воспитании водителей дают разнооб- разные методы и формы работы, используемые в трудовых коллекти- вах. Администрация и общественные организации имеют возможность проводить профилактические меры, держать под контролем лиц, склонных к нарушению дисциплины и порядка, и оперативно реагиро- вать на антиобщественные тенденции. Хозяйствующие субъекты ав- томобильного транспорта (автотранспортные предприятия) ведут лич- ные карточки на водителей, дающие возможность установить все их нарушения, участие в ДТП и мелких авариях. Знание и учёт индивиду- альных особенностей водителя позволяют правильно определить ха- рактер его работы.
Согласно действующему законодательству (Приказ Минтранса
России от 20.08.04 № 15 «Об утверждении Положения об особенно- стях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомоби- лей»), продолжительность ежедневной работы водителей при 6-днев- ной рабочей неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных –
6 ч. При этом время на подготовительно-заключительные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность работы (смены) не может превышать 8 ч. В тех случаях, когда невозможно соблюдать указанный режим, допускается введение суммированного учёта рабочего времени.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделён на две части. Разделение произво-


208
дится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учётом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 ч после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учёта времени для отдыха и пи- тания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления авто- мобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выез- дом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии техниче- ской помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конеч- ных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключённым с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания про- должительностью не более двух часов, как правило, в середине рабо- чей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставлять- ся два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.


209
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его кон- кретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работода- телем.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вме- сте с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий от- дыху рабочий день (смену).
При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.
На междугородных перевозках при суммированном учёте рабоче- го времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непо- средственно после возвращения к месту постоянной работы.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (меж- дусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.
При суммированном учёте рабочего времени выходные дни (еже- недельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выход- ных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных не- дель этого месяца.
На междугородных перевозках при суммированном учёте рабоче- го времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учётный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.
За соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха установлен порядок процедуры оснащения транспортных средств ка- тегорий
M
2
,
M
3
,
N
2
,
и N
3
, находящихся в эксплуатации и осуществ- ляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов техническими средствами контроля (приказ Минтранса России от 14.12.2011 № 319
(ред. от 15.03.2012) «Об утверждении Порядка оснащения транспорт- ных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и от- дыха» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 № 22785)).

210
Вопросы для самопроверки
1. Назовите особенности и факторы сложности в организации труда водителей.
2. Что влияет на снижение работоспособности водителя? Основ- ные стадии работоспособности водителя.
3. Действующие законодательные акты в соблюдении режима труда и отдыха водителя.
8.3. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ, ОДЕЖДЕ И ОБУВИ
ВОДИТЕЛЯ. АЛКОГОЛЬ И НАДЁЖНОСТЬ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ.
ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И
НЕКОТОРЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА
НАДЁЖНОСТЬ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ
Труд водителя представляет собой сочетание физической и умст- венной работы и требует от него физической и психической выносли- вости и приспособляемости. Водители должны обладать безукориз- ненным здоровьем, здоровой психикой и выносливостью.
Отбор водителей с такими качествами производит медицинская комиссия в поликлиниках согласно действующему положению, где указывается порядок медицинского освидетельствования лиц, желаю- щих получить удостоверение на право управления автомобилем.
В положении излагаются медицинские противопоказания, пре- пятствующие допуску к управлению автомобилем. В соответствии с этим перечнем и определяется годность людей, проходящих медицин- ское освидетельствование.
Согласно гигиеническим требованиям особое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка за рулём автомобиля на сиденье кабины, которая определяет его «спокойное положение в со- стоянии готовности».
При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом коле- се, – быть слегка согнуты в локтях.
Спинка сиденья должна иметь некоторый наклон, чтобы сила тя- жести тела наиболее выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедра были максимально расслаблены. Излишний наклон спинки ухудшает видимость дороги и затрудняет управление автомо- билем.
Большинство автомобилей, находящихся в эксплуатации, обору- дованы механизмом, который позволяет регулировать сиденье в соот- ветствии с физическими особенностями водителя.