Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 327

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

225
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:
− дополнительными педалями привода сцепления (крометранс- портных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
− зеркалом заднего вида для обучающего;
− опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
− аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио- и видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления ав- томобилем, действиями кандидата в водители и мастера производст- венного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации. Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплек- сами утверждаются федеральным органом управления Госавтоин- спекции.
Практическое обучение вождению транспортных средств катего- рии «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть обору- дованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установлен- ном порядке.
Требований к закрытым площадкам (автодромам, в том числе
автоматизированным) для первоначального обучения вождению
транспортных средств. Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транс- портных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного дви- жения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в преде- лах 8…16% включительно, использование колейной эстакады не до- пускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.
В случае проведения обучения в тёмное время суток освещён- ность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных При- мерными программами подготовки водителей транспортных средств,


226
а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на по- лучение права на управление транспортными средствами соответст- вующих категорий.
В целях имитации реальных условий движения на площадке обо- рудуются перекрёсток, пешеходный переход, железнодорожный пере- езд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится размет- ка всоответствии с требованиями ГОСТ Р 52290–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256–99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основ- ные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282–2004
«Технические средства организаций дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требова- ния. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289–2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры автодрома не позволяют разместить на его терри- тории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Пример- ными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на по- лучение права на управление транспортными средствами соответст- вующих категорий, необходимо иметь съёмное оборудование, позво- ляющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съёмные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы тех- ническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме. Технические требования к оборудова- нию автодромов утверждаются федеральным органом управления Гос- автоинспекции.
Профессиональный отбор и подбор водителей. Водители различ- ны по своим индивидуально-психологическим особенностям, а следо- вательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в слож- ной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении авто- мобилем, если его психофизиологические возможности ограничены.
Этот недостаток обычно не проявляется в простых условиях вождения


1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   55

227
автомобиля. В сложных условиях он может иногда компенсироваться опытом водителя.
Но когда дорожная обстановка требует от водителя максимально- го использования его возможностей в правильном и точном воспри- ятии, в распределении и переключении внимания, в быстрых, точных реакциях и волевых действиях, одного опыта может оказаться недос- таточно и водитель допустит ошибку, т.е. в создавшейся ситуации он не будет способен найти правильное решение. Возникает дорожно- транспортное происшествие.
Для правильной оценки действий водителя, анализа и заключения о причинах дорожно-транспортного происшествия необходимо знать его психофизиологические особенности, которые следует рассматри- вать как составную часть мастерства вождения автомобиля. К сожале- нию, такой анализ иногда проводится лишь с позиций «нарушил» или
«не нарушил» правила движения. Водитель может быть наказан, но потенциальная возможность последующих происшествий по этой при- чине не исключается.
Профессиональный отбор кандидатов в водители следует осуще- ствлять не только по состоянию здоровья, но и по данным психофи- зиологического обследования. Установлено, что по вине водителей, которые допускают много нарушений, происходит в 5 раз больше до- рожно-транспортных происшествий, чем по вине водителей, редко допускающих ошибки. Лица, предрасположенные к дорожно-транс- портным происшествиям, могут быть выявлены специальными мето- дами психофизиологического обследования.
Такие обследования проводятся в ряде стран и включают оценки психомоторных реакций, дневного и ночного зрения, координации движения, способности определять скорость движения и др. В Авст- рии было проведено 4282 психофизиологические экспертизы на при- годность водителей к управлению автомобилем. Оказалось, что полно- стью пригодны к управлению автомобилем 78,5% водителей, временно непригодны 13,4 и полностью непригодны 8,1. Общий процент при- знанных непригодными к управлению автомобилем – 21,5%. Результа- ты психофизиологических обследований водителей свидетельствуют о необходимости проведения профессионального отбора. Однако отбор желающих получить профессию водителя по данным психофизиоло- гических обследований встречает ряд трудностей.
Следует учесть, что оценка профессиональных способностей должна базироваться не только на разностороннем обследовании пси- хических процессов, но и на изучении особенностей личности. Кроме того, эти данные могут изменяться под влиянием различных факторов.

Поэтому делать предсказания о способностях человека к управлению

228
автомобилем по данным однократного психофизиологического обсле- дования очень трудно.
Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от уста- новленных норм в результате ряда обследований. Боровер Ю. С., воз- главляющий работу по изучению методов профессионального отбора, и ряд отечественных психофизиологов, работающих в области автомо- бильного транспорта, считают, что обучаться и выполнять работу во- дителя может каждый здоровый человек. Поэтому в основе профес- сионального отбора должны лежать принципы не отбора к профессии водителя, а подбора к работе на автомобилях различного назначения в зависимости от индивидуально-психологических качеств будущих водителей.
Психофизиологические особенности человека наиболее полно можно изучать при обучении, в частности при формировании профес- сиональных навыков, в соответствии с качествами, определяющими способности обучающегося к управлению автомобилем. Изучение психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться, прежде всего, в целях решения вопроса о харак- тере его работы: работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания.
Следует учитывать, что отрицательные психологические особен- ности водителя могут компенсироваться другими качествами и прояв- ляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажёров, с имитацией различных аварийных ситуаций.
Умение действовать в сложной дорожной обстановке должно явиться основным критерием в оценке мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (после болезни, отпуска), в течение которых происходит неза- метная для водителя деавтоматизация выработанных профессиональ- ных навыков в управлении автомобилем. Эта проверка также необхо- дима при переходе на работу на специализированные автомобили (по- жарные, оперативные, скорой помощи и т.д.).
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику техническим средствам обучения вож- дению автомобилем: автотренажёры, аппаратно-программные ком- плексы, учебные площадки и автодромы.
2. В чём заключается сущность и задачи профессионального от- бора и подбора водителей?