Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
219
центрация внимания, невысокая скорость и чёткое выполнение ПДД по информированию других участников движения о своих намерениях
(прежде всего своевременное включение поворотников и следование правилу «лучше подождать пять секунд, чем опоздать на всю жизнь») помогут безболезненно «наездить» необходимый опыт для перехода на более высокий уровень.
Второй уровень: уверенность и опыт.
Кроме достаточного технического арсенала, водители второго уровня обладают необходимой уверенностью, что уже даёт возмож- ность демонстрировать на дороге даже свой характер. После 3 – 5 лет езды к водителю приходят чувства, позволяющие реализовать драй- верский потенциал. На этом уровне создаётся своеобразный задел на- выков ездить или быстрее, или надёжнее и безопаснее. Именно такой водитель старается динамично стартовать, жёстко тормозить, прохо- дить повороты с характерным визгом шин и подбирается к уровню использования автомобиля, граничащему с пределами устойчивости и потери сцепления. Обычно на этом уровне остаются те водители, ко- торые предпочитают одну модель автомобиля и не видят нужды в дальнейшем профессиональном росте. Хотя у некоторых как раз на данном этапе появляется интерес к тюнингу или замене авто на более мощное. В этот период роста водитель приобретает начальный опыт скоростной подготовки и чувство границ устойчивости, формирую- щиеся благодаря подсознательной выработке навыков предваритель- ного расчёта. Как правило, спасительной соломинкой таких водителей является состояние шин автомобиля, которые и определяют технику и скорость езды. К сожалению, они не смотрят на дорогу дальше едуще- го впереди автомобиля, и их взгляд редко смещается в зону перспекти- вы. Их скоростная езда напоминает гонки за лидером, при этом каж- дый движущийся впереди считается главным соперником. Боковые смещения и парковки водитель второго уровня выполняет благодаря визуальному контролю, что не всегда гарантирует избежание контакта с препятствиями, находящимися в скрытых зонах. Однако подсозна- тельно у такого водителя, как правило, хватает ума не использовать режимы езды, лежащие за пределами устойчивости, и поэтому у него одинаково успешно получается достаточно уверенно и даже безопасно ездить на любом приводе. На этом уровне водители проходят период нигилизма, приобретая опыт отступления от требований знаков и разметки.
Третий уровень: мастерство.
Этот уровень считается не только очередной ступенькой, но и барьером, за которым нюансы водительского мастерства начинают познаваться быстрее. Водитель третьего уровня может проезжать в
220
потоке немного быстрее и останавливаться перед светофором гораздо реже. Он также реже тормозит и старается ориентироваться на те ав- томобили, которые задают скорость потока, двигаясь далеко впереди, поэтому неожиданности для такого водителя возникают крайне редко как спереди, так и сзади. Его техника управления основывается не только на характере поведения автомобиля – она имеет свои правила выполнения каждого действия, начиная со старта, поворота и заканчи- вая набором приёмов торможения в создавшихся условиях. Как прави- ло, на третий уровень выходят водители, окончившие базовые курсы различных школ контраварийной подготовки. Они стараются рацио- нально изменять динамику автомобиля, поэтому меньше расходуют топлива, легко улавливают и знают особенности повадок автомобилей в зависимости от типа привода и кузова, умеют управляться с автома- тической трансмиссией, а также точно знают, чего ждать от систем
ABS и прочих электронных помощников. Это уже зрелые водители, не только имеющие длительный опыт езды, но и адекватно реагирующие на ошибки или откровенные провокации менее опытных коллег. При- знаками достижения такого уровня являются высокая культура вожде- ния и отточенность каждого действия. Например, при трогании на подъёме автомобиль под управлением профессионала практически не откатывается, а во время парковки водитель обязательно рассчитает для себя и для других расстояние, необходимое для безопасного и удобного выезда. Отличительной особенностью такого водителя явля- ется стабильная и безопасная езда в любых городских режимах и по дорогам с различным покрытием. На третьем уровне уже ярко выра- жена способность быстро адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям и присутствуют развитые навыки действий на упреждение и прогнозирование развития ситуации.
Четвёртый уровень: профессиональное мастерство.
Данный уровень поддаётся тем, кто всё время стремится повы- сить своё мастерство и ищет для этого возможности. Такой водитель интуитивно накапливает информацию и использует опыт, полученный из разных источников. Если представляется случай, водитель четвёр- того уровня оттачивает свой технический потенциал и старается убе- диться в качественном усвоении приёмов. Он чувствует, где находятся скоростные резервы и как ехать безопаснее. Следует заметить, что да- леко не всегда понятия «невысокая скорость движения» и «безопас- ность» – синонимы. Главное тактическое преимущество водителя чет- вёртого уровня – его способность избегать провокаций. Так, дистан- цию до переднего автомобиля следует сохранять такой, чтобы исклю- чить у соседей по потоку даже мысль занять этот промежуток, но в то же время дать им возможность для скоростного манёвра, смещения по
221
полосе, обгона. Обычно такой водитель не пользуется стандартным автомобилем или выбирает его с учётом своих высоких навыков. Он не станет обращать внимание на ошибки других, не позволяет суетить- ся возле своего автомобиля и соседствует в потоке, как правило, с рав- ными себе. Пассажир, который находится в салоне автомобиля, чувст- вует себя комфортно и защищённо, даже если он едет с гораздо боль- шей скоростью, нежели остальные.
Пятый уровень: безопасный водитель.
Достижение данного уровня характеризуется знанием техниче- ских нюансов, которые напрямую влияют на безопасность и управляе- мость, владением и адекватным использованием различных приёмов и стилей управления автомобилями, способностью выполнять манёвры исключительно легко, избегая попадания в экстремальную ситуацию, отточенным в тренингах чувством улавливания граничных режимов сцепления шин с дорогой и контроля экстремальных режимов. Как правило, водитель пятого уровня особо тщательно следит за «здоровь- ем» своего автомобиля. В его привычку входят оценка состояния ав- томобиля перед началом движения и постоянная диагностика его по- ведения. Такой водитель хорошо подготовлен тактически, способен формировать ритм при движении в городских условиях, что позволяет избежать рваного темпа с резкими стартами и торможениями. Залогом безопасности водителя является развитое умение прогнозировать си- туацию и вносить в свои действия поправки на возможные ошибки соседей по потоку. Обычно подобный уровень подготовки наблюдает- ся у водителей, наездивших по меньшей мере полмиллиона километ- ров без попадания в экстремальные ситуации. Зачастую маневрирова- ния и обгоны в исполнении такого водителя коллеги просто не заме- чают. Его отличает абсолютная рациональность, которая угадывается при маневрировании по тому признаку, что руль автомобиля при не- значительных поворотах постоянно находится в околонулевой зоне.
Водитель пятого уровня даже садится и выходит из автомобиля с та- ким расчётом, чтобы ситуация оставалась безопасной. То же касается и пассажиров. Скоростные возможности водителя ограничиваются лишь пропускной способностью дорог.
Шестой уровень: водительское искусство.
Это уровень лидера трафика. Такие водители удивительным обра- зом умеют задавать ритм движению, который позволяет соседям по полосам чувствовать себя легко и безопасно. Они разряжают дорож- ную обстановку с помощью действий, связанных с упреждением оши- бок других водителей и пешеходов. У них высокоразвита интуиция и способность избегать ошибок и аварийных ситуаций. Как правило, это врождённая способность, отшлифованная потребностью к самосовер-
222
шенствованию и стремлением быть высокопрофессиональным и куль- турным водителем. Зачастую такой водитель может двигаться медлен- нее, чем особо активные «стритрейсеры», но приезжает в конечный пункт быстрее или за одинаковое время. То есть главным признаком искусности водителя является его способность поддерживать свою среднюю скорость движения постоянно близкой к максимально воз- можной в данных условиях, не переходя границы безопасности. Он может применить основное торможение, только приехав в нужную точку, способен пробираться в плотном трафике так, что его автомо- биль объезжает все остальные по плавной и безопасной траектории.
Интуиция водителя основана на огромной практике вождения разных видов транспортных средств. Как правило, его автомобиль далёк от стандарта либо представляет собой вершину заводских технологий.
Водитель шестого уровня избегает ошибок уже на стадии возможности их появления путём формирования или изменения условий выполне- ния манёвра. Он не допускает ситуации, когда возникают моменты ослабленного или усложнённого визуального контроля зон на проез- жей части или тротуаре.
В заключение отметим, что знания, умения и навыки развивают- ся, закрепляются и усовершенствуются на протяжении всей профес- сиональной деятельности водителя.
Вопросы для самопроверки
1. Специальное умение и практические навыки водителей.
2. Уровни формирования водительских навыков.
8.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ
АВТОМОБИЛЕМ: АВТОТРЕНАЖЁРЫ, УЧЕБНЫЕ ПЛОЩАДКИ
И АВТОДРОМЫ. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПОДБОРА ВОДИТЕЛЕЙ
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспорт- ных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно- материальной базе. Эти требования утверждены Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Главным управ- лением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Рос- сии [5].
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреж- дений включают в себя:
223
− наличие учебно-программной и методической документации;
− оснащение учебным оборудованием, учебно-наглядными по- собиями, учебной литературой;
− информационные материалы;
− техническое оснащение образовательных учреждений.
В образовательном учреждении должна быть в наличии следую- щаяучебно-программная и методическая документация:
− примерные программы подготовки водителей транспортных средствсоответствующих категорий, утверждённые вустановленном порядке;
− примерные программы переподготовки водителей транспорт- ных средств соответствующих категорий, утверждённые в установ- ленном порядке;
− рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утверждённые руководи- телем образовательного учреждения;
− методические рекомендации, утверждённые заинтересован- ными федеральными органами исполнительной власти;
− методические рекомендации по организации образовательного процесса, утверждённые руководителем образовательного учреждения;
− материалы для проведения промежуточной и итоговой атте- стации обучающихся, утверждённые руководителем образовательного учреждения.
Перечень требований к оснащённости учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалом пред- ставлен в Примерных программах подготовки водителей транспорт- ных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется об- разовательным учреждением.
Техническая оснащённость образовательного учреждения вклю- чает в себя следующие компоненты:
− технические средства обучения (далее – ТСО);
− аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее – АПК);
− тренажёры первоначального обучения навыкам вождения (да- лее тренажёры);
− учебные транспортные средства;
− закрытые площадки для первоначального обучения вождению
(автодромы, в том числе автоматизированные).
В образовательном учреждении должны быть в наличии следую- щие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор,
224
экран, монитор, ТВ и т.д.) с соответствующим программным обеспе- чением.
Требования к аппаратно-программным комплексам (АПК). Аппа- ратно-программные комплексы тестирования и развития психофизио- логических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повы- шать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безо- пасного управления транспортным средством (профессионально важ- ных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психо- эмоционального состояния в процессе управления транспортным сред- ством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств про- изводится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК в целях повышения достоверности и сни- жения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессио- нально важных качеств водителя:
− психофизиологических (восприятие пространственных отно- шений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распре- деление внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчи- вость, динамику работоспособности);
− свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическую устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликт- ность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся со- стояниях: эмоциональной напряжённости, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя ут- верждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к тренажёрам. Тренажёры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:
− первоначальное обучение навыкам вождения;
− отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
− ознакомление с органами управления, контрольно-измери- тельными приборами;
− отработку приёмов управления транспортным средством.
Требования к учебным транспортным средствам различных ка-
тегорий. Требования к оборудованию учебного транспортного средст- ва категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE».
центрация внимания, невысокая скорость и чёткое выполнение ПДД по информированию других участников движения о своих намерениях
(прежде всего своевременное включение поворотников и следование правилу «лучше подождать пять секунд, чем опоздать на всю жизнь») помогут безболезненно «наездить» необходимый опыт для перехода на более высокий уровень.
Второй уровень: уверенность и опыт.
Кроме достаточного технического арсенала, водители второго уровня обладают необходимой уверенностью, что уже даёт возмож- ность демонстрировать на дороге даже свой характер. После 3 – 5 лет езды к водителю приходят чувства, позволяющие реализовать драй- верский потенциал. На этом уровне создаётся своеобразный задел на- выков ездить или быстрее, или надёжнее и безопаснее. Именно такой водитель старается динамично стартовать, жёстко тормозить, прохо- дить повороты с характерным визгом шин и подбирается к уровню использования автомобиля, граничащему с пределами устойчивости и потери сцепления. Обычно на этом уровне остаются те водители, ко- торые предпочитают одну модель автомобиля и не видят нужды в дальнейшем профессиональном росте. Хотя у некоторых как раз на данном этапе появляется интерес к тюнингу или замене авто на более мощное. В этот период роста водитель приобретает начальный опыт скоростной подготовки и чувство границ устойчивости, формирую- щиеся благодаря подсознательной выработке навыков предваритель- ного расчёта. Как правило, спасительной соломинкой таких водителей является состояние шин автомобиля, которые и определяют технику и скорость езды. К сожалению, они не смотрят на дорогу дальше едуще- го впереди автомобиля, и их взгляд редко смещается в зону перспекти- вы. Их скоростная езда напоминает гонки за лидером, при этом каж- дый движущийся впереди считается главным соперником. Боковые смещения и парковки водитель второго уровня выполняет благодаря визуальному контролю, что не всегда гарантирует избежание контакта с препятствиями, находящимися в скрытых зонах. Однако подсозна- тельно у такого водителя, как правило, хватает ума не использовать режимы езды, лежащие за пределами устойчивости, и поэтому у него одинаково успешно получается достаточно уверенно и даже безопасно ездить на любом приводе. На этом уровне водители проходят период нигилизма, приобретая опыт отступления от требований знаков и разметки.
Третий уровень: мастерство.
Этот уровень считается не только очередной ступенькой, но и барьером, за которым нюансы водительского мастерства начинают познаваться быстрее. Водитель третьего уровня может проезжать в
220
потоке немного быстрее и останавливаться перед светофором гораздо реже. Он также реже тормозит и старается ориентироваться на те ав- томобили, которые задают скорость потока, двигаясь далеко впереди, поэтому неожиданности для такого водителя возникают крайне редко как спереди, так и сзади. Его техника управления основывается не только на характере поведения автомобиля – она имеет свои правила выполнения каждого действия, начиная со старта, поворота и заканчи- вая набором приёмов торможения в создавшихся условиях. Как прави- ло, на третий уровень выходят водители, окончившие базовые курсы различных школ контраварийной подготовки. Они стараются рацио- нально изменять динамику автомобиля, поэтому меньше расходуют топлива, легко улавливают и знают особенности повадок автомобилей в зависимости от типа привода и кузова, умеют управляться с автома- тической трансмиссией, а также точно знают, чего ждать от систем
ABS и прочих электронных помощников. Это уже зрелые водители, не только имеющие длительный опыт езды, но и адекватно реагирующие на ошибки или откровенные провокации менее опытных коллег. При- знаками достижения такого уровня являются высокая культура вожде- ния и отточенность каждого действия. Например, при трогании на подъёме автомобиль под управлением профессионала практически не откатывается, а во время парковки водитель обязательно рассчитает для себя и для других расстояние, необходимое для безопасного и удобного выезда. Отличительной особенностью такого водителя явля- ется стабильная и безопасная езда в любых городских режимах и по дорогам с различным покрытием. На третьем уровне уже ярко выра- жена способность быстро адаптироваться к изменяющимся дорожным условиям и присутствуют развитые навыки действий на упреждение и прогнозирование развития ситуации.
Четвёртый уровень: профессиональное мастерство.
Данный уровень поддаётся тем, кто всё время стремится повы- сить своё мастерство и ищет для этого возможности. Такой водитель интуитивно накапливает информацию и использует опыт, полученный из разных источников. Если представляется случай, водитель четвёр- того уровня оттачивает свой технический потенциал и старается убе- диться в качественном усвоении приёмов. Он чувствует, где находятся скоростные резервы и как ехать безопаснее. Следует заметить, что да- леко не всегда понятия «невысокая скорость движения» и «безопас- ность» – синонимы. Главное тактическое преимущество водителя чет- вёртого уровня – его способность избегать провокаций. Так, дистан- цию до переднего автомобиля следует сохранять такой, чтобы исклю- чить у соседей по потоку даже мысль занять этот промежуток, но в то же время дать им возможность для скоростного манёвра, смещения по
221
полосе, обгона. Обычно такой водитель не пользуется стандартным автомобилем или выбирает его с учётом своих высоких навыков. Он не станет обращать внимание на ошибки других, не позволяет суетить- ся возле своего автомобиля и соседствует в потоке, как правило, с рав- ными себе. Пассажир, который находится в салоне автомобиля, чувст- вует себя комфортно и защищённо, даже если он едет с гораздо боль- шей скоростью, нежели остальные.
Пятый уровень: безопасный водитель.
Достижение данного уровня характеризуется знанием техниче- ских нюансов, которые напрямую влияют на безопасность и управляе- мость, владением и адекватным использованием различных приёмов и стилей управления автомобилями, способностью выполнять манёвры исключительно легко, избегая попадания в экстремальную ситуацию, отточенным в тренингах чувством улавливания граничных режимов сцепления шин с дорогой и контроля экстремальных режимов. Как правило, водитель пятого уровня особо тщательно следит за «здоровь- ем» своего автомобиля. В его привычку входят оценка состояния ав- томобиля перед началом движения и постоянная диагностика его по- ведения. Такой водитель хорошо подготовлен тактически, способен формировать ритм при движении в городских условиях, что позволяет избежать рваного темпа с резкими стартами и торможениями. Залогом безопасности водителя является развитое умение прогнозировать си- туацию и вносить в свои действия поправки на возможные ошибки соседей по потоку. Обычно подобный уровень подготовки наблюдает- ся у водителей, наездивших по меньшей мере полмиллиона километ- ров без попадания в экстремальные ситуации. Зачастую маневрирова- ния и обгоны в исполнении такого водителя коллеги просто не заме- чают. Его отличает абсолютная рациональность, которая угадывается при маневрировании по тому признаку, что руль автомобиля при не- значительных поворотах постоянно находится в околонулевой зоне.
Водитель пятого уровня даже садится и выходит из автомобиля с та- ким расчётом, чтобы ситуация оставалась безопасной. То же касается и пассажиров. Скоростные возможности водителя ограничиваются лишь пропускной способностью дорог.
Шестой уровень: водительское искусство.
Это уровень лидера трафика. Такие водители удивительным обра- зом умеют задавать ритм движению, который позволяет соседям по полосам чувствовать себя легко и безопасно. Они разряжают дорож- ную обстановку с помощью действий, связанных с упреждением оши- бок других водителей и пешеходов. У них высокоразвита интуиция и способность избегать ошибок и аварийных ситуаций. Как правило, это врождённая способность, отшлифованная потребностью к самосовер-
222
шенствованию и стремлением быть высокопрофессиональным и куль- турным водителем. Зачастую такой водитель может двигаться медлен- нее, чем особо активные «стритрейсеры», но приезжает в конечный пункт быстрее или за одинаковое время. То есть главным признаком искусности водителя является его способность поддерживать свою среднюю скорость движения постоянно близкой к максимально воз- можной в данных условиях, не переходя границы безопасности. Он может применить основное торможение, только приехав в нужную точку, способен пробираться в плотном трафике так, что его автомо- биль объезжает все остальные по плавной и безопасной траектории.
Интуиция водителя основана на огромной практике вождения разных видов транспортных средств. Как правило, его автомобиль далёк от стандарта либо представляет собой вершину заводских технологий.
Водитель шестого уровня избегает ошибок уже на стадии возможности их появления путём формирования или изменения условий выполне- ния манёвра. Он не допускает ситуации, когда возникают моменты ослабленного или усложнённого визуального контроля зон на проез- жей части или тротуаре.
В заключение отметим, что знания, умения и навыки развивают- ся, закрепляются и усовершенствуются на протяжении всей профес- сиональной деятельности водителя.
Вопросы для самопроверки
1. Специальное умение и практические навыки водителей.
2. Уровни формирования водительских навыков.
8.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ
АВТОМОБИЛЕМ: АВТОТРЕНАЖЁРЫ, УЧЕБНЫЕ ПЛОЩАДКИ
И АВТОДРОМЫ. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПОДБОРА ВОДИТЕЛЕЙ
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспорт- ных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно- материальной базе. Эти требования утверждены Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Главным управ- лением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Рос- сии [5].
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреж- дений включают в себя:
223
− наличие учебно-программной и методической документации;
− оснащение учебным оборудованием, учебно-наглядными по- собиями, учебной литературой;
− информационные материалы;
− техническое оснащение образовательных учреждений.
В образовательном учреждении должна быть в наличии следую- щаяучебно-программная и методическая документация:
− примерные программы подготовки водителей транспортных средствсоответствующих категорий, утверждённые вустановленном порядке;
− примерные программы переподготовки водителей транспорт- ных средств соответствующих категорий, утверждённые в установ- ленном порядке;
− рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утверждённые руководи- телем образовательного учреждения;
− методические рекомендации, утверждённые заинтересован- ными федеральными органами исполнительной власти;
− методические рекомендации по организации образовательного процесса, утверждённые руководителем образовательного учреждения;
− материалы для проведения промежуточной и итоговой атте- стации обучающихся, утверждённые руководителем образовательного учреждения.
Перечень требований к оснащённости учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалом пред- ставлен в Примерных программах подготовки водителей транспорт- ных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется об- разовательным учреждением.
Техническая оснащённость образовательного учреждения вклю- чает в себя следующие компоненты:
− технические средства обучения (далее – ТСО);
− аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее – АПК);
− тренажёры первоначального обучения навыкам вождения (да- лее тренажёры);
− учебные транспортные средства;
− закрытые площадки для первоначального обучения вождению
(автодромы, в том числе автоматизированные).
В образовательном учреждении должны быть в наличии следую- щие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор,
224
экран, монитор, ТВ и т.д.) с соответствующим программным обеспе- чением.
Требования к аппаратно-программным комплексам (АПК). Аппа- ратно-программные комплексы тестирования и развития психофизио- логических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повы- шать уровень психофизиологических качеств, необходимых для безо- пасного управления транспортным средством (профессионально важ- ных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психо- эмоционального состояния в процессе управления транспортным сред- ством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств про- изводится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК в целях повышения достоверности и сни- жения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессио- нально важных качеств водителя:
− психофизиологических (восприятие пространственных отно- шений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распре- деление внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчи- вость, динамику работоспособности);
− свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическую устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликт- ность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся со- стояниях: эмоциональной напряжённости, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя ут- верждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к тренажёрам. Тренажёры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:
− первоначальное обучение навыкам вождения;
− отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
− ознакомление с органами управления, контрольно-измери- тельными приборами;
− отработку приёмов управления транспортным средством.
Требования к учебным транспортным средствам различных ка-
тегорий. Требования к оборудованию учебного транспортного средст- ва категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE».