Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
215
зует тормозные функции коры головного мозга и вызывает состояние возбуждения. Водитель под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку. Под влиянием алкоголя нарушается субъективный кон- троль за утомлением.
В начальной фазе опьянения снижаются внимание и точность восприятия, ослабевают критическое мышление, память. Затем со- стояние возбуждения сменяется угнетением, которое проявляется в расстройстве речи, затемнении сознания, нарушении двигательной координации, расслаблениии мышц, угасании рефлексов. Нарушаются и все функции головного мозга.
Установлено, например, что при приёме 75 г алкоголя время ре- акции водителей увеличивается в 2,5 раза, при приёме 100 г – в 2 –
4 раза, при приёме 140 г – в 3 – 5 раз и больше, 165 г – в 6 – 9 раз.
Водители в состоянии алкогольного опьянения независимо от степени опьянения не допускаются к управлению автомобилем.
Водители, нарушившие правила движения в нетрезвом состоянии, несут повышенную ответственность.
Физическая культура и работоспособность водителя. Для водите- ля автомобиля физические упражнения и занятия спортом имеют осо- бое значение. Длительное малоподвижное состояние водителя в пери- од работы может вызвать различные функциональные нарушения.
Специальные исследования показали, что у водителей автомоби- лей с развитием физических качеств укрепляется здоровье, значитель- но повышается работоспособность, а следовательно, и мастерство во- ждения автомобиля. Наилучшим средством улучшения двигательной способности водителей и повышения их психофизиологических воз- можностей в трудовой деятельности является спорт.
Надёжность водителя в значительной мере зависит от таких его моральных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственно- сти, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скром- ность – эти качества, как правило, присущи хорошим, надёжным води- телям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость, невежливое отношение к окружающим, неуважение к правопорядку – эти качества типичны для аварийщика.
Недисциплинированность водителей чаще всего проявляется в игнорировании Правил дорожного движения. Водитель должен забо- титься не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения, следить за их действиями. Увидев ошибки, до- пущенные пешеходом или другим водителем, нужно сделать всё воз- можное, чтобы избежать ДТП. Очень важно взаимное предупреждение участников движения. Отсутствие его связано не только с нарушением предписаний Правил, но и является свидетельством невоспитанности.
216
Так, например, водители, выполняя поворот, игнорируют требование пропустить пешеходов, которые находятся на переходах. Случается, они грубо что-то выкрикивают, пугают прохожих звуковыми сигнала- ми и т.д. Есть водители, которые не считают нужным подавать преду- предительные сигналы или подают их таким образом, что намерения при этом предвидеть невозможно. Есть случаи равнодушного отноше- ния к участникам движения, которые испытывают определённые трудности или неудачи. Например, при перестраивании одного из во- дителей на соседнюю полосу другие вместо того, чтобы помочь ему, уменьшив скорость и увеличив дистанцию, – наоборот, сокращают её.
Иногда перед перекрёстком у автомобиля глохнет двигатель. В таком случае нередко недостаёт взаимопонимания и выдержки, в адрес води- теля звучат грубые окрики, оскорбления, кое-кто громко и продолжи- тельно сигналит. Но ведь в положении того, кого постигла неудача, может оказаться даже опытный водитель, который под влиянием на- смешек способный потерять самообладание и допустить грубую ошибку.
Часто нужна взаимопомощь, а получить её не всегда удаётся, хотя мимо проезжает много автомашин. Водитель будет чувствовать себя намного уверенней, если участники движения будут доброжелатель- ными, готовыми выручить.
Самым тяжёлым и опасным проявлением недисциплинированно- сти водителей является употребление алкоголя перед рейсом или в пути. Такие антиобщественные поступки особенно часты в производ- ственных коллективах, где решительно не борются с пьянством и где отсутствует контроль за работой. Снижение трудоспособности после употребления алкоголя или наркотиков создаёт реальную угрозу для безопасного управления автомобилем.
Нарушения, возникающие у водителей после употребления алко- голя или наркотиков, имеют много общего. После даже самых мень- ших доз затормаживаются центры коры головного мозга, контроли- рующие действия и поступки человека. У водителей это проявляется в некритическом отношении к себе, переоценке своих возможностей и недооценке сложности дорожной ситуации. Появляется чувство не- обоснованной самоуверенности, желание рискнуть, проигнорировать требования Правил дорожного движения. Пьяные водители часто пре- вышают скорость, едут на запрещающие сигналы, меняют полосу движения или обгоняют, не учитывая надлежащим образом обстанов- ку и свои возможности. После употребления алкоголя снижаются ин- тенсивность и устойчивость внимания, замедляется её переключение.
Кроме того, нарушаются процессы мышления и памяти, координация движений, увеличивается время реакций. Снижается, в частности, ост- рота зрения, сужается поле зрения, нарушается глубинное зрение и
217
способность различать цвета, увеличивается время сумеречной адап- тации. Водители медленнее и хуже оценивают дорожную обстановку, а их действия становятся резкими, размашистыми, плохо координиро- ванными, часто запоздалыми и неверными. Нарушения, возникшие в организме водителя после употребления алкоголя, и его некритическое отношение к своему состоянию приводят к грубым ошибкам в управ- лении автомобилем, которые нередко становятся причиной тяжёлых
ДТП. Алкогольное или наркотическое опьянение является причиной не только резкого увеличения возможности возникновения ДТП, но и делает их последствия более тяжёлыми для самого водителя и других участников дорожного движения.
К социальным последствиям пьянства и наркомании водителей принадлежат не только ДТП и, как результат, человеческие жертвы и материальные потери, а и развитие серьёзных заболеваний, приводя- щих к потере трудоспособности и преждевременной смерти.
Продолжительность жизни алкоголиков сокращается на 15 –
20 лет, число заболеваний увеличивается на 20…30%. Употребление наркотиков может стать причиной тяжёлых необратимых болезненных изменений в организме уже через несколько лет. Разложение личности алкоголиков и наркоманов ведёт к распаду семей или рождению физи- чески и психически неполноценных детей. Для преодоления пьянства и алкоголизма водителей нужно комплексное сочетание администра- тивных, правовых, пропагандистских и воспитательных мер в каждом хозяйствующем субъекте автомобильного транспорта. Одновременно необходимы разработка и внедрение в практику новейших методов выявления перед рейсом и в дороге водителей, которые управляют автомобилем после употребления не только алкоголя, но и наркотиков.
Вопросы для самопроверки
1. Гигиенические требования и их влияние на работу водителя.
2. Влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на надёж- ность труда водителя.
8.4. НАВЫКИ И ПРОЦЕСС ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.
ВИДЫ НАВЫКОВ И ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И
НАДЁЖНОСТЬ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Подготовленность водителя определяется наличием у него про- фессиональных знаний, умения и навыков, необходимых для само- стоятельного управления автомобилем в различных дорожных услови- ях. Знания – это совокупность усвоенных им сведений, нужных для управления автомобилем. Объём знаний предусмотрен действующими
218
программами и приобретается в процессе обучения. Однако овладев только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого он должен приобрести специальное умение и практические навыки.
Умение – это способность целенаправленно и правильно исполь- зовать свои специальные знания в практической деятельности.
Водитель должен уверенно управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожную обстановку в случае её изменения. Кроме того, он обязан вовремя вы- полнять необходимые действия, обеспечивающие безопасность движе- ния. Для этого ему следует вырабатывать соответствующие навыки.
Навык – это способность в процессе деятельности выполнять от- дельные действия автоматически, без специально направленного вни- мания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель, не задумы- ваясь, выполняет свои рабочие движения при управлении автомобилем
(поворачивает в нужную сторону рулевое колесо, тормозит плавно или резко, переключает передачи в необходимой последовательности и т.д.). Если он при этом допускает ошибку, то вовремя замечает и ис- правляет её.
Рассмотрим особо важные уровни формирования водительских навыков [4].
Первый уровень: водитель-новичок.
Техника выполнения элементарных приёмов управления автомо- билем у водителя, который находится на этом уровне, не отличается уверенностью и точностью. В его руках машина лишена стабильности и плавности движения, поэтому водитель-новичок должен, прежде всего, проявлять на дороге осторожность и внимательность. Для води- телей первого уровня характерны случаи выезда на место пересечения траектории других участников движения с мыслью о том, что те пре- дугадают их намерения и позволят провести манёвр, даже если нович- ки сами обязаны уступить дорогу. Это распространённая ошибка, ве- дущая к ДТП. Никто не может заглянуть вам в голову. В отношении тактики езды водитель-новичок в лучшем случае знает, понимает и добросовестно выполняет требования правил дорожного движения.
Чтобы избежать неприятностей на этом этапе и наработать минималь- ный опыт адаптации к дорожной обстановке, первое время начинаю- щим водителям достаточно передвигаться по знакомым дорогам и пе- ресечениям во время их максимальной разгрузки. Даже незначитель- ные отступления от ПДД недопустимы! Такие водители остро реаги- руют на действия и разного рода требования всех участников движе- ния, включая пешеходов, но залогом «выживания» в трафике является высокий уровень водительской культуры и, как ни странно, свежесть восприятия автомобиля и его динамики у новичка. Аккуратность, кон-
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 55