Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
250
− в рулевом управлении обязательно наличие обратной связи, позволяющей водителю судить о величине и направлении сил, дейст- вующих на управляемые колёса.
Значительное влияние на управляемость оказывает боковая эла- стичность шин. Это влияние возрастает с увеличением боковых сил, действующих на автомобиль, и имеет существенное значение при движении автомобиля по криволинейной траектории.
Такая эластичность характеризуется углом бокового увода между плоскостью качения диска колеса и осью отпечатка шины на дороге, образуемым под действием боковой силы. Она зависит от конструк- тивных особенностей шины: высоты и ширины профиля, количества слоёв кордной ткани, угла наклона нитей корда, жёсткости боковины, нагрузки на колесо, внутреннего давления в шине.
Увод шин вызывает отклонение траектории движения автомобиля от той, которая определяется положением управляемых колёс, т.е. за- даётся водителем.
Качение колёс с боковым уводом оказывает различное влияние на движение автомобилей разных конструкций в зависимости от распре- деления их массы по осям и величины сопротивления уводу передних и задних колёс. В случае если угол увода передних колёс больше угла увода задних колёс, считают, что автомобиль обладает недостаточной поворачиваемостью. Такой автомобиль устойчиво сохраняет прямоли- нейное направление движения. В противоположном случае автомо- биль характеризуется излишней поворачиваемостью. Он более скло- нен к потере управляемости и устойчивости. Однако недостаточная поворачиваемость затрудняет работу водителя, так как для изменения направления движения автомобиля требуется большая сила. Чтобы получить нужное значение показателя поворачиваемости автомобилей, конструкторы несколько уменьшают давление в передних шинах по сравнению с задними и стремятся расположить центр тяжести автомо- биля ближе к передней части.
Управляемость автомобиля зависит от технического состояния его ходовой части и рулевого управления. Уменьшение давления в одной из шин увеличивает её сопротивление качению и уменьшает поперечную жёсткость. Поэтому автомобиль будет постоянно откло- няться в сторону шины с уменьшенным давлением. Изнашивание де- талей рулевой трапеции и шкворневого соединения приводит к обра- зованию зазоров, нарушающих установленные кинематические связи и облегчающих возникновение произвольных колебаний колёс. Большие зазоры могут настолько увеличить виляние и подпрыгивание передних колёс, что нарушится сцепление их с дорогой. Причиной колебаний колёс может явиться и их дисбаланс. Этот недостаток особенно часто
251
наблюдается при установке шин, отремонтированных методом нало- жения манжет. Как правило, отремонтированное место имеет большую массу по сравнению с близлежащими участками шины, вызывает ви- ляние колеса, особенно заметное при движении с большими скоростя- ми (более 80 км/ч) и затрудняющее управление автомобилем.
Управляемость автомобиля и точность выполнения манёвра в большой степени зависит от квалификации водителя. Недостаточно опытные водители допускают при повороте много ошибок: выводят автомобиль за осевую линию дороги или за пределы занимаемого ря- да, «срезают» углы при маневрировании, развивают скорость движе- ния, не соответствующую кривизне дороги по условиям устойчивости, и т.д. Точное выполнение поворота возможно лишь при правильном согласовании скорости автомобиля с уголовой скоростью управляе- мых колёс. Вводя автомобиль в поворот и выходя из него, водитель должен правильно выбрать момент, в который следует начать враще- ние рулевого колеса, а также определить, какова должна быть его угловая скорость.
Важным связующим звеном между водителем и автомобилем яв- ляются органы управления, поскольку их характеристики оказывают огромное влияние на точность и надёжность процесса управления.
К конструкции органов управления предъявляются следующие требования:
− высокий уровень автоматизации управления автомобилем;
− малые время и усилия, необходимые для выполнения рабочих движений;
− удобная траектория движения рук и органов управления;
− травмобезопасная конструкция органов управления;
− обеспечение информативности и удобная форма рукояток;
− соответствие эстетическим требованиям.
Выполнение указанных выше требований достигается путём ав- томатизации переключения передач, применения гидравлических и пневматических приводов, размещение органов управления в опти- мальных зонах рабочих движений водителя.
Предписаниями Правил ЕЭК ООН регламентируются:
− требования к расположению и способам действия педалей управления легковых автомобилей (Правила № 35);
− требования к механизмам рулевого управления (Правила № 79).
Нормативы регламентируют следующие свойства элементов управления, косвенно и напрямую влияющие на изменение управляе- мости и устойчивости движения ТС:
− функциональные свойства (для педалей управления – распо- ложение;
− надёжность.
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 55
252
Для оценки функциональных свойств педалей управления в каче- стве измерителей используются геометрические и размерные парамет- ры размещения педалей управления и водителя с использованием трёхмерного посадочного манекена; для оценки механизмов РУ – угол поворота ТС в зависимости от угла поворота рулевого колеса, номи- нальный радиус органа рулевого управления, усилия на рулевом коле- се и в рулевом механизме, время управления; для оценки надёжности механизмов РУ – способность нормально функционировать во всех эксплуатационных режимах движения и возможность быстрой переда- чи информации при возможных неисправностях.
К рулевому колесу предъявляются два основных эргономических требования: прилагаемое усилие при его вращении не должно превы- шать 30…50 Н для одной руки и 100…110 Н для двух; его угловая скорость должна обеспечивать надёжное управление автомобилем при любой скорости движения.
Чаще всего диаметр рулевого колеса составляет 350 420 мм, од- нако на спортивных автомобилях он может быть и 280 мм, а на тяжё- лых грузовиках и автобусах – до 600 мм. С увеличением диаметра, естественно, увеличивается крутящий момент, который водитель мо- жет приложить к нему при одинаковом усилии на ободе, но одновре- менно уменьшается достижимая скорость вращения руля («скорость руления»). Именно поэтому на спортивных машинах применяют руль малого размера, а на тяжёлых машинах – большого, это увеличивает безопасность в случае отказа рулевого усилителя.
Диаметр обода руля обычно около 20...30 мм. На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулевого колеса, существенно влияет угол его наклона. Если принять за 100% достижимое усилие при почти вертикальном положении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при почти горизонтальном положении (80°) усилие уве- личивается примерно на 25%. Это объясняется анатомическими осо- бенностями человека.
Любая точка рулевого колеса должна находиться на расстоянии не менее 80 мм от других деталей автомобиля, за исключением пере- ключателей, которыми пользуются, не снимая рук с руля.
Информативность автомобиля. Динамическая информационная модель дорожно-транспортной ситуации создаётся в сознании водите- ля на основе информации, поступающей к нему через органы чувств.
Информация (от лат.
informatio – разъяснение, изложение) – об- щенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом. Применительно к нашему предмету – это множество свойств объекта, воспринимаемых в процессе его опозна- ния. Информация состоит из совокупности сигналов.
253
Сигнал (от лат.
signum – знак) – знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение о каком-либо событии либо передаю- щий команду управления, указания, оповещения и т.д. Для водителя сигналом может быть другой автомобиль, дорожный знак, сигнал тор- можения идущего впереди автомобиля, жест регулировщика и т.п.
В условиях плотного транспортного потока и дефицита времени на обработку поступающей водителю информации особенно важно, чтобы каждый автомобиль, как участник дорожного движения, был вовремя замечен, опознан и предоставил водителям достаточный объ-
ём информации о себе, иначе говоря, автомобиль должен обладать определённой информативностью.
Одним из основных элементов активной безопасности является информативность, т.е. способность автомобиля обеспечивать необхо- димой информацией водителя и других участников движения.
Недостаток информации от других транспортных средств о со- стоянии дорожного покрытия и т.д. часто становится причиной ДТП с катастрофическим результатом.
Информативность автомобиля принято подразделять на внутрен- нюю и внешнюю.
Внутренняя даёт возможность водителю воспринимать информа- цию, необходимую для управления автомобилем. К основополагаю- щим её факторам относится обзорность с места водителя.
Обзорность автомобиля является одной из важных его эксплуата- ционных характеристик, оказывающих значительное влияние на его активную безопасность, так как именно она определяет возможность водителя наиболее полно воспринимать и правильно оценивать до- рожные условия.
В России параметры обзорности с места водителя определяет
ГОСТ Р 51266–99.
В зависимости от степени влияния на условия зрительной работы водителя при управлении автомобилем параметры обзорности подраз- деляются на основные и дополнительные.
Основными являются те параметры обзорности автомобиля, ко- торые характеризуют условия видимости водителем важных объектов транспортной обстановки, обычно пространственно расположенных в направлении основного движения автомобиля.
Дополнительными являются те параметры обзорности автомоби- ля, которые характеризуют условия видимости областей окружающего пространства, по своему положению не совпадающих с направлением основного движения автомобиля и обычно являющихся местом распо- ложения объектов, содержащих дополнительную информацию о со- стоянии транспортной обстановки: