Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
281
Устройство желобов, служащих, например, в качестве волан сто- ков или направляющих для раздвижных дверей, разрешается только при условии, когда они будут загнуты внутрь или их края будут иметь защитное устройство. Незащищённый желоб считается загнутым, если он загнут назад приблизительно на 180°.
Радиус кривизны изгибов на обшивке кузова должен быть не ме- нее 2,5 мм. Радиус кривизны краёв боковых обтекателей щитков, кото- рые могут выступать наружу, должен быть не менее 1 мм.
Кронштейны для домкрата и выхлопная труба не должны высту- пать более чем на 10 мм за вертикальную проекцию пола.
Заслонки впускных/выпускных вентиляционных отверстий долж- ны соответствовать техническим требованиям во всех положениях, возможных при эксплуатации.
Стёкла окон, открывающихся наружу по отношению к внешней поверхности автомобиля, должны соответствовать следующим требо- ваниям: ни один из краёв стекла не должен выступать вперёд; ни одна из частей стекла не должна выступать за край габаритной ширины ав- томобиля. Держатели номерных знаков должны иметь радиус кривиз- ны более 2,5 мм (если они соприкасаются с шаром диаметром 100 мм) при условии, что номерной знак установлен по рекомендации завода- изготовителя автомобиля.
На поверхностях багажников и приспособлений для перевозки лыж, которые после установки такого приспособления могут соприка- саться с шаром диаметром 165 мм, не должно быть деталей с радиусом кривизны менее 2,5 мм, а такие крепёжные элементы, как болты, не должны выступать более чем на 40 мм за пределы поверхностей.
Радиоантенны следует устанавливать на автомобили таким обра- зом, чтобы в случае, когда их незакреплённый конец находится на вы- соте менее 2 м от поверхности дороги в любом положении, возможном при эксплуатации, он не должен выходить за пределы зоны, ограни- ченной вертикальными плоскостями, располагающимися на расстоя- нии 10 см внутрь от края габаритной ширины.
В последнее время применяются передние крылья, изготовленные из специального пластика.
В случае наезда на пешехода они разрушаются, нанося постра- давшему наименьшие повреждения, некоторые производители ведут испытания своеобразных «подушек безопасности» для пешехода.
В момент наезда они раздуваются и, амортизируя удар, опускают пе- шехода на капот.
Безопасный бампер. Основной функцией безопасного бампера яв- ляется защита дорогостоящих элементов кузова от повреждений при
282
столкновении или наездах, происходящих на относительно невысоких скоростях. При этом бамперы практически не предохраняют пассажи- ров и водителей от травмирования при более серьёзных дорожно- транспортных происшествиях. Сейчас они служат в основном лишь защитой от повреждения фар и задних фонарей при заезде на стоянку и выполняют эти функции на скорости до 3 км/ч.
Многие считают, что бампер не в состоянии как-либо защитить автомобиль, вес которого обычно колеблется в пределах 1,5…2,0 т.
Между тем ясно, что энергия удара не может исчезнуть, а должна быть поглощена элементами кузова на возможно большем удалении от пас- сажирского помещения. В этой связи нельзя игнорировать защитные свойства бампера, каковы бы они ни были. В дальнейшем конструкто- ры будут решать технические проблемы упругого соединения бампера с кузовом автомобиля. Такое соединение должно поглощать большую часть кинетической энергии удара, возникающей при столкновении автомобилей. Введение бамперов, расположенных на одинаковой, стандартной для всех автомобилей высоте над уровнем дороги, несо- мненно, приведёт к снижению количества и тяжести повреждений ку- зовов автомобилей.
Материалы, используемые в настоящее время для автомобильных бамперов, разрушаются при столкновении с относительной скоростью, равной 9 км/ч. Соотношения жёсткости и прочности конструкций бам- пера и передней части автомобиля должны быть таковы, чтобы при слабом ударе бампер защищал от повреждения элементы кузова авто- мобиля, имеющие большую стоимость. При тяжёлых столкновениях бампер и передняя часть автомобиля должны деформироваться совме- стно, поглощая значительную часть энергии удара и защищая, таким образом, пассажиров от серьёзных травм.
Безопасные бамперы содержат энергопоглощающий элемент, в котором энергия удара преобразуется в работу деформации или тепловую энергию. По типу упругого элемента бамперы могут быть механические, гидравлические, пневматические и комбинированные.
На рисунке 9.7, а показан бампер с механическим амортизирую- щим элементом, работающим на сжатие. Бампер состоит из средней балки 1 и двух боковых крыльев 2, соединённых шарниром 3. Энерго- поглащающий элемент выполнен в виде конуса 7, жёстко соединённо- го с кузовом автомобиля. Внутри конуса проходит стержень 4 с кони- ческим блоком 6 из упругой пластмассы, упирающимся в буртик 5.
К стержню 4 гайкой 8 прикреплена тяга 9 вспомогательного элемента, состоящего из конуса 11 и упругого элемента 10. Верхняя часть конуса соединена с боковым крылом 2.
283
Рис. 9.7. Безопасные бамперы с упругими амортизирующими элементами:
а – схема бампера с элементами, работающими на сжатие; б – схема бампера с элементами, работающими на сдвиг; 1 – балка; 2 – боковое крыло; 3 – шарнир;
4 – стержень; 5 – буртик; 6 – конический блок; 7 – энергопоглощающий корпус; 8 – гайка; 9 – тяга; 10 – упругий элемент; 11 – конус; 12 – буфер;
13 – обойма; 14 – резиновый элемент; 15 – поперечный брус бампера;
16 – пластина
При ударе эластичные блок 6 и элемент 10 вдвигаются внутрь ко- нусов и, сжимаясь, поглощают энергию удара.
В механических амортизаторах упругий элемент может работать на сдвиг (рис. 9.7, б). Поперечный брус 15 бампера соединён со сталь- ной пластиной 16, привулканизированной к резиновому элементу 14.
Наружная часть элемента закреплена в обойме 13. При ударе пластина перемещается назад до тех пор, пока не упрётся в упругий буфер 12 на кузове автомобиля. Резина элемента при этом деформируется, как по- казано в нижней части рис. 9.7, б.
В пневматических и гидравлических амортизирующих элементах энергия удара поглощается при сжатии газа или перетекании жидкости через дросселирующие отверстия. Схема бампера с гидропневматиче- ским амортизатором показана на рис. 9.8. На кузове автомобиля уста- новлен цилиндр 6 с гильзой 2, соединённой с корпусом 9. Поршень 7 закреплён на штоке 4 с конической передней частью. Между корпусом
9 и штоком 4 имеется кольцевое дросселирующее отверстие 3. Задний конец штока жёстко укреплён на кузове автомобиля. Полости 5 корпу- са бампера и цилиндра заполнены вязкой жидкостью (глицерином, минеральным или силиконовым маслом), а полость 8 – инертным га- зом, например азотом. Утечки предотвращаются уплотнениями 1. При ударе корпус 9 перемещается назад, и поршень 7 сжимает газ. Одно- временно гильза 2 вдвигается в цилиндр 6, вытесняя жидкость через
1
2
284
Рис. 9.8. Безопасный бампер с гидропневматическим
амортизирующим элементом:
1 – уплотнения; 2 – гильза; 3 – дросселирующие отверстие; 4 – шток;
5 – полости корпуса бампера; 6 – цилиндр; 7 – поршень; 8 – полость;
9 – корпус бампера дросселирующее отверстие в полость, расположенную за поршнем.
Благодаря конической форме штока расход жидкости через отверстие
3 уменьшается при перемещении корпуса 9, скорость поршня снижа- ется в каждую секунду на одну и ту же величину, и автомобиль дви- жется с постоянным замедлением. После удара инертный газ в полости
8 увеличивается в объёме и корпус возвращается в исходное положе- ние. Иногда вместо газа используют спиральную или тарельчатую пружину, однако они недостаточно долговечны.
У некоторых моделей автомобилей гидравлические элементы безопасного бампера автоматически выдвигаются вперёд на 30…40 см при достижении скорости движения 10…15 м/с. Это обеспечивает нужный зазор между бампером и кузовом при ударе, позволяя вместе с тем сохранить небольшую габаритную длину автомобиля на стоянках.
Применяются также гидропневматические бамперы из легко де- формируемого упругого синтетического материала, например поливи- нилхлорида (рис. 9.9). В этом случае бампер представляет собой обо- лочку толщиной около 6 мм, внутренняя полость которой объёмом
10…20 л заполнена водой. Во время столкновения автомобилей снача- ла деформируется корпус бампера и сжимается воздух, находящийся над водой. Затем под действием давления воздуха и воды выталкива- ются пробки, закрывающие небольшие (диаметром 24…40 мм) отвер- стия в верхней части оболочки, и вода выбрасывается из отверстий.
При ударе такого бампера автомобиля, движущегося со скоростью до
14 м/с, о стоящий автомобиль оба автомобиля получают лишь незна- чительные повреждения, а при скорости менее 8 м/с не остаётся ни каких следов столкновения. Зимой бампер заполняют антифризом.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 55
285
Рис. 9.9. Безопасные бамперы из синтетических материалов:
а – бампер с выбиваемыми заглушками; б – бампер с растягивающимся сильфоном; 1 – упругая оболочка; 2 – суживающаяся часть трубки; 3 – трубка;
4 – корпус; 5 – сильфон; 6 – пружина
Другой вариант гидропневматического бампера показан на рис. 9.9, б. В этом бампере нет отверстий в упругой оболочке 1, внут- ренняя полость которой сообщается трубкой 3 с сильфоном 5 из син- тетической ткани, находящимся в отдельном корпусе 4. Пружина 6 внутри сильфона удерживает его в сжатом состоянии. При ударе жид- кость из внутренней полости через трубку 3 выбрасывается внутрь сильфона, увеличивая его объём (на рисунке сильфон показан в разжа- том состоянии) и преодолевая сопротивление пружины. Трубка 3 име- ет суживающуюся часть 2, которая увеличивает сопротивление пере- теканию жидкости. Энергия удара гасится вследствие перетекания жидкости через небольшое отверстие (диаметром 19…40 мм) и пре- одоления силы пружины сильфона.
Большое количество наездов транспортных средств на пешеходов и большая тяжесть последствий этого вида ДТП привели к изменениям внешнего оформления автомобилей. В последние годы скруглены ост- рые углы облицовки радиатора, устранены выступавшие предметы
(в том числе декоративные детали). Прекращена установка фигурных фирменных эмблем на передней части капота, например оленя на ав- томобилях ГАЗ или собаки на автомобилях Линкольн. Бамперы легко- вых автомобилей делают без клыков, а у бамперов грузовых убраны буксирные крюки.
286
Сегодня бампер не только защищает автомобиль от удара, он стал неотъемлемой деталью, обеспечивающей аэродинамику автомобиля.
Его отогнутые края выполняют функции спойлеров, увeличивaют прижимную силу и препятствуют возникновению вихрей.
Французские автопроизводители предлагают изготавливать бам- перы из специального пластика. Благодаря его свойствам бамперы, внешне ничем не отличающиеся от обычных, после удара со скоро- стью до 10 км/ч способны самостоятельно восстанавливать свою заво- дскую форму.
В последнее время наметилась тенденция совмещать бампер с фальшрадиаторной решёткой. Всё чаще конструкторы используют так называемые фронтэнд (Front-end), представляющие собой отдельные модули, в которые вмонтированы не только поглощающие удар эле- менты, но и светотехника, детали системы охлаждения, климатической установки, датчики парковки и ускорений.
Двери автомобилей. Самопроизвольное открывание дверей сало- на при аварии, кроме серьёзной опасности выпадения пассажиров, чревато ещё и тяжёлыми травмами вследствие интенсивно развиваю- щихся деформаций и разрушений структурных элементов кузова. По- этому двери кузова не должны открываться при ударе, т.е. их замки должны иметь предохранительные устройства, способные выдержи- вать любые возможные нагрузки. Наиболее удачно эта проблема мо- жет быть решена путём применения дверей, скользящих в продольных направляющих кузова.
Требования к замкам и устройствам крепления дверей, таким как петли и другие удерживающие устройства, регламентированы Прави- лом № 11 ЕЭК ООН. В соответствии с ним каждый дверной замок должен иметь положение, в котором дверь полностью закрыта; для навесных дверей должно быть предусмотрено также промежуточное положение, в котором дверь закрыта не полностью.
Раздвижная дверь, не имеющая промежуточного положения за- крытия, должна, если она оказалась не полностью закрытой, автомати- чески возвращаться в положение, в котором она частично приоткрыта; необходимо, чтобы водитель и пассажиры ТС могли видеть, что дверь частично приоткрыта.
Замки должны быть сконструированы таким образом, чтобы ис- ключить непроизвольное открытие дверей.
Устройства крепления боковых дверей на петлях (за исключением складных дверей, располагаемых по бокам ТС) устанавливаются в пе- редней части в направлении движения. Для двойных дверей это требо- вание должно применяться к створке двери, которая открывается пер- вой; в этом случае необходимо, чтобы вторую створку можно было застопорить.