Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   55

310
10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
10.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В
СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОРОЖНОЕ
ДВИЖЕНИЕ: ИНТЕНСИВНОСТЬ, ПЛОТНОСТЬ, СКОРОСТЬ И
СОСТАВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА.
ЗАДЕРЖКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ
Общие понятия об организации и безопасности дорожного дви-
жения. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» термин «организация дорожного движения» (ОДД) опреде- ляет
«комплекс организационно-правовых, организационно- технических мероприятий и распорядительных действий по управле- нию движением на дорогах».
В рамках изучаемой дисциплины следует понимать, что органи- зовать дорожное движение – это значит с помощью инженерно- технических и организационных мероприятий создать на существую- щей улично-дорожной сети (УДС) условия для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов.
Чётко определить границы этой деятельности весьма непросто, поскольку спектр названных мероприятий может быть очень широким.
Сюда входят мероприятия по частичной реконструкции отдельных элементов УДС (перепланировка перекрёстков, сооружение островков безопасности, оборудование автобусных остановок), установке техни- ческих средств организации движения (ТСОД) (знаки, светофоры, разметка, ограждения), внедрению автоматизированных систем управ- ления дорожным движением (АСУД), изменению графика движения маршрутного пассажирского транспорта (МПТ), а также различные ограничения в движении (скорости, въезда для отдельных видов транспортных средств) и т.п.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта инженер- ная деятельность по организации дорожного движения может быть представлена в виде пяти укрупнённых блоков (рис. 10.1).
1. Основой для разработки мероприятий по ОДД является инфор- мация о состоянии существующей организации движения и данные об интенсивности, составе транспортных и пешеходных потоков, другая информация о дорожном движении. Такую информацию обычно соби-

311
Рис. 10.1. Структура деятельности по организации дорожного движения
рает организация (проектная, дорожно-эксплуатационная, коммуналь- ная), которой поручено разработать комплекс мер по совершенствова- нию организации движения. Эту информацию собирают в процессе периодических обследований УДС и дорожного движения.
2. Работа по выявлению мест концентрации ДТП на существую- щей УДС, мест с ограниченной пропускной способностью, участков, где наблюдаются задержки транспортных и пешеходных потоков, ба- зируется на данных статистики ДТП, сведениях ГИБДД о нарушениях
Правил дорожного движения Российской Федерации, оценке пропуск- ной способности отдельных элементов УДС, результатах изучения условий движения с помощью ходовых лабораторий. В плане выявле- ния опасных мест эту работу должны систематически выполнять под- разделения ГИБДД, обслуживающие данную городскую территорию или дорогу. Изучение «узких» мест и оценку пропускной способности могут проводить как сотрудники ГИБДД, так и организация, которой поручена разработка предложений (проектов) по совершенствованию дорожного движения.
3. На основе информации о состоянии УДС, ОДД, данных о ДТП и местах их концентрации, наличии «узких» мест разрабатываются
(с необходимым экономическим обоснованием) проекты организации дорожного движения (ПОД). В зависимости от поставленной задачи проект разрабатывается для локального участка (перекрёсток, участок улицы) либо для города (городского района), автомобильной дороги или городской магистрали в целом. Исполнителем при разработке про- екта может быть только специализированная проектная организация.
Задание на проектирование, как правило, должно разрабатывать соот- ветствующее подразделение местной администрации при участии под- разделения ГИБДД, обслуживающего данную территорию или дорогу.
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОДД
1. Исследо- вание до- рожного движения и формиро- вание ин- формации о состоянии его органи- зации
2. Обследо- вание до- рожных условий, выявление мест концен- трации ДТП и «узких мест» на
УДС
3. Проекти- рование и экономиче- ское обосно- вание меро- приятий по совершенст- вованию
ОДД
4. Участие в реализации мероприятий по совершен- ствованию
ОДД
5. Опера- тивное из- менение
ОДД в мес- тах ДТП, при заторах движения, во время массовых мероприя- тий


312
4. Непосредственное участие в реализации разработанных меро- приятий по совершенствованию организации движения, осуществляе- мое в порядке авторского надзора, даёт возможность корректировать при необходимости проектные решения и одновременно с этим прове- рять их на практике. Разработка и реализация любых мероприятий по организации движения подразумевают наличие определённых правил, регламентирующих поведение всех участников дорожного движения.
Поэтому Правила дорожного движения Российской Федерации приня- то считать основой организации дорожного движения. Дорожные зна- ки и разметка, светофорная сигнализация являются дополнительными и весьма важными инструментами, с помощью которых обеспечивает- ся оптимальная организация движения.
5. Оперативные изменения организации дорожного движения не- обходимы при проведении массовых мероприятий (митингов, демон- страций, спортивных соревнований, праздничных шествий), а также в случае возникновения на отдельных участках УДС заторов (исчерпа- ние пропускной способности), в местах ДТП, при проведении аварий- но-спасательных работ. Как правило, места проведения массовых ме- роприятий заранее известны, и поэтому службы организации движения должны иметь проработанные и согласованные с заинтересованными организациями схемы объезда временно закрываемых для движения участков УДС. На основе изучения движения должны быть установле- ны места возможного возникновения заторов и проработаны схемы движения, предусматривающие установку временных дорожных зна- ков, светофоров, направляющих конусов и т.п. Реализация оператив- ных изменений организации дорожного движения, как правило, возла- гается на подразделения ГИБДД, обслуживающие соответствующую территорию.
Пути совершенствования организации и безопасности движения.
Исследования и практический опыт позволяют сформулировать общие методические положения, выполнение которых помогает избежать субъективных решений в вопросах организации и безопасности до- рожного движения и получить эффективные результаты.
Важнейшие из этих положений сводятся к следующим:
− осуществить комплекс мер по совершенствованию системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, упорядочению организационной структуры и механизмов регулирования деятельности в этой сфере, координации совместных усилий, направленных на профилактику дорожно-транс- портной аварийности на федеральном, региональном, местном и от- раслевом уровнях;


313
− существенно усилить организующую роль федеральных орга- нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления по профи- лактике аварийности на автотранспорте, повысить уровень организа- ционно-методического руководства в области обеспечения безопасно- сти дорожного движения всеми службами предприятий и организаций независимо от формы собственности, активно привлекать к этой рабо- те общественные, региональные, молодёжные и иные организации, профсоюзы, средства массовой информации;
− значительно ускорить работы по формированию современной нормативно-правовой и нормативно-технической базы по обеспече- нию безопасного функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон
«О рекламе», другие законодательные и иные нормативные правовые акты, разработать целый пакет государственных и отраслевых стан- дартов, переработать устаревшие нормативные акты;
− организовывать и проводить работы по повышению безопас- ности дорожного движения на основе широкого внедрения программ- но-целевого подхода, концентрации сил и средств на приоритетных направлениях профилактики аварийности, в первую очередь, связан- ных с превышением установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, особенно на опасных участках, управлени- ем транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьяне- ния, усилением контроля за неукоснительным соблюдением дейст- вующих норм и правил при пассажирских перевозках, а также пере- возках опасных грузов, повсеместным применением ремней безопас- ности и мотошлемов. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены мероприятия, ориентирование на обеспечение безопас- ности наиболее уязвимых участников дорожного движения: детей, пожилых людей, инвалидов;
− значительно усилить роль финансово-экономических меха- низмов и стимулов, способствующих реализации профилактических мероприятий за счёт средств целевых источников финансирования; создать финансово-экономические механизмы управления программа- ми и проектами в области обеспечения безопасности дорожного дви- жения; экономика в сочетании с целенаправленной работой по обеспе- чению прав и законных интересов участников дорожного движения должна стать одним из важнейших факторов повышения эффективно- сти деятельности всех звеньев системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;


314
− принять в установленном порядке решение об ограничении ввоза в Россию и допуска к эксплуатации на отечественных автодоро- гах зарубежных транспортных средств с большим пробегом и много- летним сроком эксплуатации, в первую очередь, речь должна идти о пассажирских транспортных средствах;
− детально отработать механизм взаимодействия органов управ- ления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эвакуации и спа- сении пострадавших;
− расширить сеть дежурно-диспетчерских служб на автомо- бильных дорогах, обеспечивающих оперативное информирование о фактах ДТП, медицинских учреждений, подразделений ГИБДД, МЧС, дорожных и коммунальных служб в целях обеспечения максимально быстрого их прибытия на место происшествия, оказания помощи по- страдавшим, обеспечения бесперебойного движения транспорта и пе- шеходов;
− разработать систему специальной подготовки медицинского персонала, а также обеспечить разработку и внедрение соответствую- щих технических средств в целях повышения результативности при срочном оказании медицинской помощи пострадавшим с тяжёлыми травмами при дорожно-транспортных происшествиях;
− повысить эффективность организации дорожного движения, прежде всего, за счёт разработки и применения современных инженер- ных схем и методов регулирования, комплексных схем организации дорожного движения, внедрения более современных технических средств и автоматизированных систем управления дорожного движения;
− мероприятия по организации дорожного движения следует ориентировать на устранение мест концентрации ДТП, предотвраще- ние заторов, внедрение эффективных маршрутных систем, определе- ние оптимальных пределов скоростей с учётом особенностей улично- дорожной сети и интенсивности транспортных потоков, организации стоянок транспортных средств;
− разработать новую систему подготовки водителей транспорт- ных средств, включающую в себя упорядочение организационно- правового механизма осуществления такой деятельности, внедрение передовых технологий подготовки, повышение профессионального мастерства и квалификации водителей, аттестацию преподавателей автошкол и учебных комбинатов;
− обучение водителей – главный вопрос в обеспечении безопас- ности дорожного движения, т.е. постановка учебного процесса, его продолжительность, техническое оснащение (диаграммы, схемы, стен-