Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

321
России и Международным банком, разработана концепция программы по совершенствованию городских транспортных систем.
Цель программы – повышение качества работы и устойчивости городских дорожных систем, а также сокращение негативных воздей- ствий транспорта на экологию в отдельных российских городах.
Программа будет включать в себя четыре компонента:
1. Совершенствование городских транспортных систем на феде- ральном уровне, вследствие чего планируется:
− внести в нормативно-правовую базу Российской Федерации изменения, направленные на обеспечение устойчивого развития сис- тем городского транспорта;
− создать федеральный информационно-аналитический центр развития транспортных систем;
− сформировать проект федеральной программы по совершенст- вованию городских транспортных систем в Российской Федерации.
2. Подготовку и реализацию пилотных проектов, целью которых является:
− малозатратными мероприятиями добиться наибольшего эф- фекта в части качества работы общественного транспорта и уровня организации дорожного движения;
− показать другим городам практические пути решения имею- щихся проблем.
3. Развитие потенциала городов в области управления городскими транспортными системами.
По результатам реализации данного компонента планируется:
− разработать и распространить инструментарий формирования институционального и технического потенциала городов;
− оказать техническое содействие городам в разработке транс- портных стратегий, комплексных транспортных схем, а также Коорди- национному совету по организации дорожного движения.
Кроме того, в Минтрансе России в соответствии с программой развития ООН запущен международный проект аналогичной направ- ленности с привлечением средств Глобального экологического фонда.
Основные вышеназванные направления государственной полити- ки в области организации дорожного движения не только охватывают текущую и предстоящую деятельность Минтранса России, но и дока- зывают необходимость вовлечения в данную работу других мини- стерств, и прежде всего МВД и Минрегиона России.
Только совместными усилиями можно решить проблемы дорож- ного движения, поскольку в результате тесного взаимодействия феде- ральных, региональных и местных органов государственной власти,


322
науки и бизнеса возможно построение той транспортной системы, ко- торую мы бы хотели видеть [2].
В ряде стран, в том числе и в России, проблема повышения безо- пасности дорожного движения в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с бурным ростом авто- мобилизации, совершенствованием дорожной инфраструктуры, выхо- дом на рынок более мощных и скоростных автомобилей. Все эти при- меты времени, особенно характерные для стран с рыночной экономи- кой, где для перевозки грузов и пассажиров всё шире используется автомобильный транспорт, породили ряд проблем, требующих безот- лагательного разрешения.
Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с транспортом, без которого был бы невозможен технический и соци- альный прогресс.
Роль транспорта, разумеется, нельзя сводить только к перемеще- нию грузов и пассажиров. Транспорт способствует неуклонному росту и совершенствованию производства, систематическому повышению народного благосостояния. Он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства и особенно на продолжительность воспроизводственного цикла, на формирование запасов сырья, топлива и продукции, на ёмкость складов и т.д.
Основной задачей транспорта является более полное и своевре- менное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населе- ния в перевозках, ускорение доставки грузов и передвижения пасса- жиров на основе существенного повышения мощности и качества всей работы транспортной системы.
Начало XXI в. характеризуется неуклонным ростом перевозок ав- томобильным транспортом. Автомобилизация требует решения ком- плекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желаемый эффект и положительное влияние автомобилизации на со- циальное развитие общества. Автомобиль как средство передвижения обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этим преимуществам относятся: а) высокая мобильность; б) способность доставлять пассажиров и грузы «от двери до двери»; в) относительная простота управления; г) во многих районах страны (горная местность и т.д.) является единственным видом транспорта; д) автомобиль является необходимым средством и атрибутом бы- та в повседневной деятельности человека.

323
Несмотря на большие преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта, ему присущи и недостатки.
Относительная опасность автомобиля превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорож- ного – в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомо- бильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном – шесть, на железнодорожном – два.
По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой в
России число дорожно-транспортных происшествий на тысячу транс- портных средств в 7 – 10 раз выше, чем в США, Японии, Германии,
Франции, Финляндии и др.
Проблема обеспечения безопасности движения на улицах и доро- гах должна рассматриваться в рамках сложной системы дорожного движения. Термин «дорожное движение» охватывает всю сложную динамическую систему, которая образуется на дороге взаимодействи- ем и совокупностью участников движения: пешеходами, велосипеди- стами, мотоциклистами, водителями автомобилей. Естественно, что безопасность дорожного движения зависит от обученности, дисципли- нированности и правильности поведения всех участников движения, а не только представляющих автомобильный транспорт. В этом за- ключается одна из основных причин сложности обеспечения безопас- ности движения как на самом автомобильном транспорте, так и в до- рожном движении в целом. Это обстоятельство можно характеризо- вать как недостаточную изоляцию автомобильного движения от окру- жающей среды. Если бы движение автомобилей повсеместно происхо- дило по путям, где не было бы движения пешеходов, велосипедистов, тихоходных транспортных средств, задача обеспечения безопасности намного бы упростилась.
Зарубежные исследования статистики дорожно-транспортных происшествий убедительно доказывают, что на автомагистралях, по которым допускается движение только автомобилей и запрещено дви- жение всех других видов транспортных и нетранспортных средств, а также пешеходов, аварийность в сопоставимых удельных показате- лях (например, число ДТП на миллион километров пробега автомоби- лей) в 2–3 раза ниже, чем на обычных, открытых для всех участников движения дорогах.
Другим фактором, обуславливающим сложность решения про- блемы обеспечения безопасности движения, является всё увеличи- вающийся разрыв между ростом численности парка автомобилей и протяжённостью улично-дорожной сети; первая опережает вторую на целый порядок, что характерно практически для всех стран. Если парк автомобилей увеличивается примерно на 10% в год, то прирост протя-


324
жённости дорог не превышает 1%. Следствием этого является посто- янное увеличение стеснённости дорожного движения, а следовательно, резкое учащение непосредственных контактов, взаимодействия участ- ников движения, которое во многих случаях носит характер кон- фликтных ситуаций, часто перерастающих в ДТП.
Растущее быстрыми темпами производство и завоз из-за рубежа автомобилей, которые поступают в автотранспортные предприятия и в продажу для личного пользования граждан, вызывает необходимость в пропорциональном развитии системы подготовки водителей. При по- добной массовости обучение водителей происходит в весьма разно- родных учебных заведениях, далеко не все из которых располагают нужной материально-технической базой и высококвалифицированны- ми кадрами преподавательского состава. В связи с этим в самом про- цессе дорожного движения происходит самообучение и доучивание значительной части водителей. Естественно, что при растущей плот- ности движения это явление особенно осложняет задачу обеспечения дорожной безопасности.
Если выделить из системы дорожного движения только её транс- портную часть, т.е. комплекс «водитель–автомобиль–дорога–среда», то можно отметить, что совершенствование этого комплекса в плане повышения безопасности движения также зависит не только от дея- тельности транспортных организаций. Так, совершенствование конст- рукций транспортных средств осуществляется заводами-изгото- вителями и их смежниками, например предприятиями шинной про- мышленности. Полностью самостоятельной областью является строи- тельство и реконструкция дорог, улиц, дорожно-транспортных соору- жений. Однако при более глубоком рассмотрении и здесь можно про- следить связь с деятельностью автомобильного транспорта, например, почти всякое усовершенствование конструкции транспортных средств даёт конечный эффект не только в зависимости от уровня конструктор- ской и технологической их разработки, но также и от того, насколько грамотно эти усовершенствования использованы в эксплуатации.
Одним из примеров может быть проблема совершенствования ав- томобильных фар. Выпускаемые в настоящее время фары с европей- ской системой светораспределения в режиме ближнего света оказыва- ют значительно меньшее, чем фары старой конструкции, слепящее действие на водителей встречных автомобилей, следовательно, значи- тельно безопаснее. Однако это преимущество фар может быть реали- зовано только при условии правильной регулировки положения их оптических элементов.
Если обратиться к проблеме подготовки водителя, профессио- нального совершенствования, безопасной работы, то и здесь для дос-


325
тижения успеха требуется активное участие «смежников». Процессы обучения и повышения квалификации водителей теперь не обходятся без показа учебных фильмов и, следовательно, без участия видеоин- женеров, обычным для автотранспортных предприятий стало участие в профилактике ДТП медицинских работников, которые осуществляют медицинский контроль и предрейсовый осмотр водителей.
Таким образом, обеспечение безопасности движения на автомо- бильном транспорте – это часть общей проблемы дорожной безопас- ности, которая является комплексной и многоплановой и поэтому тре- бует для своего решения активного участия представителей различных областей знания и различных секторов народного хозяйства. В послед- ние годы значительно расширился круг специалистов, которые при- влекаются к решению отдельных вопросов проблемы: это медики и психологи, специалисты по электронике и вычислительной технике, социологии, педагоги, писатели и работники искусства.
Транспортный поток. При формировании информации о состоя- нии дорожного движения в первую очередь необходимы данные, ха- рактеризующие транспортный поток. Многолетний зарубежный и оте- чественный опыт научных исследований и практических наблюдений за транспортными потоками позволил выделить наиболее объективные показатели. По мере совершенствования методов и аппаратуры для исследования транспортных потоков номенклатура показателей, ис- пользуемых в организации дорожного движения, продолжает разви- ваться. Транспортный поток можно характеризовать тремя основны- ми параметрами: интенсивностью N, средней скоростью V и плотно- стью D. Эти параметры связаны основным уравнением транспортного потока:
N = DV.
Графически это уравнение представляет собой основную диаграмму транспортного потока, общий вид которой показан на рис. 10.2.
Пользуясь уравнением и диаграммой, можно определять характе- ристики транспортного потока. Так, средняя скорость выражается че- рез тангенс угла наклона прямой, соединяющей начало координат с точкой, координаты которой характеризуют определённую интенсив- ность и плотность (N/D). Максимально возможная при данных услови- ях интенсивность движения, как это следует из диаграммы, достигает- ся при определенной плотности транспортного потока (точка A на диа- грамме) и называется пропускной способностью полосы движения или дороги в целом. Характерно, что при плотности потока, большей, чем в точке A, интенсивность движения снижается. Объясняется это тем,


1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   55