Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лонны труб и снятие хомутов при подъеме колонны труб.

Автомат АПР-ГП имеет в отличие от автомата АПР-2ВБ гидравлический объемный привод с питанием от автономной гид­равлической станции или от гидравлической системы агрегатов для подземного ремонта скважин; гидропривод обеспечивает ста­бильность вращающего момента при свинчивании труб, система его регулировки проста. В качестве двигателя используется гидромотор НГТА-64, а вращающий момент регулируется настройкой пре­дохранительного клапана.

На основе автомата был создан ряд аналогичных по назначению механизмов, отличающихся типом используемых редукторов, кинематической схемой и т. п.

Механический универсальный ключ КМ У пред­назначен для выполнения тех же операций, что и автомат АПР, но имеет разрезную конструкцию вращателя и спайдера 4 (рис. III.10), что, с одной стороны, упрощает его установку на устье скважины, а с другой — усложняет его эксплуатацию, по­скольку условия работы редуктора существенно ухудшаются из-за попадания в него грязи.

Ключ состоит из блока вращателя с электроприводом 2, спайдера 4 с блоком клиньев и блока управления электроприво­дом. Полуавтоматический спайдер состоит из резервного корпуса, сменных блоков клиньев для труб диаметром 60, 73 и 89 мм, ру­коятки управления и хомута. К корпусу спайдера приварена стой­ка 3, на которой устанавливается вращатель. Во время работы спайдер закрепляется на устье скважины. Вращатель представ­ляет собой двухступенчатый редуктор, рабочим органом которого является разрезное колесо с установленным на нем водилом. При совмещении прорезей колеса и корпуса ключ может быть надви­нут на трубу и установлен в рабочее положение.

Привод ключа электрический, инерционный. Его конструкция предусматривает установку сменных маховиков, что позволяет ре­гулировать максимальный крутящий момент.

При работе с ключом КМУ применяют те же элеваторы и клю­чи, что и при работе с автоматом АПР.

70 . .



Рис. 111.10. Механический универсальный ключ КМУ


Техническая характеристика механических ключей

Марка КМУ-50 АПР-2ВБ АПР-ГП

Максимальная нагрузка на спайдер, кН . . 490 750 750

Максимальный вращающий момент, Н-м . . 4410 4410 4410

Частота вращения водила, мин^1 60 48 5—80

Диаметр насосно-компрессорных труб, мм . 48—89 48—114 48—114

Масса в собранном виде, кг 360 275 235

Штанговые механические ключи

Для свинчивания-развинчивания штанг в основном применяют разрезные ключи, ротор которых имеет зев, позволяющий надви­гать их на штангу. Во время работы их подвешивают на упругой подвеске или же устанавливают на шарнирной опоре. К таким конструкциям относятся ключи АШК, АШК-КШЭ.

Помимо них применяют механические штанговые ключи нераз­резные, выполненные по схеме автомата Молчанова — МШК и

мшкт.

Ключ АШК-М (рис. III.11) имеет пружинную подвеску 3, компенсирующую вертикальные перемещения при свинчивании-развинчивании штанг. Блок ключа состоит из приводного двига­теля 1, соединенного муфтой 2 с первичным валом, вращающий момент от которого передается через шестерни редуктора 5 к зах-

71


Рис. 111.11. Ключ АШК-М

ватному органу. Ведущая шестерня фиксируется в корпусе ключа на опорах качения. Захватный орган передает вращающий момент свинчиваемой или развинчиваемой штанге.

Реактивный момент от колонны штанг воспринимается стопорным ключом 4 и передается на корпус ключа, что позволяет уст­ранить возможность поворота его вокруг штанги. Захватный орган и стопорный ключ имеют размеры зевов захватов, соответствую-

72

щие размерам квадратной высаженной части штанги или лысок на муфте штанг.

Имеется модификация ключа, рассчитанная на его шарнирное крепление на устье скважины. В некоторых районах (Краснодар­ский край) конструкцию ключа изменяют, устанавливая его не­подвижно на устье скважины.

Ключи АШК рассчитаны на привод или от промысловой элект­
росети, при этом их оснащают электродвигателем и пусковой ап­паратурой, или от гидропривода, в этом случае их подключают к гидравлической схеме агрегата подземного ремонта.

При электрическом приводе используют асинхронные двигате­ли мощностью 0,8 или 1,0 кВт в защищенном или взрывобезопасном исполнении. Реверсивный переключатель управляет электро­двигателем. Его можно устанавливать как на грунте (для управ­ления ногой при помощи педали), так и на блоке ключа. Электро­двигатель соединен с кабелем через реверсивный пускатель с ис­точником тока.

Техническая характеристика ключа АШК

Диаметр свинчиваемых-развинчиваемых штанг, мм………. 16, 19, 22, 25 Максимальный вращающий момент на захватном органе

ключа, Н-м 800

Частота вращения захватного органа (при электроприво­де),

мин—1 80

Масса блока ключа, кг 36

Масса комплекта ключа, кг 105

Применение ключа АШК облегчает ручные операции, ускоряет их проведение и обеспечивает стабильность момента крепления резьбового соединения, что способствует сокращению числа ава­рий со штангами.

Помимо электроприводных ключей АШК выпускаются анало­гичные конструкции с гидроприводом для агрегатов подземного ремонта, оснащенных гидросистемой.

§ 4. СТАЦИОНАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

При подземных ремонтах используют большое количество тя­желого и крупногабаритного оборудования, не имеющего собст­венной транспортной базы. При проведении операций оно стацио­нарно устанавливается на площадке у скважины.

Стационарные вышки или мачты используют при текущем и капитальном ремонтах — на них устанавливают кронблок и под­вешивают талевую систему для проведения спуско-подъемных опе­раций, к ним также крепят детали и узлы, необходимые для под­земного ремонта.

При подземном ремонте можно использовать:

стационарные эксплуатационные вышки, устанавливаемые над скважиной по окончании бурения скважины,— ими оборудованы

73

наиболее старые нефтедобывающие районы, например, Краснода­ра, Баку.

буровые вышки, оставляемые на время эксплуатации в тех слу­чаях, когда скважина расположена в труднодоступных местах,
например, на площадках или эстакадах морских месторождений.

В большинстве случаев при подземном ремонте в настоящее время используют временно устанавливаемые вышки, или мачты, или агрегаты с мачтой, поскольку коэффициент использования ста­ционарных вышек весьма мал — порядка 2—3 %. Наиболее ра­ционально проведение подземного ремонта с помощью агрегатов, несущих вышку на себе (они будут рассмотрены в следующем па­раграфе).

Стационарно или временно устанавливаются башенные вышки и А-образные мачты. Последние легче при той же грузоподъемно­сти и более удобны для размещения на площадке и используемо­го при подземном ремонте оборудования.

Перед началом эксплуатации вышки или мачты при очередном подземном ремонте ее следует тщательно осмотреть, обратив осо­бое внимание на прямолинейность: элементов, состояние сварных швов, балконов, лестниц, ограждений и оттяжек, затяжку болто­вых соединений. Фундамент опор вышки или мачты не должен иметь трещин или коррозии. Все выявленные дефекты следует устранить до начала эксплуатации сооружения.

Для укладки труб и штанг, а также другого длинномерного внутрискважинного оборудования при проведении спуско-подъем-ных операций у вышки или мачты сооружают приемные мостки и стеллажи. Мостки могут быть стационарными, транспортироваться на полозьях с помощью тракторов, либо устанавливаться на колес­ном прицепе и т. п.

Вышка (рис. 111.12) оснащается талевой системой для переда­чи усилия от ходового конца каната, наматываемого на барабан - лебедки, к крюку. Она позволяет увеличить усилие на крюке в несколько раз в соответствии с кратностью оснастки — по сравне­нию с усилием, развиваемым на ходовом конце каната. Одновре­менно с этим во столько же раз уменьшается скорость перемеще­ния крюка. Талевая система состоит из кронблока, неподвижно устанавливаемого на верхней площадке вышки, подвешенного на канатах талевого блока с крюком и направляющего ролика, через который перебрасывают ходовой конец каната и служащего для направления каната на барабан лебедки.

В настоящее время выпускают кронблоки и талевые блоки с линейным расположением шкивов шести типоразмеров в двух ис­полнениях. Их основные детали унифицированы между собой. Гру­
зоподъемность их составляет от 12,5 до 125 т.

Крюки, комплектующие талевые системы, изготавливают одно­рогими и трехрогими, все они подпружинены и снабжены подшип­никами, обеспечивающими их вращение вокруг вертикальной оси.
Грузоподъемности крюков соответствуют аналогичным характери­стикам талевых блоков.


Неисправность талевой системы или плохой уход за ней могут привести к серьезным авариям и несчастным случаям. Перед на­чалом эксплуатации талевой системы необходимо проверить сте­пень износа канавок канатных шкивов и легкость их вращения, надежность крепления всех узлов и кронблока к элементам выш­ки, наличие смазки в подшипниках и шарнирах, плавность пово­рота ствола крюка и работу его защелки. Одновременно при на­ружном осмотре необходимо убедиться в отсутствии трещин, вмя­тин и каких-либо других дефектов в деталях талевой системы. Не­обходимо своевременно смазывать детали пар трения талевой сис­темы в соответствии с картой смазки.

Ротор при капитальном ремонте скважин предназначен для вращения колонны труб и удержания ее на весу. В капитальном ремонте применяют роторы, конструкции которых аналогичны конструкциям буровых роторов.

Например, ротор Р-360 включает стол, опирающийся на сфери­ческий роликовый подшипник, герметичный корпус, в котором рас­полагается коническая передача, передающая вращение от веду­щего вала к столу, фиксатор, позволяющий устанавливать стол не­подвижно.

Привод ротора может осуществляться посредством цепной пе­редачи, карданного вала или гидравлического привода, при этом

75

гидравлический мотор устанавливают непосредственно на роторе. В зависимости от его марки мощность, передаваемая па колонну труб, изменяется в пределах 100—300 кВт.

Перед пуском ротора в работу необходимо убедиться в пра­вильности его монтажа, надежности крепления, исправности зуб­чатой передачи и подшипников, исправности заделок крепления вкладышей. В процессе работы необходимо поддерживать необ­ходимый уровень масла и своевременно заменять его, следить за температурой нагрева подшипников и исправностью стопорного устройства.

Вертлюг служит для соединения промывочного шланга, по ко­