Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
торому от насосного агрегата подают технологическую жидкость, с ведущей трубой колонны бурильных труб. В подземном ремонте применяют вертлюги двух видов — промывочные ВП и эксплуатационные ВЭ.
Промывочный вертлюг подвешивают к элеватору таким образом, чтобы нагрузка, приложенная к нему, от труб передавалась на элеватор через сквозной ствол вертлюга, минуя его корпус, нагруженный только внутренним давлением закачиваемой жидкости. Зазоры между корпусом и стволом вертлюга герметизируют специальными уплотнениями.
Эксплуатационный вертлюг по своей конструкции
аналогичен вертлюгам буровых установок; он состоит из двух основных частей: неподвижной, включающей в себя корпус, крышку,
серьгу и отвод трубы, и подвижной — ствол вертлюга, установленный на двух радиальных и одном упорном подшипниках.
Вертлюг подвешивают за серьгу к крюку талевой системы, а
его ствол соединяют с ведущей трубой посредством резьбового
соединения. ч
Перед соединением вертлюга с ведущей трубой следует проверить: плавность вращения ствола, надежность крепления его деталей, уровень масла, состояние уплотнений, штропа, пальцев корпуса вертлюга и отсутствие на них трещин.
В процессе эксплуатации особое внимание следует уделять температуре нагрева подшипников и степени затяжки уплотнения — при необходимости его следует отрегулировать.
Смазывают вертлюг в соответствии с картой смазки в установленные сроки.
Промывочный шланг служит для соединения вертлюга со стояком, через который поступает промывочная жидкость. В ряде случаев его соединяют с горизонтальной частью нагнетательного манифольда, а среднюю часть с помощью хомута подвешивают к вышке или мачте. Длина промывочных шлангов составляет 18 м, а внутренний диаметр изменяется от 38 до 90 мм. Концы шланга привулканизированы к штуцерам и надежно соединены с ними.
В процессе эксплуатации шланг должен быть обернут по спирали тросиком, исключающим самопроизвольное перемещение концов шланга в случае его разрушения.
76
§ 5. АГРЕГАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН
{Для подземного ремонта скважин, не оборудованных стационарными вышками, применяют подъемные установки — агрегаты, представляющие собой смонтированные на транспортной базе лебедку, вышку с талевой системой и прочим оборудованием и инструментом. С их помощью при подземном ремонте на скважинах проводят операции, связанные со спуском или подъемом внутри-скважинного эксплуатационного оборудования, а также оборудования различного рода, используемого при проведении технологических операций. Когда скважина оборудована стационарной вышкой, применяют подъемные лебедки, смонтированные на транспортной базе. )
Применяемые при подземном ремонте агрегаты подразделяют на агрегаты, предназначенные для текущего и капитального ремонтов. Последние обладают более высокой грузоподъемностью и помимо оборудования, предназначенного для текущего ремонта могут быть оборудованы также промывочным насосом, ротором, вертлюгом и другими устройствами для вращения колонны.
Лебедки подъемные
Эта группа агрегатов предназначена для приведения в действие талевой системы при спуско-подъемных операциях и в ряде случаев привода ротора во время работ по освоению, текущему и капитальному ремонтах скважин, оборудованных стационарными вышками.
Агрегат Азинмаш-43П (подъемник) представляет собой модификацию подъемной установки Азинмаш-43А. Это самоходная установка, в качестве транспортной базы которой используют гусеничный трактор Т-100МЗ .или трактор-болотоход Т-100МЗБГС, на котором смонтирована однобарабанная лебедка с коробкой передач. Вместимость барабана лебедки позволяет либо обеспечивать перемещение крюка талевой системы в пределах высоты вышки, либо наматывать тартальный канат длиной до 2300 м при диаметре 13 мм. Максимальное тяговое усилие каната 75 кН при скорости набегания его на барабан 0,88 м/с.
Подъемник имеет также цепное колесо для привода ротора, безопасную спиральную катушку и шкив под клиновой ремень привода катушки с тартальным канатом.
Привод оборудования подъемника — от тягового двигателя трактора Д-108 мощностью 80 кВт. Управление агрегата элект
ропневматическое, переключение скоростей электромеханическое. Все органы управления сосредоточены в кабине машиниста.
При работе в ночное время подъемник обеспечивает освещение рабочей площадки двумя поворотными фарами, а освещение лебедки я кабины водителя — специальными светильниками.
В процессе работы лебедки (рис. 111.13) вращающий момент,
77
Рис. III.13. Кинематическая схема агрегата Азинмаш-43П:
1 — ведущий вал; 2— реверсивный редуктор; 3 — коробка передач; 4— барабан лебедки; 5 — коробка скоростей трактора
развиваемый двигателем, передается валом коробки отбора мощности от коробки скоростей к реверсивному редуктору, служащему для оперативного изменения направления вращения барабана лебедки, т. е. направления движения крюка талевой системы или тартального каната.
Реверсивный редуктор включает три конические шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении и соединяемые с ведомым валом при помощи кулачковых муфт. На его ведущем валу установлены ведущие шестерни коробки передач, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Эти шестерни соединены с валом также с помощью кулачковых муфт. Аналогичным образом промежуточный вал кинематический связан; с ведомым двумя парами шестерен и кулачковыми муфтами.
Ведомый вал соединен зубчатой передачей с валом, на котором установлен барабан лебедки. Для передачи крутящего момента от вала к барабану служит муфта сцепления с пневматическим управлением, расположенная внутри тормозного шкива барабана. Для торможения барабана служат две тормозные ленты, охватывающие тормозной шкив.
Коробка передач служит для более полного использования мощности двигателя и позволяет по мере уменьшения нагрузки на крюк талевой системы в процессе подъема колонны труб увеличивать скорость их подъема.
Лебедка ЛПТ-8, смонтированная на тракторе Т-130 (рис. 111.14), снабжена безопасной катушкой и механизмом привода ротора. Привод агрегата от ходового двигателя. От Азин-маш-43П она отличается компоновкой: для облегчения доступа к 78
Рис. III.14. Лебедка подъемная ЛПТ-8:
1 — рама; 2— топливный бак; 3— воздушные баллоны; 4—-компрессор; 5 — пульт управления; 6 — лебедка 7 — карданный вал; 8 — консольная , рама; 9 — коробка передач; 10— безопасная катушка; 11 — механизм привода ротора; 12 — съемная лестница; 13 — откидные винтовые упоры
ее основным узлам, прицепному устройству трактора, узлам его ходовой части коробка передач вынесена и размещена на задней стенке станины лебедки.
Внутри кабины трактора у передней стенки располагается управление ходовой частью, а у задней — пульт и рычаги управления механизмами подъемника.
Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8 (рис. 111.15) включает коробку отбора мощности трактора, коробку передач лебедки, барабана лебедки и приводы безопасной катушки и ротора. Крутящий момент от коробки отбора мощности передается карданным валом к ведущему валу коробки скоростей. Коробка передач трехвальная, скорости переключают введением в зацепление необходимыми муфтами. Ведомый вал коробки скоростей конической передачей соединен с ведущим валом лебедки. От него с помощью зубчатой передачи крутящий момент передается ведомому валу, жестко соединенному с барабаном лебедки. Барабан лебедки отключают с помощью фрикциона, расположенного на ведущем валу лебедки.
Рис. III.15. Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8:
1— компрессор; 2— гидравлический двигатель; 3— двигатель; 4— коробка отбора мощности; 5— ограничитель подъема талевого блока; 6— лебедка; 7— коробка передач
79
Ведущий вал лебедки с помощью кулачковой муфты может быть соединен через редуктор с безопасной катушкой.
Тормоз лебедки однобарабанный. В лебедку встроен механизм противозатаскивателя, обеспечивающий остановку крюкоблока
при достижении им крайнего верхнего положения. После оснастки талевой системы гайку устанавливают на винте таким образом, чтобы при подходе крюкоблока к крайнему верхнему положению давался сигнал на выключение лебедки.
Безопасная катушка включается и выключается кулачковой муфтой, муфта сцепления барабана лебедки при этом выключена, а сам барабан заторможен.
Лебедка ЛПР-10Э предназначена для ведения работ на скважинах, расположенных на эстакадах или отдаленных морских основаниях. Все узлы лебедки смонтированы на неподвижной раме — два электродвигателя, соединенные со спаривающим их редуктором шинно-пневматическими муфтами, четырехскоростная коробка передач, барабан лебедки, кабина управления, шкафы с электрооборудованием. Помимо этого имеется гидравлическая станция, обеспечивающая работу гидрофицированных узлов: гидроприводной лебедки, предназначенной для механизации вспомогательных работ, автомата АПР-ГП с гидроприводом для свинчивания-развинчивания колонны насосно-компрессорных труб, гидравлического подвесного ключа КГП для бурильных труб с гидравлическим раскрепителем.
Установки подъемные
Эти установки (агрегаты) помимо лебедки и дополнительного оборудования и инструмента снабжены вышкой, которая во время транспортировки укладывается в горизонтальное положение, а при работе на скважине переводится в наклонное с незначительным отклонением от вертикали. В рабочем положении вышка установки расчаливается.
Наиболее широко используются агрегат Азинмаш-37А, смонтированный на шасси грузового автомобиля высокой проходимости, и его тракторная модификация Азинмаш-43А, смонтированный на тракторе. Ряд основных узлов и деталей этих установок унифицирован — вышка, талевая система и т. п., аналогичны и их характеристики. Привод установок осуществляется от тяговых двигателей. Обе установки комплектуются автоматами АПР для свинчивания и развинчивания труб и ключом АШК для работ со штангами.
Помимо этих установок на промыслах используют агрегат «Ба-кинец-ЗМ» УПТ-32, УПА-32 и др.
Установки, смонтированные на тракторах, предназначены прежде всего для обслуживания скважин, расположенных на сильно пересеченной, заболоченной местности, площадках морских эста
Промывочный вертлюг подвешивают к элеватору таким образом, чтобы нагрузка, приложенная к нему, от труб передавалась на элеватор через сквозной ствол вертлюга, минуя его корпус, нагруженный только внутренним давлением закачиваемой жидкости. Зазоры между корпусом и стволом вертлюга герметизируют специальными уплотнениями.
Эксплуатационный вертлюг по своей конструкции
аналогичен вертлюгам буровых установок; он состоит из двух основных частей: неподвижной, включающей в себя корпус, крышку,
серьгу и отвод трубы, и подвижной — ствол вертлюга, установленный на двух радиальных и одном упорном подшипниках.
Вертлюг подвешивают за серьгу к крюку талевой системы, а
его ствол соединяют с ведущей трубой посредством резьбового
соединения. ч
Перед соединением вертлюга с ведущей трубой следует проверить: плавность вращения ствола, надежность крепления его деталей, уровень масла, состояние уплотнений, штропа, пальцев корпуса вертлюга и отсутствие на них трещин.
В процессе эксплуатации особое внимание следует уделять температуре нагрева подшипников и степени затяжки уплотнения — при необходимости его следует отрегулировать.
Смазывают вертлюг в соответствии с картой смазки в установленные сроки.
Промывочный шланг служит для соединения вертлюга со стояком, через который поступает промывочная жидкость. В ряде случаев его соединяют с горизонтальной частью нагнетательного манифольда, а среднюю часть с помощью хомута подвешивают к вышке или мачте. Длина промывочных шлангов составляет 18 м, а внутренний диаметр изменяется от 38 до 90 мм. Концы шланга привулканизированы к штуцерам и надежно соединены с ними.
В процессе эксплуатации шланг должен быть обернут по спирали тросиком, исключающим самопроизвольное перемещение концов шланга в случае его разрушения.
76
§ 5. АГРЕГАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН
{Для подземного ремонта скважин, не оборудованных стационарными вышками, применяют подъемные установки — агрегаты, представляющие собой смонтированные на транспортной базе лебедку, вышку с талевой системой и прочим оборудованием и инструментом. С их помощью при подземном ремонте на скважинах проводят операции, связанные со спуском или подъемом внутри-скважинного эксплуатационного оборудования, а также оборудования различного рода, используемого при проведении технологических операций. Когда скважина оборудована стационарной вышкой, применяют подъемные лебедки, смонтированные на транспортной базе. )
Применяемые при подземном ремонте агрегаты подразделяют на агрегаты, предназначенные для текущего и капитального ремонтов. Последние обладают более высокой грузоподъемностью и помимо оборудования, предназначенного для текущего ремонта могут быть оборудованы также промывочным насосом, ротором, вертлюгом и другими устройствами для вращения колонны.
Лебедки подъемные
Эта группа агрегатов предназначена для приведения в действие талевой системы при спуско-подъемных операциях и в ряде случаев привода ротора во время работ по освоению, текущему и капитальному ремонтах скважин, оборудованных стационарными вышками.
Агрегат Азинмаш-43П (подъемник) представляет собой модификацию подъемной установки Азинмаш-43А. Это самоходная установка, в качестве транспортной базы которой используют гусеничный трактор Т-100МЗ .или трактор-болотоход Т-100МЗБГС, на котором смонтирована однобарабанная лебедка с коробкой передач. Вместимость барабана лебедки позволяет либо обеспечивать перемещение крюка талевой системы в пределах высоты вышки, либо наматывать тартальный канат длиной до 2300 м при диаметре 13 мм. Максимальное тяговое усилие каната 75 кН при скорости набегания его на барабан 0,88 м/с.
Подъемник имеет также цепное колесо для привода ротора, безопасную спиральную катушку и шкив под клиновой ремень привода катушки с тартальным канатом.
Привод оборудования подъемника — от тягового двигателя трактора Д-108 мощностью 80 кВт. Управление агрегата элект
ропневматическое, переключение скоростей электромеханическое. Все органы управления сосредоточены в кабине машиниста.
При работе в ночное время подъемник обеспечивает освещение рабочей площадки двумя поворотными фарами, а освещение лебедки я кабины водителя — специальными светильниками.
В процессе работы лебедки (рис. 111.13) вращающий момент,
77
Рис. III.13. Кинематическая схема агрегата Азинмаш-43П:
1 — ведущий вал; 2— реверсивный редуктор; 3 — коробка передач; 4— барабан лебедки; 5 — коробка скоростей трактора
развиваемый двигателем, передается валом коробки отбора мощности от коробки скоростей к реверсивному редуктору, служащему для оперативного изменения направления вращения барабана лебедки, т. е. направления движения крюка талевой системы или тартального каната.
Реверсивный редуктор включает три конические шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении и соединяемые с ведомым валом при помощи кулачковых муфт. На его ведущем валу установлены ведущие шестерни коробки передач, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Эти шестерни соединены с валом также с помощью кулачковых муфт. Аналогичным образом промежуточный вал кинематический связан; с ведомым двумя парами шестерен и кулачковыми муфтами.
Ведомый вал соединен зубчатой передачей с валом, на котором установлен барабан лебедки. Для передачи крутящего момента от вала к барабану служит муфта сцепления с пневматическим управлением, расположенная внутри тормозного шкива барабана. Для торможения барабана служат две тормозные ленты, охватывающие тормозной шкив.
Коробка передач служит для более полного использования мощности двигателя и позволяет по мере уменьшения нагрузки на крюк талевой системы в процессе подъема колонны труб увеличивать скорость их подъема.
Лебедка ЛПТ-8, смонтированная на тракторе Т-130 (рис. 111.14), снабжена безопасной катушкой и механизмом привода ротора. Привод агрегата от ходового двигателя. От Азин-маш-43П она отличается компоновкой: для облегчения доступа к 78
Рис. III.14. Лебедка подъемная ЛПТ-8:
1 — рама; 2— топливный бак; 3— воздушные баллоны; 4—-компрессор; 5 — пульт управления; 6 — лебедка 7 — карданный вал; 8 — консольная , рама; 9 — коробка передач; 10— безопасная катушка; 11 — механизм привода ротора; 12 — съемная лестница; 13 — откидные винтовые упоры
ее основным узлам, прицепному устройству трактора, узлам его ходовой части коробка передач вынесена и размещена на задней стенке станины лебедки.
Внутри кабины трактора у передней стенки располагается управление ходовой частью, а у задней — пульт и рычаги управления механизмами подъемника.
Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8 (рис. 111.15) включает коробку отбора мощности трактора, коробку передач лебедки, барабана лебедки и приводы безопасной катушки и ротора. Крутящий момент от коробки отбора мощности передается карданным валом к ведущему валу коробки скоростей. Коробка передач трехвальная, скорости переключают введением в зацепление необходимыми муфтами. Ведомый вал коробки скоростей конической передачей соединен с ведущим валом лебедки. От него с помощью зубчатой передачи крутящий момент передается ведомому валу, жестко соединенному с барабаном лебедки. Барабан лебедки отключают с помощью фрикциона, расположенного на ведущем валу лебедки.
Рис. III.15. Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8:
1— компрессор; 2— гидравлический двигатель; 3— двигатель; 4— коробка отбора мощности; 5— ограничитель подъема талевого блока; 6— лебедка; 7— коробка передач
79
Ведущий вал лебедки с помощью кулачковой муфты может быть соединен через редуктор с безопасной катушкой.
Тормоз лебедки однобарабанный. В лебедку встроен механизм противозатаскивателя, обеспечивающий остановку крюкоблока
при достижении им крайнего верхнего положения. После оснастки талевой системы гайку устанавливают на винте таким образом, чтобы при подходе крюкоблока к крайнему верхнему положению давался сигнал на выключение лебедки.
Безопасная катушка включается и выключается кулачковой муфтой, муфта сцепления барабана лебедки при этом выключена, а сам барабан заторможен.
Лебедка ЛПР-10Э предназначена для ведения работ на скважинах, расположенных на эстакадах или отдаленных морских основаниях. Все узлы лебедки смонтированы на неподвижной раме — два электродвигателя, соединенные со спаривающим их редуктором шинно-пневматическими муфтами, четырехскоростная коробка передач, барабан лебедки, кабина управления, шкафы с электрооборудованием. Помимо этого имеется гидравлическая станция, обеспечивающая работу гидрофицированных узлов: гидроприводной лебедки, предназначенной для механизации вспомогательных работ, автомата АПР-ГП с гидроприводом для свинчивания-развинчивания колонны насосно-компрессорных труб, гидравлического подвесного ключа КГП для бурильных труб с гидравлическим раскрепителем.
Установки подъемные
Эти установки (агрегаты) помимо лебедки и дополнительного оборудования и инструмента снабжены вышкой, которая во время транспортировки укладывается в горизонтальное положение, а при работе на скважине переводится в наклонное с незначительным отклонением от вертикали. В рабочем положении вышка установки расчаливается.
Наиболее широко используются агрегат Азинмаш-37А, смонтированный на шасси грузового автомобиля высокой проходимости, и его тракторная модификация Азинмаш-43А, смонтированный на тракторе. Ряд основных узлов и деталей этих установок унифицирован — вышка, талевая система и т. п., аналогичны и их характеристики. Привод установок осуществляется от тяговых двигателей. Обе установки комплектуются автоматами АПР для свинчивания и развинчивания труб и ключом АШК для работ со штангами.
Помимо этих установок на промыслах используют агрегат «Ба-кинец-ЗМ» УПТ-32, УПА-32 и др.
Установки, смонтированные на тракторах, предназначены прежде всего для обслуживания скважин, расположенных на сильно пересеченной, заболоченной местности, площадках морских эста