Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
торому от насосного агрегата подают технологическую жидкость, с ведущей трубой колонны бурильных труб. В подземном ремонте применяют вертлюги двух видов — промывочные ВП и эксплуата­ционные ВЭ.

Промывочный вертлюг подвешивают к элеватору та­ким образом, чтобы нагрузка, приложенная к нему, от труб пере­давалась на элеватор через сквозной ствол вертлюга, минуя его корпус, нагруженный только внутренним давлением закачиваемой жидкости. Зазоры между корпусом и стволом вертлюга гермети­зируют специальными уплотнениями.

Эксплуатационный вертлюг по своей конструкции
аналогичен вертлюгам буровых установок; он состоит из двух ос­новных частей: неподвижной, включающей в себя корпус, крышку,
серьгу и отвод трубы, и подвижной — ствол вертлюга, установ­ленный на двух радиальных и одном упорном подшипниках.
Вертлюг подвешивают за серьгу к крюку талевой системы, а
его ствол соединяют с ведущей трубой посредством резьбового
соединения. ч

Перед соединением вертлюга с ведущей трубой следует прове­рить: плавность вращения ствола, надежность крепления его дета­лей, уровень масла, состояние уплотнений, штропа, пальцев кор­пуса вертлюга и отсутствие на них трещин.

В процессе эксплуатации особое внимание следует уделять тем­пературе нагрева подшипников и степени затяжки уплотнения — при необходимости его следует отрегулировать.

Смазывают вертлюг в соответствии с картой смазки в установ­ленные сроки.

Промывочный шланг служит для соединения вертлюга со стоя­ком, через который поступает промывочная жидкость. В ряде слу­чаев его соединяют с горизонтальной частью нагнетательного манифольда, а среднюю часть с помощью хомута подвешивают к вышке или мачте. Длина промывочных шлангов составляет 18 м, а внутренний диаметр изменяется от 38 до 90 мм. Концы шланга привулканизированы к штуцерам и надежно соединены с ними.

В процессе эксплуатации шланг должен быть обернут по спи­рали тросиком, исключающим самопроизвольное перемещение кон­цов шланга в случае его разрушения.

76

§ 5. АГРЕГАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

{Для подземного ремонта скважин, не оборудованных стацио­нарными вышками, применяют подъемные установки — агрегаты, представляющие собой смонтированные на транспортной базе ле­бедку, вышку с талевой системой и прочим оборудованием и инст­рументом. С их помощью при подземном ремонте на скважинах проводят операции, связанные со спуском или подъемом внутри-скважинного эксплуатационного оборудования, а также оборудо­вания различного рода, используемого при проведении технологи­ческих операций. Когда скважина оборудована стационарной выш­кой, применяют подъемные лебедки, смонтированные на транс­портной базе. )

Применяемые при подземном ремонте агрегаты подразделяют на агрегаты, предназначенные для текущего и капитального ре­монтов. Последние обладают более высокой грузоподъемностью и помимо оборудования, предназначенного для текущего ремонта могут быть оборудованы также промывочным насосом, ротором, вертлюгом и другими устройствами для вращения колонны.

Лебедки подъемные

Эта группа агрегатов предназначена для приведения в дейст­вие талевой системы при спуско-подъемных операциях и в ряде случаев привода ротора во время работ по освоению, текущему и капитальному ремонтах скважин, оборудованных стационарными вышками.

Агрегат Азинмаш-43П (подъемник) представляет со­бой модификацию подъемной установки Азинмаш-43А. Это само­ходная установка, в качестве транспортной базы которой исполь­зуют гусеничный трактор Т-100МЗ .или трактор-болотоход Т-100МЗБГС, на котором смонтирована однобарабанная лебедка с коробкой передач. Вместимость барабана лебедки позволяет либо обеспечивать перемещение крюка талевой системы в пределах вы­соты вышки, либо наматывать тартальный канат длиной до 2300 м при диаметре 13 мм. Максимальное тяговое усилие каната 75 кН при скорости набегания его на барабан 0,88 м/с.

Подъемник имеет также цепное колесо для привода ротора, безопасную спиральную катушку и шкив под клиновой ремень привода катушки с тартальным канатом.

Привод оборудования подъемника — от тягового двигателя трактора Д-108 мощностью 80 кВт. Управление агрегата элект­
ропневматическое, переключение скоростей электромеханическое. Все органы управления сосредоточены в кабине машиниста.

При работе в ночное время подъемник обеспечивает освещение рабочей площадки двумя поворотными фарами, а освещение ле­бедки я кабины водителя — специальными светильниками.

В процессе работы лебедки (рис. 111.13) вращающий момент,

77



Рис. III.13. Кинематическая схема агрегата Азинмаш-43П:

1 — ведущий вал; 2— реверсивный редуктор; 3 — коробка передач; 4— барабан лебедки; 5 — коробка скоростей трактора

развиваемый двигателем, передается валом коробки отбора мощ­ности от коробки скоростей к реверсивному редуктору, служащему для оперативного изменения направления вращения барабана ле­бедки, т. е. направления движения крюка талевой системы или тартального каната.

Реверсивный редуктор включает три конические шестерни, на­ходящиеся в постоянном зацеплении и соединяемые с ведомым валом при помощи кулачковых муфт. На его ведущем валу уста­новлены ведущие шестерни коробки передач, находящиеся в по­стоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Эти шестерни соединены с валом также с помощью кулачковых муфт. Аналогичным образом промежуточный вал кинематический связан; с ведомым двумя парами шестерен и кулачковыми муфтами.

Ведомый вал соединен зубчатой передачей с валом, на кото­ром установлен барабан лебедки. Для передачи крутящего момен­та от вала к барабану служит муфта сцепления с пневматическим управлением, расположенная внутри тормозного шкива барабана. Для торможения барабана служат две тормозные ленты, охва­тывающие тормозной шкив.

Коробка передач служит для более полного использования мощности двигателя и позволяет по мере уменьшения нагрузки на крюк талевой системы в процессе подъема колонны труб уве­личивать скорость их подъема.

Лебедка ЛПТ-8, смонтированная на тракторе Т-130 (рис. 111.14), снабжена безопасной катушкой и механизмом при­вода ротора. Привод агрегата от ходового двигателя. От Азин-маш-43П она отличается компоновкой: для облегчения доступа к 78




Рис. III.14. Лебедка подъемная ЛПТ-8:

1 — рама; 2— топливный бак; 3— воздушные баллоны; 4—-компрессор; 5 — пульт управ­ления; 6 — лебедка 7 — карданный вал; 8 — консольная , рама; 9 — коробка передач; 10безопасная катушка; 11 — механизм привода ротора; 12 — съемная лестница; 13 — откидные винтовые упоры
ее основным узлам, прицепному устройству трактора, узлам его ходовой части коробка передач вынесена и размещена на задней стенке станины лебедки.

Внутри кабины трактора у передней стенки располагается уп­равление ходовой частью, а у задней — пульт и рычаги управле­ния механизмами подъемника.

Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8 (рис. 111.15) вклю­чает коробку отбора мощности трактора, коробку передач лебед­ки, барабана лебедки и приводы безопасной катушки и ротора. Крутящий момент от коробки отбора мощности передается кар­данным валом к ведущему валу коробки скоростей. Коробка пе­редач трехвальная, скорости переключают введением в зацепле­ние необходимыми муфтами. Ведомый вал коробки скоростей конической передачей соединен с ведущим валом лебедки. От него с помощью зубчатой передачи крутящий момент передается ведо­мому валу, жестко соединенному с барабаном лебедки. Барабан лебедки отключают с помощью фрикциона, расположенного на ве­дущем валу лебедки.



Рис. III.15. Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8:

1— компрессор; 2— гидравлический двигатель; 3— двигатель; 4— коробка отбора мощно­сти; 5— ограничитель подъема талевого блока; 6— лебедка; 7— коробка передач

79

Ведущий вал лебедки с помощью кулачковой муфты может быть соединен через редуктор с безопасной катушкой.

Тормоз лебедки однобарабанный. В лебедку встроен механизм противозатаскивателя, обеспечивающий остановку крюкоблока
при достижении им крайнего верхнего положения. После оснастки талевой системы гайку устанавливают на винте таким образом, чтобы при подходе крюкоблока к крайнему верхнему положению давался сигнал на выключение лебедки.

Безопасная катушка включается и выключается кулачковой муфтой, муфта сцепления барабана лебедки при этом выключена, а сам барабан заторможен.

Лебедка ЛПР-10Э предназначена для ведения работ на скважинах, расположенных на эстакадах или отдаленных морских основаниях. Все узлы лебедки смонтированы на неподвижной ра­ме — два электродвигателя, соединенные со спаривающим их ре­дуктором шинно-пневматическими муфтами, четырехскоростная коробка передач, барабан лебедки, кабина управления, шкафы с электрооборудованием. Помимо этого имеется гидравлическая станция, обеспечивающая работу гидрофицированных узлов: гид­роприводной лебедки, предназначенной для механизации вспомо­гательных работ, автомата АПР-ГП с гидроприводом для свинчи­вания-развинчивания колонны насосно-компрессорных труб, гид­равлического подвесного ключа КГП для бурильных труб с гид­равлическим раскрепителем.

Установки подъемные

Эти установки (агрегаты) помимо лебедки и дополнительного оборудования и инструмента снабжены вышкой, которая во время транспортировки укладывается в горизонтальное положение, а при работе на скважине переводится в наклонное с незначительным отклонением от вертикали. В рабочем положении вышка установ­ки расчаливается.

Наиболее широко используются агрегат Азинмаш-37А, смонти­рованный на шасси грузового автомобиля высокой проходимости, и его тракторная модификация Азинмаш-43А, смонтированный на тракторе. Ряд основных узлов и деталей этих установок унифици­рован — вышка, талевая система и т. п., аналогичны и их характе­ристики. Привод установок осуществляется от тяговых двигате­лей. Обе установки комплектуются автоматами АПР для свин­чивания и развинчивания труб и ключом АШК для работ со штан­гами.

Помимо этих установок на промыслах используют агрегат «Ба-кинец-ЗМ» УПТ-32, УПА-32 и др.

Установки, смонтированные на тракторах, предназначены пре­жде всего для обслуживания скважин, расположенных на сильно пересеченной, заболоченной местности, площадках морских эста­