Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
готовлению муфт на современном оборудовании высокой точности с числовым программным управлением.

Одной из основных характеристик труб является условный диаметр, который с точностью до долей миллиметра соответствует наружному диаметру тела трубы: 33, 42, 48, 60, 73, 89, 102 и 114 мм.

Трубы маркируют у муфтового конца; на клейме указывают условный диаметр, группу прочности стали, толщину стенки, товар­ный знак завода, месяц и год выпуска.

Спуск специальной колонны подъемных труб необходим для;

наиболее полного использования энергии попутного газа, пу­зырьки которого, устремляясь вверх, увлекают за собой жидкость;

предохранения эксплуатационной колонны от разрушения или истирания ее абразивными частицами и агрессивными компонен­тами пластовой жидкости;

подъема песка и воды, скапливающихся на забое скважины по мере эксплуатации скважины;

пуска скважины в эксплуатацию, а также проведения ремонт­ных работ.

Насосно-компрессорные трубы используют не только для подъ-

2!)

ема пластовой жидкости при различных способах эксплуатации, но и в качестве промывочных — для подачи в скважину промывочной жидкости при гидроразрыве, кислотной обработке и т. п., а также для удержания различных инструментов при проведении ПР.

Для предотвращения открытого фонтанирования при выходе из строя устьевого оборудования или во время ремонтных работ в скважине размещают клапаны-отсекатели, изолирующие ее ниж­нюю часть. Клапан-отсекатель устанавливают стационарно, не из­влекая его на поверхность, или спускают на колонне подъемных труб. Помимо собственно клапана при этом спускают пакер для герметизации затрубного пространства, якорь для восприятия осе­вой нагрузки от давления жидкости или газа и передачи ее эк­сплуатационной колонне, а также ряд клапанов — циркуляцион­ный для временного сообщения внутренней полости подъемных труб с затрубным пространством при промывке забоя, затрубно­го пространства, обработки забоя химическими реагентами и т. п., клапан для ввода ингибитора, телескопическое соединение для компенсации линейных деформаций колонны от собственного ве­са, давления или нагрева.


§ 2. ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗЛИФТНЫХ СКВАЖИН

В зависимости от конкретных условий эксплуатации скважи­ны используют различные схемы газлифтных установок. Все они включают устьевое оборудование и внутрискважинное.

Наиболее часто в качестве устьевого оборудования используют фонтанную арматуру, в которой для подвески второго ряда труб устанавливают вторую катушку. В редких случаях применяют спе­циальную, упрощенную и более легкую арматуру, изготовляемую в промысловых мастерских и предназначенную только для нагне­тания газа в трубы или межтрубное пространство. Если эксплуа­тация скважины сопровождается интенсивным отложением пара­фина, то на арматуре устья устанавливают дополнительно лубри­катор, через который на проволоке в скважину опускают скребок для механического удаления парафина.

На устье газлифтных скважин устанавливают клапан-регуля­тор с исполнительным механизмом для стабилизации давления, подаваемого в скважину рабочего агента, поскольку в магист­ральных линиях часто происходят его колебания, нарушающие нормальную работу скважин.

При выборе конструкции подъемника учитывают, в частности, характерные особенности его эксплуатации. Двухрядный подъем­ник обеспечивает более равномерную работу скважин — пульса­ция потока жидкости, поднимающейся по трубам, мала, поскольку объем кольцевого пространства, заполненного газом, меньше, чем объем подъемных труб, а столб жидкости в затрубном простран­стве играет роль компенсатора и обеспечивает равномерное пос­тупление жидкости к башмаку подъемных труб.

Для однорядного подъемника характерна пульсация, что зат-

30




рудняет регулирование подачи рабочего агента и способствует образованию песчаных пробок и отложению парафина. Вместе стем однорядный лифт требует ис­пользования меньшего количест­ва насосно-компрессорных труб. Для равномерного поступления рабочего агента в полость подъ­емных труб используют рабочие клапаны.

При однорядном подъемнике

(рис. II.3) рабочий агент подают
в затрубное пространство сква­жины. При использовании пуско­вых клапанов пластовая жид­кость вытесняется в подъемные трубы до тех пор, пока давление не достигнет величины, соответ­ствующей регулировке верхнего клапана, после чего он открыва­ется и пропускает газ во внутрен­нюю полость колонны подъемных труб. По мере его подъема верх­няя часть столба жидкости гази­руется и начинает двигаться вверх — часть ее вытекает из ко­лонны подъемных труб. В резуль­тате давление в колонне умень­шается, уровень жидкости в за­трубном пространстве понижает­ся до тех пор, пока не достигнет следующего, нижерасположен­ного клапана. После этого (в со­ответствии с регулировкой кла­панов) верхний клапан закрыва­ется, а нижний открывается и начинается процесс газирования нижерасположенного объема пластовой жидкости,

Рис. П.З. Схема газлифтной установ­ки:

1 — устьевое оборудование (фонтанная арматура); 2— скважинная камера; 3 — газлифтный клапан; 4 — пакер; 5 — при­емный клапан

находяще­гося во внутренней полости колоны подъемных труб.

Этот процесс повторяется до

тех пор, пока весь объем жидко­сти во внутренней полости подъемных труб не будет газирован. После этого пусковые клапаны закроются, а газ будет поступать через башмак подъемных труб или рабочий клапан. Для замены пусковых или рабочих клапанов с целью их регулировки, при от­казе или поломке без подъема колонны труб клапаны устанавливают




в специальных эксцентричных скважинных камерах, распо­лагаемых по длине колонны на расчетных глубинах. Спускаемый в карман скважинной камеры клапан в рабочем положении уплот­няется специальными кольцами и фиксируется пружинной защел­кой. Скважинную камеру изготавливают таким образом, чтобы проходное сечение колонны и соосность труб полностью сохраня­лись. Это позволяет извлекать и устанавливать клапаны в любой последовательности независимо друг от друга.

Клапаны устанавливают или извлекают инструментом, спуска­емым в скважину с помощью лебедки на канате или проволоке.

К характерным особенностям работы газлифтных установок с
точки зрения проведения подземных ремонтов следует отнести сле­дующее: отложения парафина в компрессорных скважинах по срав­нению с фонтанными при одинаковом составе нефти значительнее, что объясняется более интенсивным охлаждением нефти в процес­се ее подъема по колонне труб. Признаком запарафинивания труб является постепенное повышение давления рабочего агента при од­новременном уменьшении дебита. Парафин из подъемных труб удаляют теми же методами, что и при фонтанной эксплуатации, поскольку арматура устья в обоих случаях идентична, внутренняя полость подъемных труб свободна от какого-либо оборудования. Аналогичные признаки характерны и при отложении солей на стенках насосно-компрессорных труб. Интенсивность их отложения зависит от содержания воды в пластовой жидкости, ее химическо­го состава, наличия углекислого газа. Для уменьшения интенсив­ности отложения солей в струю рабочего агента, направляемого в скважину, вводят специальные химические реагенты.

При газлифтной эксплуатации, когда в качестве рабочего аген­та применяют воздух, а продукция скважин содержит большое количество воды и сероводорода, происходит интенсивная корро­зия колонны подъемных труб и деталей устьевой арматуры, соп­рикасающихся с пластовой жидкостью. Коррозия может быть на­столько интенсивной, что через месяц в насосно-компрессорных трубах образуются сквозные свищи, что приводит к необходимо­сти замены колонны. В кольцевом пространстве двухрядного подъ­емника из продуктов коррозии труб могут образовываться проб­ки, перекрывающие поперечное сечение и вызывающие прихваты внутреннего ряда труб.

Для предупреждения подобных явлений к наиболее эффектив­ным профилактическим средствам относятся использование в ка­честве рабочего агента нефтяного газа, а также насосно-компрес­сорных труб с внутренним покрытием. Положительный эффект достигается также при подаче в поток рабочего агента различ­ных ингибиторов коррозии.

§ 3. ШТАНГОВЫЕ СКВАЖИННЫЕ НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ

При использовании штанговой скважинной насосной установ­ки (ШСНУ) пластовая жидкость поднимается скважинным насо-

32
Рис. II.4. Балансирный станок-качалка:


1—канатная подвеска; 2—балансир с поворотной головкой; 3— опора балансира; 4 — стойка; 5 — шатун; 6 — кривошип; 7 — редуктор; 8 — ведомый шкив; 9 — клиноременная передача; 10 — электромотор; 11 — ведущий шкив; 12 – ограждения; 13 — салазки пово­ротные для электромотора; 14 — рама; 15 — противовес; 16 - траверса; 17 — тормозной шкив

сом объемного действия, спускаемым на колонне насосно-компрес­сорных труб и приводимым в действие балансирным станком-ка­чалкой посредством колонны штанг. Установка состоит из двух частей — подземной и наземной. Подземное оборудование вклю­чает собственно насос, защитные приспособления — газовые и пе­сочные якори, предназначенные для снижения вредного действия песка и газа, находящихся в пластовой жидкости, колонны насос­но-компрессорных труб и штанг. Наземное состоит из устьевого оборудования и балансирного станка-качалки.

Работа всего этого комплекса была подробно рассмотрена в

§ 3 гл. I.

Балансирный станок-качалку (рис. 11.4) монтируют на массивном фундаменте из сборного или монолитного железобе­тона. Станок-качалка включает раму, на которой смонтированы стойка, понижающий редуктор с тормозом и приводной элект­родвигатель. Двигатель соединен с редуктором клиноременной пе-


33


редачей, шкив которой установлен на одном конце ведущего вала, на другом находится тормозной шкив. Тормоз служит для останов­ки балансира в нужном положении, так как, например, при отсое­динении штанг он под действием силы тяжести грузов, (укреплен­ных на нем или кривошипе, стремится повернуться вокруг своей оси. В тормоз входят две колодки с фрикционными накладками, прижимаемыми к тормозному шкиву с помощью винта, соединен­ного с приводной ручкой. Редуктор служит для уменьшения числа оборотов, передаваемых от двигателя к балансиру. Он состоит из чугунного корпуса с крышкой, внутри которого на подшипниках качения располагаются три вала двухступенчатой зубчатой пере­дачи. На выходном валу редуктора по обе его стороны установле­ны кривошипы, пальцы которых соединены с шатунами. В верхней