Файл: Программа Русский язык и литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, высоко оценивая художественный язык народных сказок, Пушкин видел в них отражение коренных свойств русского языка, овладеть которыми он считал для себя и своих литературных современников со­вершенно необходимым. Сказки увлекали поэта и своей этико-эстетической красотой, благотворно влиявшей на художественное развитие самого поэта. В письме к своему младшему брату Л.С. Пушкину и поэту Р. И. Княжевичу он сообщал, что по вечерам слушает сказки няни.

В литературной практике 1810–1820-х годов множество произведений в целях обогащения литературы, внедрения в нее новой проблематики эксплуатирует сказочный материал – баллады и сказочные повести Жуковского, басни А.Е. Измайлова, поэмы В.Л.Пушкина, В.К. Кюхельбекера, А.К. Дурова, повести А.А. Марлинского, сказки М. П. Загорского, К. Н. Батюшкова, Е. Б. Кульман. В массе эти произведения по-прежнему используют национально-фантастические мотивы сказочных сборников; своей народной основой выделяются лишь «Светлана» Жуковского и «Руслан и Людмила» Пушкина.

§2. Фольклорные источники русских и тувинских сказок
Фольклорным источником русской и тувинской литературной сказки является народная сказка. Под сказкой в широком смысле этого слова поразумевается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера. Сказка – самый богатый по содержанию и весьма своеобразный жанр (вид) устного народного творчества. Сказка – один из древнейших и самых устойчивых видов народного творчества. Сказка больше, чем какой- либо другой жанр народного творчества, отражает чаяния и мечты народа о лучшей доле и жизни. Именно в сказках раньше всего выразилась мечта трудового народа о покорении природы, о преодолении пространства, об облегчении труда, об изобилии жизненных благ и т. п. В то же время в сказке наиболее ярко отразились нравственные идеи народа. Так, именно в сказках получила свое ярчайшее выражение вера народа в победу добра над злом, справедливости над несправедливостью.

Под вымышленным, фантастическим содержанием сказка всегда отражала и отражает глубокую жизненную правду, мировоззрение народа, его мечты о лучшем. Ни в одном из видов устного народного творчества не отражается так всесторонне и глубоко народный дух, народный язык и народный взгляд на жизнь, как в сказках. Можно сказать, что сказка отражает глубинную сущность народной жизни в ее самых сокровенных внутренних началах.


Сказка – это устный рассказ фантастического содержания, отражающий мечты народа о счастливой и справедливой жизни. Отсюда ее название «сказка». Она распространяется и живет в народе благодаря сказочникам, которые являются не только ее распространителями, хранителями, но и ее творцами. Сказка оживает только в устной передаче, как песня – в пении, а драма –• в сценическом исполнении. Но песню поют и для себя, а сказку надо рассказывать другим, она требует слушателей.

Однако одна и та же сказка рассказывается разными сказочниками по-разному, каждый из них варьирует сюжет и вносит в сказку новые худо­жественные оттенки, особенности своей интонации, различный темп речи, те или иные эмоции и т. п. Конечно, при неодинаковом исполнении и в песне возможны различные вариации, но содержание песни остается тем же, и изменения, вносимые в нее, не столь разнообразны, как в сказке. «Личность сказочника придает сказочной схеме ̶ полноту жизни художественного произведения. Сказочник оживляет сюжет, соединяя его с другими, развертывая его так, а не иначе, придавая ему конкретную поэтически - языковую форму. Вольно или невольно сказочник вносит в нее свое настроение и настроение слушателей, свой характер, свой жизненный опыт и опыт своей социальной среды, наконец, определенные художественные вкусы и мастерство.

Сказка – жанр очень древнего происхождения. Полагают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдаленную от нас эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Человек, не владея тайнами природы, был еще слаб в борьбе с ней. Вся природа казалась человеку таинственной и загадочной, но он пытался осмыслить окружающую его природу. Все ее явления он стал рас­сматривать как сознательные проявления дружеских или враждебных ему сил. Человек наделял природу своими •свойствами. Этот период в жизни человека, длившийся в течение веков, ученые назвали анимистическим (от слова «анимус», что значит «душа»).

Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей «ли врагов. Полная зависимость человека от природы приводила к обожествлению всех ее явлений. К этому толкала первобытных людей их весьма примитивная хозяйственно- трудовая деятельность. Даже наши позднейшие предки из всех явлений природы создавали себе богов. Солнце они называли Даждь-богом или Ярилом, ветры -Стрибогом, гром и молнию – Перуном, бурю – Бореем и т. д.



Наши предки обожествляли не только явления природы (солнце, гром, тучи, молнию, ветер), но и всех сильных зверей, поскольку человек в борьбе с ними был еще значительно слабее них. Поэтому наука видит в анимизме две стороны: одухотворение (или.очеловечивание) явлений природы (антропоморфизм) и обожествление животных (зооморфизм или тотемизм, от слова «тотем» – родовой бог, изображаемый в образе какого-нибудь зверя).

Таким образом, влияние анимистического взгляда на природу, характерного для наших предков, перешло позднее в народную поэзию и стало основой художественного творчества цивилизованных писателей и поэтов. Анимизм ученые называют иначе религией природы первобытного человека. В первобытное время искусство не отделялось от религии. По этому поводу М. Горький говорил: «Во дни своего детства, руководимый инстинктом самосохранения, голыми руками борясь с природой, в страхе, удивлении и восторге перед нею, он творит религию, которая была его поэзией и заключала в себе всю сумму его знаний о силах природы, весь опыт, полученный им в столкновениях с враждебными энергиями вне его».

Олицетворяемые силы природы и стали первоосновой происхождения сказок. Каждая сказка есть произведение искусства. Как создания словесного искусства сказки очень разнообразны и по содержанию, и по форме. Самыми интересными сказками являются волшебные сказки, потому что они очень богаты вымыслом и событиями. Так же как и сказки о животных, они возникли еще в доклассовом обществе. «Волшебными» эти сказки называются потому, что в них явно преобладает в своем значении элемент чудесного, волшебного или фантастического. В них сильнее, чем в каких-либо других сказках, отражаются еще черты древнего анимизма. Они проявляются в образах-олицетворениях явлений природы, например: Морозко – олицетворение мороза (в сказке «Морозко»); белый, красный и черный всадники – олицетворение дня, вечерней зари и ночи (в сказке о Василисе Премудрой), а также в образах сказочных животных, наделенных сверхъестественными качествами и выполняющих роль волшебных спутников и помощников человека, например: серый волк, конь Сивка-бурка, собачка, говорящая человеческим голосом, золотая рыбка, белая лебедь и т. п.

О сходстве сюжетов волшебных сказок писали В. Я. Пропп, Е.А. Мелетинский и др. Так, нарушение запрета влекло за собой, опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил. Русские и тувинские сказки традиционно сохранили сюжетные положения, которые изначальным своим происхождением обязаны древнейшим эпохам.


Традиционная модель сказочного повествования в русской и тувинской сказке чаще всего такова: 1) существование запрета; 2) нарушение запрета; 3) беда; 4) практикование магии; 5) ее положительный результат и возвращение героя к благополучию.

Дополнительными мотивами этой модели стали описания неведомого края, тридевятого царства, мир морских глубин, дремучих лесов, заоблачных далей и пр. Еще один мотив – появление волшебных помощников. В русской и тувинской сказке это могут быть сокол, орел, ворон, медведь, заяц, собака, щука, другие звери, птицы, рыбы.

Из всех видов народного творчества волшебная сказка – самый совершенный жанр в художественном отношении. Это и понятно. Народ вынашивал и обрабатывал волшебные сказки в течение нескольких веков. Многие художественные приемы волшебных сказок стали традиционными,привычными, излюбленными. Так, композиция, или построение, многих волшебных сказок заключает в себе присказку, зачин, повествование и концовку. Не связанная с содержанием, присказка является предварительной сказочной шуткой, имеющей целью привлечь внимание слушателя. Вот пример присказки:

«Было это дело на море, на окияне, на острове Кидане, стоит дерево золотые маковки; по этому дереву ходит кот-баюн. Вверх идет песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно по­смотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем». После присказки сказка начинается с традиционных зачинов. Вот примеры зачинов, характерных для многих волшебных сказок и сказок о животных: «В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, жил король», «Жили-были в лесной избушке петух и курица», «Жили-были старик и старуха».

Самое сказочное повествование характеризуется насыщенностью действия и отличается приемами повторения, замедления, троекратности или троичности лиц или какого-либо действия (три поездки, три сына, три дейст­вия и т. п.). Такие приемы усиливают внимание к сказке, поддерживают неослабевающий интерес к ней. Почти всякая сказка завершается концовкой, носящей характер шутки. Так как большинство волшебных сказок приводит своих героев к благополучному для них исходу борьбы и герои или начинают счастливо жить, или предварительно устраивают свадебный пир, то для многих сказок характерны такие концовки: «Стали жить-поживать и добра наживать», или: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или: «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка».


Таковы основные особенности формы и содержания русских народных сказок.
§3. Система образов в русской и тувинской литературной сказке
Русские и тувинские сказки знакомят нас с национальной картиной мира своего народа, его обычаев. Наибольшей известностью пользуются такие волшеб­ные сказки, как «Морозко», «Царевна-лягушка», «Сивка- бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Кашей Бессмертный», «Емеля-дурак», «По щучьему веленью», «Три царства», «Ивашка и ведьма», «Василиса Премудрая» и др. В волшебных сказках действующими героями наряду с человеком являются фантастические существа, например: «Баба-яга, костяная нога», «Кащей Бессмертный», «Волк-людоед», «Мальчик с пальчик», «Мужичок с ноготок – борода с локоток», колдуны, колдуньи, лешие, ведьмы, ломовые, русалки и т. п.

Рядом с фантастическими существами в волшебных сказках действуют и чудесные, или волшебные, предметы, которые тоже обладают сверхъестественными свойствами, например: «ковер-самолет», «меч-самосек», «топор-саморуб», «гусли-самогуды», «скатерть-самобранка», «шапка- невидимка», «драчун-дубинка», «живая и мертвая вода», «сапоги-скороходы», «золотые яблоки», «молодильные яблоки», «поющее дерево» и т. д.

Главным героем волшебных сказок чаще всего бывает хороший по натуре, но гонимый в жизни и презираемый всеми человек: крестьянский парень Иванушка, крестьянская девушка Аленушка, Марья-царевна, Иван-царевич

и т. п. Герой волшебных сказок проходит через все препятствия, побеждает всех своих соперников, подчиняет себе стихийные силы природы и почти всегда достигает поставленной цели.

В волшебных сказках выражены самые сокровенные мечты народа: мечты о покорении природы, об облегчении труда, о торжестве справедливости и о лучшем будущем трудящегося человечества. Но волшебная сказка сильна и значительна не только своей мечтой о желанном и чаемом, но и своим предвидением лучшего будущего. В этом, заключается поучающая сила сказок: сказка всегда учит и убеждает верить в лучшее и предвидит его. Одним из древнейших образов русской сказки является образЯги. Редкая волшебная сказка обходится без рассказа об этой зловещей старухе, которая, однако, оказывается весьма заботливой и внимательной к герою. На образе лежат слои разных исторических влияний. Они внесли в него ряд противоречий и сделали трудной его социально-историческую расшифровку.