Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков курсовая работа тема Роль физических упражнений в развитии сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, основной особенностью физического воспитания дошкольников является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры. оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольных учреждений большое внимание уделяется вопросам организации и руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры говорит о том, что зачатки игровой деятельности у детей появляются ещё в раннем детстве.
-
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного
возраста. Ей свойственны такие черты:
-
эмоциональная насыщенность, -
свобода, -
самостоятельность, -
активность, -
творчество детей.
-
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
-
сюжет, -
содержание, -
роль.
Сюжет игры – это та сфера действительности, которую отображают дети в игре. Сюжеты зависят от эпохи, быта, экономических, географических и других условий. Сюжеты игр разнообразны. Условно делятся на бытовые, производственные, общественные.
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.
-
Истоки сюжетно-ролевой игры берут начало в младенческом возрасте.
В первом полугодии 1-го года жизни ребенка появляется ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок
совершает вместе с взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.
Во втором полугодии 1-го года жизни появляется отобразительная игра.
Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия.
Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно- отобразительной игры важно:
-
совместные игры взрослого и ребенка; -
показы инсценировок; -
обучающие занятия; -
оформление игровой обстановки [8].
Дети 2-3 лет, как правило, начинают играть не задумываясь. Подбор игры обусловливается попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель появляется в ходе игры (приготовить куколке обед, поехать на машине). Дети учатся ставить цель сначала в строительных играх, а далее в играх с игрушками. В конце 3-го годы жизни ребятам надо подготавливать условия для игр, обозначать замысел игры.
У детей младшего дошкольного возраста замысел игры примитивный т.к. дети, начинают играть не задумываясь. Выбор игры зачастую может, определяться игрушкой, которая попалась ему на глаза или копированием у других детей. В ходе игры появляется цель. Основное содержание игры – примитивные действие с предметами. К окончанию 3-го года жизни, обучившись взаимодействовать с предметами, дети переходят к отражению простых взаимоотношений между персонажами игры. Сюжеты по преимуществу бытовые, элементарный простой характер. Они немногочисленны, однообразны, непостоянны и просты. Дети обозначают роль словом. Переход обобщенных игровых действий, появляется основа для содержательного ролевого общения. Они разговаривают с игрушками как с партнерам по игре. Осуществляют примитивные действия с предметами-заместителями, говорят другим детям, предполагаемое содержание и собственные действия с ними. Принимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами. Ребенка завлекает само действие. Правила игры никак не выполняют функцию ее регулятора.
В отличии от младшего дошкольного возраста, у старших дошкольников, уже полностью сформирован замысел в игре. Замыслы игр наиболее постоянные - развивающиеся. Дети вместе обговаривают замысел игры, принимают во внимание точку зрения партнера, добиваются общего решения. Возникает продолжительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне развития игрового творчества. Перед самой игрой дети обговаривают общий план, а в период игры включают в ее новейшие идеи и образы, т. е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
Содержанием становится отображение различных отношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отходит на второй план. Дети в игре, создают модели различных взаимоотношений между людьми. Сюжеты развернуты и разнообразны. Улучшается способность совместно строить и развивать творческий сюжет игры. Дети хотят узнать как можно больше, во что они будут играть. Огромное место в играх детей занимают общественные сюжеты, эпизоды из сказок. Дети смело и разнообразно сочетают в играх знания и умения, полученные из наблюдений, кинофильмов, книг и рассказов взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно выбирают сюжет игры, обговаривают его заранее, обдумывают развитие содержания. Появляются новые сюжеты, связанные с эмоциями, приобретёнными за стенами дошкольного учреждения. Обобщение игровых ситуаций продолжается; кроме символических и условных действий, активно применяют дети речевые комментарии (которые представляют собой словесную замену того или иного события). Дети применяют их, для того чтобы не нарушать закономерность в организации содержания игры [1].
Закрепляются новые формы общения через роли. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны, используемы детьми средства выразительности. Диалог становится наиболее продолжительным и содержательны. Речь занимает огромное место в реализации роли. Дети используют особенности персонажа игры при помощи средств выразительности (движения, интонация, жесты, мимика). В ролевое взаимодействие, они вступают на длительный период.
Большинство детей предпочитают играть вместе, именно поэтому, взаимодействие в игре им легко дастся (самостоятельное распределение ролей, осуществление замысла и т.д.) Отношение ребёнка к выполнению роли имеет не маловажное значение. Необходимо иметь в виду, дети с неохотой начинают выполнять роли, которые, по их мнению, не соответствуют их полу (мальчики отказываются исполнять роль педагога, а в игре в школу соглашаются быть лишь учителем физкультуры). Играя ребенок, принимает во внимание не внешнюю логику и последовательность действий, а смысл социальных отношений.
Игровое действие зачастую заменяется словом. Дети самостоятельно без подсказки взрослого, предпочитают предметы-заместители. Они реализовывают игровые действия, с хорошо известным природным материалом, самодельными игрушками. Улучшаются способы взаимодействия с предметами. Вымышленным предметам, дают словесные обозначения. По ходу игры они легко подбирают и заменяют необходимые предметы. Правила игры регулируются ролевыми взаимоотношениями. Дети правила выполняют в соответствии с взятой на себя ролью.
Таким образом, мы сделали вывод, что сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой воспитанники выполняют выбранную ими роль и совершают определенные действия, в каких они самостоятельно придумывают, а затем и раскрывают сюжет. Мы охарактеризовали особенности сюжетно-ролевой игры на разных этапах развития детей дошкольного возраста.