Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков курсовая работа тема Роль физических упражнений в развитии сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
до 7 лет. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа становления физических и духовных
способностей, здоровья и продолжительности жизни. В возрасте до 7 лет жизни ребёнка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, отвечающих за развитие сенсорных, физических и интеллектуальных способностей. Поэтому весь период до 7 лет является сенситивным — чувствительным к развитию и созреванию способностей и одарённости к различным сферам деятельности человека [18].
Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности [16].
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического
воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д), внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру
своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка [10].
Таким образом, осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
Содержание физического воспитания дошкольников включает в себя формирование культуры здоровья дошкольника, как совокупности ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению, а также его физическое развитие.
1.3. Физические упражнения как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у детей физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся.
Для решения задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения др. [19].
Основным средством физической культуры дошкольников являются физические упражнения. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др.
Важное значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. В связи с особенностями детского организма не следует допускать длительных статических положений, однообразных движений, односторонних нагрузок.
Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.
Самое большое внимание необходимо уделять формированию правильной осанки, являющейся важным фактором для нормальной жизнедеятельности организма, развития скелета и скелетной мускулатуры.
Естественная потребность детей в движениях как необходимый фактор роста и развития жизненных функций должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов коллектива.
Метод – это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий [6].
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом. Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные и практические методы [12].
В системе физического воспитания дошкольников широко используется игровой метод для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Наиболее характерные признаки игрового метода: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях, чрезмерная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях; отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и физических качеств; во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи [2].
Этот метод эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.
способностей, здоровья и продолжительности жизни. В возрасте до 7 лет жизни ребёнка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, отвечающих за развитие сенсорных, физических и интеллектуальных способностей. Поэтому весь период до 7 лет является сенситивным — чувствительным к развитию и созреванию способностей и одарённости к различным сферам деятельности человека [18].
Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности [16].
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического
воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д), внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру
своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка [10].
Таким образом, осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
-
уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей; -
формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей; -
организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях; -
проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей; -
сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами; -
владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Содержание физического воспитания дошкольников включает в себя формирование культуры здоровья дошкольника, как совокупности ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению, а также его физическое развитие.
1.3. Физические упражнения как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у детей физической культуры и решения основных задач физического воспитания требует использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся.
Для решения задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения др. [19].
Основным средством физической культуры дошкольников являются физические упражнения. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и совершенствуют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др.
Важное значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. В связи с особенностями детского организма не следует допускать длительных статических положений, однообразных движений, односторонних нагрузок.
Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры.
Самое большое внимание необходимо уделять формированию правильной осанки, являющейся важным фактором для нормальной жизнедеятельности организма, развития скелета и скелетной мускулатуры.
Естественная потребность детей в движениях как необходимый фактор роста и развития жизненных функций должна быть не только удовлетворена, но и умело использована для воспитания подлинно здоровых, жизнерадостных, инициативных, дружных членов коллектива.
Метод – это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий [6].
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом. Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные и практические методы [12].
В системе физического воспитания дошкольников широко используется игровой метод для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.
Наиболее характерные признаки игрового метода: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях, чрезмерная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях; отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и физических качеств; во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи [2].
Этот метод эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.