Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков курсовая работа тема Роль физических упражнений в развитии сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Особенности использования сюжетно-ролевой игры на физкультурных занятиях для детей дошкольного возраста



В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залыгина, Н.Я. Михайленко и др.). Используемые воспитателями приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия (обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, внесение игрушек и создание игровой обстановки, обновления игровых материалов) и приемы прямого руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Сюжетно-ролевая игра широко используется при проведении физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.  Отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Сюжетно-ролевые игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он, творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.


Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выготского, является «корнем любого детского творчества» [4].

Занятия с сюжетом создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Таким образом, использование на физкультурных занятиях сюжетно-ролевой игры вызывает интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

2.3. Использование физических упражнений в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста



В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дошкольника, физическое воспитание  в этом возрасте решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, эконом­ных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь [20].



В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста выделяют 5 видов ОВД:

1. Ходьба.

2. Бег.

3. Прыжки.

4. Метание, бросание, катание, ловля предметов.

5. Ползание-лазанье.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения.

В дошкольном возрасте игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Игру можно назвать «спутником детства». Д.В. Меджинская утверждала, что игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект.

Методика развития сюжетно-ролевой игры через физические упражнения включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Образовательные и воспитательные функции могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве.

Методика проведения сюжетно-ролевой игры на физкультурном занятии включает в себя: сбор детей, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. Огромным потенциалом в физическом развитии детей старшего дошкольного обладают подвижные игры. Подвижная игра — это вид игровой деятельности, характерной чертой которого являются активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом.


Основными двигательными способностями являются силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных сюжетных играх.

Приведем примеры сюжетных игр для старших дошкольников, используемых педагогами МБОУ ЦО №13 им. Е.Н. Волкова.

Игрывысокойподвижности

Название игры: «Лягушки и цапля»

Возраст: старший дошкольный;

Цель: Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции; ОВД: Прыжки;

Описание игры

Содержание: в середине зала, шнуром, обозначают «болото». В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу

«цапля» она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Правила: из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через верёвку ребёнок, считается пойманным.

Усложнение: ввести вторую цаплю; поднять верёвку на высоту 20см.

Название игры: «Быстро возьми, быстро положи»

Возраст: старший дошкольный;

Цель: Развитие быстроты реакции, оперативности мышления, сноровки

ОВД-Бег

Содержание: на одной стороне площадки строятся 2-3 команды.

Каждый первый в команде получает кубик (шишку, маленький мяч). На другой стороне площадки лежат обручи, в каждом по мешочку с песком. По сигналу дети бегут к обручам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на место.

Правила: предмет нужно класть в обруч, не
бросать; если предмет неточно положен в кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет.

Название игры: «Кто скорее докатит обруч до флажка?»

Возраст: старший дошкольный;

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции, произвольности действий

ОВД: Бег

Содержание: На противоположных сторонах площадки чертятся линии.

На одной линии стоят дети с обручами. Напротив, на другой линии лежат флажки, расстояние между ними не менее 50см. Правила: По сигналу воспитателя дети катят обручи до своего флажка. Отмечается ребёнок, первым достигший флажка.

Вариант игры: Дети распределяются на 3-4 звена. На стартовую черту выходят с обручами по одному ребёнку от каждого звена. Прикативший обруч первым получает флажок. Затем выходят следующие дети (опять по одному ребёнку). Выигрывает звено, получившее набольшее количество флажков.

Название игры: «Охотники и зайцы»

Возраст: старший дошкольный;

Цель: Развитие быстроты реакции, сноровки, оперативности мышления ОВД: Броски мяча, бег, прыжки

Содержание: Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5-6м.) Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы. Другая подгруппа равномерно распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев (бросать в туловище или ноги).

Правила:

Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно дать 2-3 мяча.

Название игры: «Удочка»

Возраст: старший дошкольный;

Цель: Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий

ОВД: