Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 828
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет криминалистики,
ГЛАВА 2. История криминалистики
Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.
Глава 25. Розыскная деятельность следователя
25.1 Понятие розыскной деятельности следователя
25.2 Розыскные версии. Планирование розыска
Глава 29. Расследование изнасилований
Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил
39.4 Последующие и иные действия
Глава 42. Расследование преступлений, связанных с
уклонением от уплаты таможенных платежей
42.1 Криминалистическая характеристика преступлений
связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий
Глава 43. Расследование преступлений в сфере
43.1 Расследование фактов неправомерного доступа
43.2 Расследование создания, использования и распространения
вредоносных компьютерных программ
Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,
Представляемые в органы МВД материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить дело без дополнительной проверки. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов, следует получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.
Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки) или завышении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.
Планирование первоначального этапа расследования.Уяснив, с помощью каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальнее решить предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенном ракурсе.
Важной задачей начала этапа расследования является изъятие документов для их последующего анализа. Проводимые мероприятия должны быть неожиданными для подозреваемых лиц. Поэтому необходимы внезапность и одновременность проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие документов, содержащих следы налогового преступления, черновой бухгалтерии, в том числе на электронных носителях.
Для начала расследования характерны различные следственные ситуации.
Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены в результате проведенных оперативных мероприятий. Источниками могут быть: сообщения негласных сотрудников полиции, ФТС, ФСКН и ФСБ; оперативное
наблюдение за процессами производства, перевозки и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; консультации со специалистами по результатам оперативных мероприятий и бесед; предварительный анализ документов, в том числе электронных, продукции, сырья; использование сведений из криминалистических и специализированных банков данных.
Вторая ситуация. Исходные сведения о налоговом преступлении получены из открытых, официальных источников (например, из материалов налоговых органов, заключений аудиторских служб и др.). Тогда типичными проверочными действиями будут: инвентаризации и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации; осмотры помещений и документов; контрольные закупки для получения образцов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; допросы должностных и материально ответственных лиц.
На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии:
● налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов;
● его совершила организованная группа;
● преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно наказуемых деяний.
Типичные частные следственные версии, выдвигаемые в начале расследования: 1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений; 2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы; 3) об источниках получения сырья и полуфабрикатов; 4) о путях реализации выпущенной продукции; 5) о способах получения налоговых льгот; 6) о криминальных и коррупционных связях подозреваемых.
По делам данной категории типичными средствами решения следственных задач являются: а) допросы налогового инспектора и других участников проверки; б) допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных должностных лиц организации; в) допросы руководства предприятий-партнеров; г) обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации; д) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы.
По расследуемым уголовным делам нужно установить такие обстоятельства:
1. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адреса организации; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, ИНН; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.
2. Какие объекты налогообложения сокрыты: совершено сокрытие одного или нескольких объектов, какими нормативными актами предусмотрена уплата организацией налогов с этих объектов.
3. Способы уклоненияот уплаты налогов и (или) сборов: не имеет ли эта организация особенностей учета хозяйственных операций в соответствии с принятой ею учетной политикой; совершено занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких бухгалтерских документах эти искаженные сведения были отражены.
4. Время совершения действий по уклонению от уплаты налогов и (или) сборов: каковы сроки представления в налоговый орган бухгалтерских документов и уплаты налогов, какими нормативными актами должна была руководствоваться организация; когда конкретно она представила в налоговый орган расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты; когда были составлены документы, содержащие искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо других объектах налогообложения; налоговый период по каждому виду налогов, сроки уплаты налогов и (или) сборов. Если уклонение совершено путем несоставления первичных документов, то когда производились хозяйственные операции, не отраженные документально, и какие документы нужно было составить; в какие налоговые периоды было совершено сокрытие объектов и уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.
5. Размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какую ставку налога следовало применить по каждому сокрытому объекту; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку.
6. Субъекты преступления: кто перечислил в бюджет не весь налог или не перечислил его вовсе; кем подписаны и кем составлены расчеты налогов и документы бухгалтерской отчетности, в которых сокрыты объекты налогообложения; кем в балансовые счета и документы аналитического учета к ним внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах; кто составил и кто подписал первичные документы с искаженными данными; когда и на основании какого документа назначено на должность соответствующее лицо.
7. Умысел на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов: был ли сговор об этом между руководителями организации и составителями документов с искаженными данными о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах, в чем состояла выгода исполнителей. Поскольку
уклонение нередко производится сразу по нескольким видам налогов и (или) сборов, это усложняет процесс расследования, увеличивает объем следственной работы.
В ходе дальнейшего расследования необходимо установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления, а также причины и условия, способствовавшие уклонению от уплаты налогов, раскрыть другие преступления, сопутствовавшие искажениям в бухгалтерских документах доходов (выручки) или расходов.
Методика расследования налоговых преступлений обязательно включает в себя такие следственные действия, как обыск и выемка, осмотр и анализ документов, наложение ареста на имущество и почтово-телеграфные отправления, допросы, очные ставки, назначение и производство судебных экспертиз.
Выемка бухгалтерских документов,произведенная своевременно, обеспечивает полноту изъятия, предотвращает их возможное уничтожение или фальсификацию. Производится она по мотивированному постановлению следователя, ибо всякое иное их получение может лишить их статуса доказательств по уголовному делу.
Выемку нужно производить не только из бухгалтерии, но и из канцелярии, кабинетов руководителей, архива, складов и др. Следует изымать документы учета операций по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, услугами которых пользовалась организация. Нужные документы могут быть изъяты из вышестоящих организаций, аудиторской конторы, страховой компании, транспортных предприятий, а также у других партнеров.
Большинство коммерческих организаций хранят сведения о финансово-хозяйственных операциях в электронной памяти компьютеров, а также на устройствах внешней памяти. Для их обнаружения и выемки необходима помощь специалиста. Рекомендуется скопировать компьютерные файлы по делопроизводству, бухгалтерскому, торговому, складскому учету и итоговой отчетности. При возможности изымаются и осматриваются также дневники, записные книжки, служебные и неофициальные записки, черновики документов, записи «черной» бухгалтерии подозреваемых лиц.
Следственный осмотр документов включает в себя осмотр и анализ содержания:
1) регистрационных документов, из которых можно почерпнуть сведения об учредителях предприятия, размере его уставного капитала, дате и месте регистрации, юридическом адресе и др.;
2) приказов и распоряжений, содержащих сведения о назначении на должность директора и главного (старшего) бухгалтера организации, о приеме и увольнении ее сотрудников, их численности, командировках, болезнях и пр.;
3) договоров, регулирующих производственно-хозяйственные сделки и отражающих их предмет, сроки, денежные суммы, ответственность за нарушение обязательств;
4) форм отчетности и расчетов налогов, представленных в налоговый орган, аккумулирующих данные об использованных приемах преступного искажения отчетности;
5) документов синтетического учета, содержащих сведения об учтенных операциях с денежными средствами;
6) документов учета операций по расчетному счету, отражающих эти операции, источники денежных средств и произведенные расходы;
7) первичной документации кассовых операций, содержащей сведения о движении наличных денежных средств, их источниках и расходовании;
8) документов учета расчетов с подотчетными лицами, содержащих информацию о правильности расходования наличных денег, выданных в подотчет;
9) документов по учету заработной платы, содержащих данные о начисленной зарплате, лицах, ее получивших, численности работников предприятия;
10) документов по учету основных средств, отражающих их наличие и движение;
11) документов по учету материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, содержащих данные об их движении;
12) документов по учету затрат на производство, аккумулирующих сведения о перечне затрат предприятия, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг);
13) документов по учету готовой продукции, отражающих сведения о ее наличии и реализации;
14) носителей оперативного хозяйственного учета, содержащих сведения о фактических операциях с денежными средствами (особенно полезны при отсутствии надлежащего бухгалтерского учета).
Анализируя первичные документы, учетные регистры, отчетную документацию, важно выявить дописки, подчистки, исправления, травление, а также интеллектуальный подлог, полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов и учета в целом, ведение «двойной» бухгалтерии. При этом следователь проверяет, за какой отчетный период представлены документы, даты их отправки в налоговый орган и получения адресатом, какие искаженные данные об объектах налогообложения они содержат, кем эти документы составлены и подписаны, не является ли это случайной ошибкой и т.д.