Файл: Магистерская работа студентки 23 бид группы заочного отделения, направление подготовки 51. 04. 06 Библиотечноинформационная деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ»
Магистерская работа студентки 23 БИД группы заочного отделения,
направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент |
Рецензент: должность, место работы ФИО (полностью) |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …...…………………………
1.1. Культурно-досуговая деятельность: понятие, структурные компоненты …………………………………………………………..
1.2. Взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ И ДОМА КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ....
2.1 Технологии культурно-досуговой деятельности в системе «библиотека-дом культуры» (формы и методы)…………………….
2.2. Практическое исследование культурно-досуговых потребностей жителей _…
2.3. Социокультурный проект « Мы вместе!» направленный на формирование эффективной досуговой деятельности сельских жителей при взаимодействии дома культуры и библиотеки………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что досуг – это необходимая часть жизни любого человека, который находится в активном процессе развития, будь то городской житель или житель сельской местности. Для современного человека досуг является одной из первостепенных ценностей. Одной из актуальных задач современного общества является организация полезного, конструктивного досуга населения, который можно рассматривать как феномен культуры, имеющий ценностно-смысловую наполненность и функциональное назначение в разные исторические эпохи. Досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представление о полноте своего существования. Роль и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.
Реально наше общество переживает серьезный кризис, в том числе и в жизни сельского населения. В настоящее время оно спивается, стареет и вымирает, следовательно, распадается весь культурно-исторический каркас общества. Ситуация усугубляется тем, что обозначенные процессы протекают на фоне относительного благополучия крупных городов (потребности которых село продолжает обслуживать), что в существенной мере маскирует проблемы и смягчает общее восприятие картины. Однако деструктивные процессы продолжают усиливаться, что отражается на облике и функционировании сельских населенных пунктов и обуславливает острую потребность в поиске путей вывода, сельского населения из культурного кризиса.
Поэтому историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных предками на селе, не воплощается в людях, их образе жизни, традициях, обычаях, праздниках, обрядах как духовно-культурных феноменах. А поскольку именно сельский житель зачастую выступает в роли главного хранителя исторических связей, традиций и обычаев, народной мудрости, объектом духовного, культурного и природного наследия, а население чтит и соблюдает вековые традиции, обычаи, то активизация культурно-досуговых потребностей жителей в сельской местности единственный способ преодоления имеющейся инерции гибели культуры на селе.
За длительный период своей истории библиотеки и дома культуры накопили значительный опыт досуговой деятельности, реализуя ее разные направления и используя вариативные формы. Однако вопросы качества мероприятий, специфики их технологии, необходимости подготовки специалиста, обладающего умениями и навыками по организации досуговых мероприятий в библиотеке и ДК, продолжают оставаться открытыми. Поэтому организация культурно-досуговых потребностей жителей села в условиях взаимодействия библиотеки и дома культуры достаточно актуальна.
Степень разработанности темы исследования. Теоретическое осмысление этого направления началось еще в 2000-х гг. и зачастую шло и идет не просто одновременно с созданием конкретных историко-педагогических исследований, а в определенной степени опережая их, фактически задавая новые подходы, проблемы и их решения.
Теоретические и исторические аспекты проблемы досуга, связанные с анализом его понятия, структуры, содержания, форм и функций представлены в работах Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Г.Е. Зборовского, Т.Г. Киселевой, С.И. Курганского, Р.С. Мотульского, В.Д. Патрушева, В.В. Цвирк, А.Г. Эфендиева и других российских и зарубежных ученых [1, 18, 22, 25, 26, 29, 31, 32, 34].
Для раскрытия сущности взаимодействия и межведомственного взаимодействия проведен обзор работ Р. Гиматдинова, Т.А. Железная, Т.В. Кучерова, Н.С. Карташова и других ученых, изучающих проблемы социального взаимодействия [9, 22, 25, 26, 30].
Исторические аспекты досуговой деятельности библиотек, ее сущность и функциональное назначение в различные периоды развития российского общества отражены в трудах отечественных библиотековедов: А.Н. Ванеева, Е.А. Горш, Т.Ф. Каратыгиной A.M. Мазурицкого, С.Г. Матлиной, В.А. Невского, а также культурологов Г.Я. Никитиной, В.М. Рябкова и других авторов.
Исследования вышеназванных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики организации взаимодействия библиотеки и дома культуры для организации культурно-досуговой деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности взаимодействия библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельских жителей.
В процессе исследования выдвинута следующая гипотеза:
эффективность досуга сельских жителей, организованного средствами интеграции деятельности библиотеки и дома культуры, будет эффективной в случае реализации следующих условий:
− рассмотрения процесса досуга сельчан и процесса интеграции деятельности сельского учреждения культуры и библиотеки как двух взаимосвязанных процессов;
− исследования теоретико-методологических основ, моделирования процесса интеграции(взаимодействия) деятельности библиотеки с домом культуры, действующих в муниципальном секторе сферы культуры, что повлечёт за собой эффективное внедрение и оптимизацию организованного досуга сельских жителей, т. е. улучшит его количественные и качественные характеристики по определённым критериям.
Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность.
Предмет исследования – практика взаимодействия библиотеки и дома культуры в культурно-досуговой деятельности.
Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия библиотеки с домом культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения и определение способов совершенствования организации в сельской библиотеке средствами разработанного социально – культурного проекта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть структурные компоненты культурно-досуговой деятельности;
- обосновать взаимодействие как основополагающий принцип обеспечения культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения;
- проанализировать формы и методы культурно – досуговой деятельности при взаимодействии структур « библиотека – дом культуры»;
- провести анализ статистических данных среди жителей села Ильинка Алексеевского района Белгородской области по проблеме посещения культурно – досуговых мероприятий;
- разработка модели социокультурного проекта « Мы вместе», как средства эффектиной реализации взаимодействия дома культуры и библиотеки в аспекте совершенствования досуговой деятельноти сельских жителей.
Теоретико-методическую базу исследования составили различные концепции и гипотезы, раскрывающие сущность взаимодействия библиотеки и дома культуры, влияющие на культурно-досуговую деятельность жителей сельского поселения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методы теоретического исследования, метод анкетирования, анализ литературы по проблеме исследования, а также проектный подход.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые изучалось взаимодействие библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельского населения Белгородской области;
- высказана идея, что создание культурно-досуговых центров, объединяющих ресурсный потенциал библиотек и домов культуры, является привлекательным для сельчан, повышающих развивающе-рекреативный потенциал организованного досуга в условиях сельского поселения;
- разработана модель проекта организации интеграционного взаимодействия сельских дома культуры и библиотеки, показывающий процесс оптимизации досуга сельского населения; модель включает актуальность, цели, механизмы реализации, принципы, кадровый ресурс целедостижения, примерный годовой план совместных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены формы и методы, которые могут найти в перспективе своё практическое применение в работе сельских учреждений культуры;
- разработан проект «Мы – вместе!», направленный на формирование эффективной досуговой деятельности сельских жителей при интеграции деятельности дома культуры и библиотеки.
Апробация результатов исследования состоялась на: VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2018 г.); VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2019 г.).
VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям»
(Белгород, 25 апреля 2019 г.).
По теме исследования были опубликованы статьи:
Хорхордина, А.А. Инновационные формы работы Алексеевских библиотек в обеспечении культурного досуга населения / А.А. Хорхордина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 25 апреля 2018 г.).: в 4 т. / отв. ред. И.Е. Белогорцева, Ю.В. Бовкунова, В.С. Игнатова, М.Е. Мережко, Н.Е. Плюшкина. – Белгород: БГИИК, 2018. – Т. 1. – С.266-269.
Хорхордина, А.А. Совместная деятельность ильинской сельской библиотеки алексеевского городского округа с сельским домом культуры / А.А. Хорхордина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 25 апреля 2019 г.).: в 5 т. / отв. ред. Н.В. Бараниченко, Ю.В. Бовкунова, Н.Е. Плюшкина, С.А. Енина. – Белгород: БГИИК, 2019. – Т. 2. – С.111-113.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены основные характеристики научного аппарата исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая основа); научная новизна, теоретическая и практическая значимость; приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.