Файл: Магистерская работа студентки 23 бид группы заочного отделения, направление подготовки 51. 04. 06 Библиотечноинформационная деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первой главе «Взаимодействие «библиотека-дом культуры» как предметная область исследования обеспечения культурно-досуговой деятельности» рассматривается феномен культурно – досуговой деятельности и ее основополагающая терминология. Затем выделена часть ретроспективного анализа проблемы, сформулированной отечественными учеными, целевая направленность учреждений культуры, принципы работы с сельским населением и т.д. Далее приближаясь к проблеме исследования, был сформулирован понятийный аппарат определения взаимодействие и его составляющие в аспекте культурно – досуговой категории. Далее были выделены блоки социальных функций, которые выполняют учреждения культуры: вклад, роль и возможности учреждений культуры.
Немаловажным аспектом в главе выделены преимущества взаимодействия объектов культуры, общие объединяющие задачи и современные средства, помогающие реализовать взаимодействие структур.
Во второй главе «Практики системы библиотеки и дома культуры в обеспечении культурно-досуговой деятельности сельских жителей Белгородской области» был осуществлён анализ технологии культурно-досуговой деятельность в системе «библиотека – дом культуры». Здесь была проанализирована методология технологии досуговой деятельности и приведены примеры возможных стандартизированных средств, ранее уже закрепленных в современных источниках. Также был выделен ряд функций технологии досуговой деятельности: организационная, методическая и психологическая, которые были заявлены основным механизмом функционирования учреждений культуры. В содержании главы так же непосредственно были перечислены различные формы, методы и средства и их общенаучное понимание.
Практическим этапом в главе было обозначено практическое исследование, с целью выявления предпочтений культурного досуга населения села Ильинка Белгородской области. Средствами опроса были выяснены гендерные предпочтения жителей по вопросу интересов различных видов досуговой деятельности. Здесь были выяснены следующие моменты: среди жителей, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей популярностью пользуются интернет и дискотеки. Причиной « непосещения» остальных досуговых центров согласно опроса была выявлена нехватка свободного времени. Из проведенного исследования видно, что массовое посещение культурно-досуговых учреждений уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении.
Согласно выделенной проблематике, была предложена разработка и реализация социокультурного проекта « Мы – вместе!», как средства формирования активной досуговой деятельности у сельских жителей посредством интеграции дома культуры и библиотеки.
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «БИБЛИОТЕКА-ДОМ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
-
Культурно-досуговая деятельность: понятие, структурные компоненты
Досуг в настоящее время рассматривается как фактор качества жизни и ресурс, имеющий определенную организационную форму [32]. Досуг может быть организован специализированными службами, общественными организациями, добровольными объединениями, самостоятельно населением и т.д.
В рамках деятельностной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Российский социолог – исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности [31].
Исходя из выделения трех видов времени, дается следующее определение досуга: досуг – это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера, досуг есть специфически социальный способ его регенерации [22].
В исследованиях Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова отмечено, что проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум объяснимо тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями [25].
На рубеже 70-80-х гг. ХХ века в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции:
1. Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.
2. Под досугом следует понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась противоположность социальной направленности таких занятий. Западные социологи особенно обращали внимание на то, чтобы при характеристике досуга учитывать явления антикультуры – различные виды дивиантного поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга [17].
Для снятия данного противоречия культурологи предложили анализировать феномен досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры [22]. Для выделения данного направления досуговой деятельности в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин «культурно-досуговая деятельность». Соответственно эта деятельность направлена «на удовлетворение культурно-досуговых потребностей людей в отдыхе и развлечениях, познании, общении, творчестве, самореализации» [1, с. 13].
Под структурой культурно досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаимоположение и взаимосвязь основных ее частей.
Так, по мнению Ю.А. Стрельцова структура культурно-досуговой деятельности включает в себя несколько важных составляющих:
-
задействованных культурно-исторических, художественных, духовных ценностей, а также товаров культурного назначения; -
природно-ландшафтных, биорастительных комплексов; -
материально-технических средств, сопутствующих бытовых товаров, вещественных ресурсов: -
субъектов и объектов деятельности, без которых выше указанные составляющие были бы не актуальными [1].
Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.
В досуговой деятельности задействованы культурно-исторические и художественные ценности, находящиеся в музеях (тематические экспонаты, картины, старинные костюмы и т.п.), расположенные на исторических территориях (архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большинстве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и находится под охраной государства. Но могут существовать ценности регионального, локального или частного значения, к которым потребители также проявляют интерес.
Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культурного назначения: книжной продукции, дисков и видеокассет, коллекционной и сувенирной продукции и др. Эти предметы участники досуговой деятельности могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ним в свободное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения может пополнять и учреждения культуры: библиотеки, музеи, досуговые центры.
Расположение центров, хранящих культурно-исторические и художественные ценности, а также производство и продажа товаров культурного назначения – важные элементы досуговой инфраструктуры конкретного поселения, города, страны или мирового региона.
Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир также выступают как компоненты культурно-досуговой деятельности. В современной культурно-досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобретают важное значение. Особенно высок спрос на экологически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат. В разных странах, особенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специально выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреационные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, аквапарки). В определенных поселениях и, особенно в городах, выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаждения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развлечений.
Досуговые занятия, в процессе которых человек общается с растительным и животным миром, – сфера деятельности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых разведением и продажей домашних животных, комнатных растений.
Сейчас естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фауны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развлечений. Так, в библиотеках широко используются декоративные растения, аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями. Особенно это практикуется в библиотеках, обслуживающих детей.
Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, товары и вещественные ресурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность населения.
Материальные сооружения и постройкихарактерны для досуга, проводимого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в природной среде (национальные парки). К этой категории также относятся беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п. В последние годы публичные библиотеки выходят из рамок, ограничиваемых зданиями библиотек, во внешнюю среду, в том числе в те же скверы, летние веранды в парки и т.п.
В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов.В настоящее время множество видов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с целой системой технических комплексов. Это парки развлечений, досуговые и спортивные центры, в рамках которых работает множество площадок с техническими средствами – аттракционами, тренажерами, оборудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических парков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, лазерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой
Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. В настоящее время без компьютеров не может обойтись ни одна даже сельская библиотека. Воспользоваться интернет, просмотреть электронную почту, поработать с базами данных, набрать текст и пр., вот современная действительность библиотеки.
Специально разработанного оборудования требует проведение массовых праздников на городских улицах или специальных площадках – стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае используют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, технику для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для временных сценических площадок.