Файл: Магистерская работа студентки 23 бид группы заочного отделения, направление подготовки 51. 04. 06 Библиотечноинформационная деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-педагогический и художественный аспекты воздействия на аудиторию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вымышленная реальность на время протекания досуговой программы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом, совершает коллективные действия.
Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.
Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).
Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе классификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драматургическое построение материала. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим – используемыми средствами выразительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий:
Игровые– в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
Фольклорные – народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.
Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.
Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.
Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
2.2. Практическое исследование культурно-досуговых потребностей деятельности села Ильинка Алексеевского района Белгородской области
С целью выявления предпочтений культурного досуга населения села Ильинка, было проведено исследование. В данном исследовании в качестве метода сбора первичной информации был выбран письменный опрос населения в форме анкетирования (Приложение №1).
В сельском поселении Ильинка проживает 1262 человека. В том числе дети – 80 чел., подростки – 74 чел., молодежь – 168 чел., пожилые – 220 чел.
В результате проведенного анкетирования, было опрошено 50 человек.
С помощью анкетирования было выявлено, что основная аудитория учреждений – женщины. Половая структура опрошенных представлена на рисунке 2.2.1. Возрастная структура представлена на рисунке 2.2.2.
Рис.2.2.1 Половая структура опрошенных
Рис.2.2.2 Возрастная структура опрошенных
В целом, доля женщин, посещающих учреждения, превышает долю мужчин. Возраст большинства респондентов составил – от 31 до 60(49%). Снижение тенденции уровня посещения культурно - досуговых учреждений среди мужского населения связано по опросам из-за нехватки времени в связи с работой, делами различного рода и нежеланием идти куда-либо.
Основная задача исследования, выявление различных типов участия людей в культурной жизни поселения по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом. Накопленный опыт исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и поведением потребителей.
На третий вопрос анкеты (Какие культурные продукты Вы потребляете чаще всего?) были получены следующие результаты (рис.2.2.3)
Рис.2.2.3 Наиболее популярные культурные продукты
Таким образом, среди жителей, как видно из диаграмм, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей популярностью пользуются интернет и дискотеки.
Ситуацию с чтением в настоящее время определяет ряд факторов. К их числу следует отнести, прежде всего, понижение уровня знаний и общей культуры населения. С развитием рыночных процессов в нашей стране усложняется и изменяется профессионально-квалификационная структура населения, резко уменьшается число учащихся и научных работников, которым чтение необходимо для успешного выполнения своей социальной роли. В результате воздействия вышеназванных причин сейчас чтение постепенно перестает быть одним из самых главных средств усвоения духовных ценностей и знаний.
Интенсивность чтения тоже носит противоречивый и неоднозначный характер. Снижение темпов роста интенсивности чтения напрямую связано с широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, аудио- и видеосистемы, компьютеризация).
Что касается посещаемости выставок, то картина следующая. Выставки посещают только 5% респондентов. Такой низкий показатель обусловлен отсутствием выставочных залов в сельской местности.
Четвертый вопрос анкеты позволяет выявить различия в частоте посещения культурных учреждений среди жителей поселения (рис.2.2.4).
Рис. 2.2.4 Частота посещений культурных учреждений
Как видно из диаграммы опрошенные, посещающие учреждения культуры «несколько раз в неделю» и «несколько раз в месяц» - это постоянная аудитория КДУ. Задача учреждений - использовать таких людей как средство распространения позитивной информации о деятельности культурных учреждений поселения среди своих потенциальных посетителей. Респонденты, посещающие учреждения культуры «один раз в месяц» и реже - потенциальная аудитория учреждений культуры, с которой необходимо прорабатывать следующие моменты: изучение спроса (интересов), составление предложения (новые и актуальные услуги).
Отсюда следует вывод, что необходимо продолжать поиск новых способов привлечения потенциальных посетителей учреждений культуры. К таким способам можно отнести следующие:
- увеличение количества и повышение качества информации в городских СМИ о специфике деятельности каждого конкретного КДУ путем построения партнерских отношений со средствами массовой информации;
- систематическое проведение не только торжественных отчетных концертов КДУ, но и презентаций, мастер-классов, дней отрытых дверей определенных клубных формирований и объединений.
На вопрос с кем чаще всего посещаете культурные учреждения, получены следующие данные рис.2.2.5
Рис.2.2.5 Предпочтения при посещении культурных учреждений
Таким образом, большинство жителей предпочитает посещать культурные учреждения с друзьями или одни.
Цели, которые преследуют потребители культурных продуктов при посещении учреждений культуры (вопрос 6 анкеты), представлены ниже, рис.2.2.9
Рис. 2.2.6 Цели при потреблении культурных продуктов
И так, как мы видим основными целями являются отдохнуть и провести время с друзьями.
На седьмой вопрос анкеты по каким причинам вы не посещаете, посещаете не так часто, как хотелось бы культурные учреждения
, были получены следующие ответы рис.2.2.7.
Рис.2.2.7 Причины по которым редко посещают или не посещают культурные учреждения
Таким образом, у большинства жителей для более частого посещения культурных учреждений не хватает свободного времени.
Оценить общую удовлетворенность качеством оказания услуг учреждениями культуры, можно на рис.2.2.8.
Рис.2.2.8 Удовлетворенность результатами посещения учреждений культуры.
Результатами посещения учреждений полностью удовлетворены 72% опрошенных, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 17%, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены 11%, неудовлетворенных качеством услуг среди анкетируемых не оказалось.
Из проведенного исследования видно, что массовое посещение культурно-досуговых учреждений уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении.
Учреждениям культуры села Ильинка необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Поэтому, вероятно, надо начинать с создания баз данных - и о людях, и о досуговых коллективах, сформировать центр инициативы, например молодежи, ведь молодые люди лучше знают вкусы и интересы своих сверстников, поэтому могут лучше организовать свой досуг т.е. надо чтобы инициатива шла от молодежи, нужны лидеры. Важно умело использовать способность молодежи к самореализации и самоорганизации.
Необходимо повышать уровень квалификации сотрудников. Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из профессиональных журналов, из различной методической литературы. Но никакие издания не заменят живого общения с коллегами, непосредственных впечатлений. Необходимо больше выезжать в другие регионы, обмениваться опытом.
Увеличение набора предлагаемых культурно-досуговых услуг для разных категорий населения. Среди таковых могут быть салонные встречи: музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, юридические и т. д., с соответствующей программой).
Мотивом для проведения салона может стать встреча с интересными людьми, вечера воспоминаний об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях с просмотром или прослушиванием их произведений в исполнении гостей или участников салонов.
Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.
Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).
Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе классификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драматургическое построение материала. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим – используемыми средствами выразительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий:
Игровые– в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
Фольклорные – народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.
Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.
Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.
Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
2.2. Практическое исследование культурно-досуговых потребностей деятельности села Ильинка Алексеевского района Белгородской области
С целью выявления предпочтений культурного досуга населения села Ильинка, было проведено исследование. В данном исследовании в качестве метода сбора первичной информации был выбран письменный опрос населения в форме анкетирования (Приложение №1).
В сельском поселении Ильинка проживает 1262 человека. В том числе дети – 80 чел., подростки – 74 чел., молодежь – 168 чел., пожилые – 220 чел.
В результате проведенного анкетирования, было опрошено 50 человек.
С помощью анкетирования было выявлено, что основная аудитория учреждений – женщины. Половая структура опрошенных представлена на рисунке 2.2.1. Возрастная структура представлена на рисунке 2.2.2.
Рис.2.2.1 Половая структура опрошенных
Рис.2.2.2 Возрастная структура опрошенных
В целом, доля женщин, посещающих учреждения, превышает долю мужчин. Возраст большинства респондентов составил – от 31 до 60(49%). Снижение тенденции уровня посещения культурно - досуговых учреждений среди мужского населения связано по опросам из-за нехватки времени в связи с работой, делами различного рода и нежеланием идти куда-либо.
Основная задача исследования, выявление различных типов участия людей в культурной жизни поселения по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом. Накопленный опыт исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и поведением потребителей.
На третий вопрос анкеты (Какие культурные продукты Вы потребляете чаще всего?) были получены следующие результаты (рис.2.2.3)
Рис.2.2.3 Наиболее популярные культурные продукты
Таким образом, среди жителей, как видно из диаграмм, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей популярностью пользуются интернет и дискотеки.
Ситуацию с чтением в настоящее время определяет ряд факторов. К их числу следует отнести, прежде всего, понижение уровня знаний и общей культуры населения. С развитием рыночных процессов в нашей стране усложняется и изменяется профессионально-квалификационная структура населения, резко уменьшается число учащихся и научных работников, которым чтение необходимо для успешного выполнения своей социальной роли. В результате воздействия вышеназванных причин сейчас чтение постепенно перестает быть одним из самых главных средств усвоения духовных ценностей и знаний.
Интенсивность чтения тоже носит противоречивый и неоднозначный характер. Снижение темпов роста интенсивности чтения напрямую связано с широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, аудио- и видеосистемы, компьютеризация).
Что касается посещаемости выставок, то картина следующая. Выставки посещают только 5% респондентов. Такой низкий показатель обусловлен отсутствием выставочных залов в сельской местности.
Четвертый вопрос анкеты позволяет выявить различия в частоте посещения культурных учреждений среди жителей поселения (рис.2.2.4).
Рис. 2.2.4 Частота посещений культурных учреждений
Как видно из диаграммы опрошенные, посещающие учреждения культуры «несколько раз в неделю» и «несколько раз в месяц» - это постоянная аудитория КДУ. Задача учреждений - использовать таких людей как средство распространения позитивной информации о деятельности культурных учреждений поселения среди своих потенциальных посетителей. Респонденты, посещающие учреждения культуры «один раз в месяц» и реже - потенциальная аудитория учреждений культуры, с которой необходимо прорабатывать следующие моменты: изучение спроса (интересов), составление предложения (новые и актуальные услуги).
Отсюда следует вывод, что необходимо продолжать поиск новых способов привлечения потенциальных посетителей учреждений культуры. К таким способам можно отнести следующие:
- увеличение количества и повышение качества информации в городских СМИ о специфике деятельности каждого конкретного КДУ путем построения партнерских отношений со средствами массовой информации;
- систематическое проведение не только торжественных отчетных концертов КДУ, но и презентаций, мастер-классов, дней отрытых дверей определенных клубных формирований и объединений.
На вопрос с кем чаще всего посещаете культурные учреждения, получены следующие данные рис.2.2.5
Рис.2.2.5 Предпочтения при посещении культурных учреждений
Таким образом, большинство жителей предпочитает посещать культурные учреждения с друзьями или одни.
Цели, которые преследуют потребители культурных продуктов при посещении учреждений культуры (вопрос 6 анкеты), представлены ниже, рис.2.2.9
Рис. 2.2.6 Цели при потреблении культурных продуктов
И так, как мы видим основными целями являются отдохнуть и провести время с друзьями.
На седьмой вопрос анкеты по каким причинам вы не посещаете, посещаете не так часто, как хотелось бы культурные учреждения
, были получены следующие ответы рис.2.2.7.
Рис.2.2.7 Причины по которым редко посещают или не посещают культурные учреждения
Таким образом, у большинства жителей для более частого посещения культурных учреждений не хватает свободного времени.
Оценить общую удовлетворенность качеством оказания услуг учреждениями культуры, можно на рис.2.2.8.
Рис.2.2.8 Удовлетворенность результатами посещения учреждений культуры.
Результатами посещения учреждений полностью удовлетворены 72% опрошенных, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 17%, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены 11%, неудовлетворенных качеством услуг среди анкетируемых не оказалось.
Из проведенного исследования видно, что массовое посещение культурно-досуговых учреждений уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении.
Учреждениям культуры села Ильинка необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Поэтому, вероятно, надо начинать с создания баз данных - и о людях, и о досуговых коллективах, сформировать центр инициативы, например молодежи, ведь молодые люди лучше знают вкусы и интересы своих сверстников, поэтому могут лучше организовать свой досуг т.е. надо чтобы инициатива шла от молодежи, нужны лидеры. Важно умело использовать способность молодежи к самореализации и самоорганизации.
Необходимо повышать уровень квалификации сотрудников. Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из профессиональных журналов, из различной методической литературы. Но никакие издания не заменят живого общения с коллегами, непосредственных впечатлений. Необходимо больше выезжать в другие регионы, обмениваться опытом.
Увеличение набора предлагаемых культурно-досуговых услуг для разных категорий населения. Среди таковых могут быть салонные встречи: музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, юридические и т. д., с соответствующей программой).
Мотивом для проведения салона может стать встреча с интересными людьми, вечера воспоминаний об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях с просмотром или прослушиванием их произведений в исполнении гостей или участников салонов.