Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Конституционное право Тема Формы правления и государственные режимы Фамилия студента Кораблёв.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важную, а может, и определяющую роль в формировании системы законодательства играют политические режимы государства.5

Никем не оспаривается точка зрения о взаимосвязи государства и права. Каково государство - таково и право, которое предназначено присущими ему средствами способствовать решению государственных задач.

Под выражением "политический режим" следует понимать совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами (должностные лица и органы власти) в процессе реализации своих полномочий по управлению делами государства.

Польским политологом Е. Вятром предложена следующая типология авторитарных режимов: военное правление; теократический авторитарный режим; персонифицированный режим; монархический авторитарный режим; уноавторитарный режим.

Многие выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Например, Аристотель предлагал рассматривать их с двух точек зрения: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Сущность взглядов на эту проблему Николло Макиавелли (1469 - 1527 гг.) наиболее полно выражалась в его афористичном высказывании: "цель оправдывает средства".

В современной научной мысли преобладает деление политических режимов на демократические и недемократические. Водоразделом в характеристике правовых режимов является реальное соотношение государства и личности.

Процесс демократизации общественной жизни в западных государствах продолжался веками. Поэтому для устойчивого закрепления навыков демократической, с точки зрения норм международного права, организации общественной жизни необходим значительный исторический путь.

В этом случае процесс адаптации, как и служение муз, "не терпит суеты".

Прямо противоположными чертами характеризуется антидемократический режим во всех его разновидностях (тоталитаризм, тирания, деспотия...). Как это ни странно, но антидемократические режимы, как правило, действуют в революционные периоды и следующие за ними периоды гражданских войн.

На многочисленных исторических примерах различных государств можно проследить и проанализировать одновременно развивающийся противоречивый процесс в области государственного строительства.

С одной стороны, вначале провозглашаются демократические права и свободы - ведь без них невозможно поднять население на борьбу против власть имущих.


С другой стороны - за провозглашенными лозунгами, носящими декларативный характер, следует принятие "непопулярных" мер, резко ограничивающих права и свободы граждан. Набор таких средств зависит от целого ряда условий: острота переживаемого момента; движущие силы революции; демократические традиции; роль мирового сообщества и т.д.

Деспотический режим. Возник в древности и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминирует карательная, жестокая налоговая политика по отношению к народу.

Осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Этот режим характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности, но может возникнуть и в современных условиях.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим способом. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас на терроре и геноциде.6

Как политический режим он характеризуется жесткими способами управления государством. Наказания осуществляются не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел. Тирания, как и деспотия, основана на произволе.

Однако если в деспотии произвол и самоволье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.

Тоталитарный режим является порождением XX в. (фашистские и социалистические государства периодов "культа личности"). Является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

Характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим, как правило, допускает только одну правящую партию. Она объявляется ведущей силой общества, а ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Правящая партия объявляет монополию на информацию.


В государственном управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз.

Неисполнение строго наказывается. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.

Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по ее указанию. Номенклатура и бюрократия осуществляют власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных сферах.

Возрастает роль силовых ведомств (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура). Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит огосударствление тех или иных форм собственности.

Милитаризация - одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея военной опасности становится необходимой для сплочения общества по принципу военного лагеря.

Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.


2 Планомерное развитие форм государственного режима и форм правления



2.1 Эволюция форм государственного режима и режима правления

О взаимодействии указанных в курсовой работе институтов и его эволюции стало возможным говорить сравнительно недавно. В связи с тем, что исследованием государственного режима и определением этого понятия в науке конституционного права занимаются всего несколько десятилетий.

Под государственным режимом мы понимаем такой основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти и других элементов политической системы, который складывается под влиянием различных политических сил (существующей партийной системы, избирательной системы, итогов выборов и др.) между ними.7

Об эволюции взаимоотношений между государственным режимом и формой правления можно говорить в долгосрочной перспективе и в пределах ограниченного отрезка времени. В первом случае речь может идти о такой эволюции, которая приводит не только к изменениям различных государственных режимов в рамках определенной формы правления, но и к смене самой формы правления.

Подобная эволюция носит более глобальный характер и является предметом исследования теории и истории государства и права. Мы же будем рассматривать эволюцию, которая складывается в течение нескольких лет, в лучшем случае - десятилетий.

Известно, что тот или иной государственный режим зависит от многих факторов и позволяет создавать целую палитру взаимоотношений между высшими органами государственной власти при одной и той же форме правления.

Например, от того, какая партийная система сложилась в данной стране, какая установлена избирательная система, насколько внушительную победу на парламентских выборах получила правящая политическая партия (или правящая коалиция), очередность президентских или парламентских выборов и т.д.

Если, например, в государстве с парламентской формой правления (в Швеции, Дании, Италии) сложилась многопартийная система, при которой к власти приходит несколько партий, формирующих коалиционное правительство, то здесь устанавливается режим парламентаризма.

Такие правительства, раздираемые межпартийными противоречиями, не могут долго существовать без поддержки парламента. Последний, голосуя по вопросам, инициированным правительством,
занимаясь его межпартийными спорами, обретает некоторое влияние и контроль над правительством. Иногда может проголосовать за резолюцию порицания, вотум недоверия.

Следствием чего являются отставки правительства, а также досрочные роспуски парламентов (нижних палат). При этом государственном режиме отношения между парламентом и правительством приобретают почти партнерский характер и формальные признаки формы правления имеют шансы для реализации.

В Скандинавских государствах при этой же форме правления и партийной системе складывается ситуация, при которой образуются однопартийные (или коалиционные) правительства меньшинства, которым приходится не только заручаться поддержкой депутатов своей партии в парламенте, но и предварительно заручаться поддержкой других партийных фракций. В этой ситуации режим парламентаризма дополняется также возможностями влияния на правительственную политику и оппозиционных партий.

При этой же (парламентарной) форме правления, но в условиях действия двухпартийной системы (Великобритания), а также при наличии двух крупных партийных политических блоков (ФРГ) режим эволюционирует к министериализму.

Опираясь на своих членов в парламенте, благодаря доминированию одной из двух ведущих политических партий (Великобритания) или партийного блока (Германия), правительство имеет возможность контролировать поведение депутатов.

Несогласие отдельных депутатов от своей партии или оппозиции может быть нейтрализовано партийной дисциплиной, системой патроната и другими средствами административного ресурса.

Здесь вместо партнерских отношений между депутатами и министрами возникает доминирование правительства и признаки формы правления не только не имеют шансов на реализацию, но и приобретают обратное значение. Например, такой признак, как политическая ответственность перед парламентом в условиях режима министериализма, не только невозможен, но, скорее, наоборот, правительство контролирует последний.

О выражении правительству недоверия или резолюции порицания не может быть и речи. Смещение центра власти в сторону парламента либо правительства не является настолько сильным, чтобы подорвать принцип разделения властей и демократизм политического режима страны и привести к смене формы правления.

Режим министериализма при одинаковой форме правления в ФРГ и Великобритании нередко может приобретать индивидуальные черты. Одной из них является то, что в Великобритании единственной правящей партии легче добиться диктата над депутатами оппозиции из-за партийной дисциплины.