ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неотфактурованные поставки приходуются на склад с составлением акта о приемке материалов (по форме № М-7). Акт о приеме материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляют поставщику.

Если поставщик неизвестен, то следует принять меры по его ус- тановлению и получению от него расчетных документов.

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки: получены в том же месяце либо в следующем месяце до составления регистров бухгалтерского учета по приходу материалов, они учитываются в обычном порядке.

Поступившие без расчетных документов материалы должны быть оприходованы по принятым в организации учетным ценам. Если данная группа материалов подлежит учету по фактической себестоимости, то они приходуются по рыночным ценам.

Поскольку у организации нет данных о сумме налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате поставщику поступивших материалов, то нельзя отразить его по дебету балансового счета «НДС по приобретенным ценностям», исчислив расчетным путем.

После получения расчетных документов по неотфактуровани- поставкам стоимость их оприходования корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком и отражается причитающийся к уплате НДС. Если расчетные документы поступили в следующем году после сдачи годовой бухгалтерской отчетности, то учетная стоимость материалов запасов не меняется, а НДС принимается к учету в соответствии с данными поставщика выявленные в отчетном году. В случае отсутствия расчетных документов на поступившие материалы их стоимость в налоговом учете определяется по правилам бухгалтерского учета - по принятым в организации учетным ценам ибо по рыночной стоимости на основании документов на оприхо­дование материалов.

При поступлении от поставщика документов в течение налогово­го периода стоимость материалов, отпущенных в производство, то есть расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, коррек­тируются на дату получения документов.

Если документы поступили в следующем году, после сдачи декларации по налогу на прибыль, то корректировка расходов производится в том же порядке, как и в бухгалтерском учете — показывается прибыль (или убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году.


Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ обязанность по подаче уточненной декларации возникает при неотражении или неполноте отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Расчет стоимости материалов по неотфактурованным поставкам, производится в порядке, установленном Методическими указаниями Минфина России. В пункте 38 Методических указаний сказано, что расчет стоимости материалов, поступившим по неотфактурованным поставкам, ведется в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Исходя из требований ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 - 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, организация имеет право самостоятельно разработать необходимые для 'ее деятельности формы регистров бухгалтерского учета при соблюдении общих методических принципов бухгалтерского учета

Таким образом, стоимость материалов, поступивших по неотфактурованным поставкам и списанных на производство, является ментально подтвержденной и должна признаваться расходами в налоговом учете согласно п. I ст. 252 НК РФ.

При поступлении в организацию расчетных документов, уточняют, стоимость уже списанных на производство материалов.

Происходит не исправление ошибки (в прошлом году все посчитано правильно), а уточнение расходов прошлого года в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учет, то есть действующим законодательством.

Если фактическая стоимость материалов оказалась выше, чем по расчету, то согласно п. 10 ст. 250 НК РФ возникает внереализационный доход в виде прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году. На затраты было списано меньше, следовательно, налог: облагаемая прибыль оказалась больше.

Однако, если возникнет обратная ситуация (когда фактически стоимость материалов по документам окажется меньше, чем по которой ранее были оприходованы неотфактурованные поставка то налогоплательщик попадает в своеобразные «налоговые ножницы» на основании ст. 81 НК РФ при обнаружении в поданной декларации факта не отражения любых сведений, приводящих к занижению налога налогоплательщик обязан внести необходимые изменен и представить уточненную налоговую декларацию.


Если фактическая стоимость ниже расчетной, то в соответствии с пп.1 п.2 ст. 265 НК РФ возникает внереализационный расход в виде убытка прошлых лет, выявленного в отчетном году.

НДС включается в состав налоговых вычетов только после получения счета-фактуры.

Рассмотрим порядок отражения в учете материалов, на которые не поступили расчетные документы на примере.

Пример:

В декабре в организацию поступили материалы в количе­стве 10000 ед. без расчетных документов поставщика. Согласно принятой в организации учетной политике дан­ная группа материалов принимается к учету по факти­ческой себестоимости. После приемки материалов они были расценены по рыночной стоимости 8 руб. за ед. В этом же месяце 6000 единиц. было отпущено в произ­водство.

В марте от поставщика были получены расчетные документы, согласно которым цена единицы материа­ла составила 8,26 руб., в том числе НДС — 1,26 руб.

Оприходование в декабре материалов, поступивших без расчетных документов, было отражено проводкой:

Дт 10 Кт 60 (субсчет «Расчеты по неотфактурованным поставкам») — 80000 руб. — приняты к учету материалы, расцененные по рыноч­ной стоимости (10000 ед. х 8 руб./ед.).

Списание материалов в производство следует отразить записью:

Дт 20 Кт 10 — 48 000 руб. — отпущены в производство материалы (6000 ед. х 8 руб./ед.).

После получения от подрядчика в следующем году расчетных документов установлено, что фактическая стоимость материалов составляет 7 руб. за единицу.

Таким образом, организации завысила стоимость полученных от поставщика материалов на 10000 руб. [(8 руб./ед. - 7 руб./ед.) х 10000 ед.]. Корректировка расчетов с поставщиками в регистрах бухгалтерского учета должна быть отражена записями:

Дт 10 Кт 60 (субсчет «Расчеты по неотфактурованным поставкам» 80000 руб. (сторно) — сторнирована запись в регистре расчетов поставщиками по неотфактурованным поставкам в связи с получением расчетных документов;

Дт 10 Кт 60 — 70 000 руб. — отражена задолженность поставщику за полученные материалы;

Дт 19 Кт 60 — 12 600 руб. — отражена сумма НДС по полученным материалам (70 000 руб. х 18%);

Дт 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кт 19 — 12 600 руб. – принят к

вычету НДС по полученным материалам.


6000 ед. материала по цене были израсходованы в истекшем году на производство продукции.

Следовательно, откорректировать величину расходов следует на 6000 руб. [(8 руб./ед. - 7 руб./ед.) х 6000 ед.]:

Дт 10 Кт 91 (субсчет «Прочие доходы») — 6000 руб. — откорректирована стоимость материалов, отпущенных на производство в текшем году.

Для целей налогообложения прибыли данные 6000 руб. признаны прибылью прошлых лет, выявленной в отчетном году, то есть внереализационными доходами.

3.2 Налоговый учет материалов в АО «КОНТИ-РУС»

В налоговом учете стоимость материалов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материалов. Данная позиция закреплена в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Материалы в налоговом учете по аналогии с бухгалтерским учетом учитываются по стоимости, формируемой путем суммирования всех расходов, связанных с приобретением и доставкой, включая транспортные расходы, за исключением сумм возмещаемых налогов, в частности, возмещаемого в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса РФ "налога на добавленную стоимость.

Это могут быть, например, расходы по оплате услуг сторонних организаций за доставку ценностей в указанное покупателем место, оплате транспортно-экспедиционного обслуживания, таможенных терминалов, а также услуги по ветеринарному контролю, сертификации, экспертизе поступающих ценностей, если такие действия являются необходимыми для оценки выполнения своих обязательств по договору поставщиком.

Учетной политикой для целей налогового учета АО «КОНТИ-РУС» в состав материальных затрат включается стоимость:

- сырья и материалов;

-покупных полуфабрикатов и вспомогательных материалов;

- тары и тарных материалов, используемых при производстве продукции, если это предусмотрено технологическим процессом;

-транспортно-заготовительные расходы;

- газ, вода, электроэнергия, приобретенных у сторонних организаций для технологических целей, отопления производственных помещений. Расходы на приобретение топлива, воды и электроэнергии распределяют по структурным подразделениям по фактическому потреблению на основании справки-расчета, предоставляемой главным энергетиком.


- нормотивное количество технологических потерь.

В случае искажения стоимости материалов будет искажена себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также отчетность в целом, ведь материалы во многих организациях формируют большую часть оборотных активов.

В бухгалтерском и налоговом учете стоимость материалов формируется практически одинаково в сумме фактически понесенных затрат на их приобретение, изготовление и аналогичные расходы. Однако существуют различные статьи затрат, формирующие в бухгалтерском учете стоимость материалов, а в налоговом - включающиеся в состав внереализационных расходов, что приводит к возникновению различий между сформированной стоимостью материалов в обоих видах учета. Таким образом, организациям в целях упрощения учетного процесса в целом на этапе формирования стоимости материалов необходимо стремиться избегать возникновения расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом.

В налоговом учете сырье и материалы являются частью материальных расходов, и их оценка производится в соответствии с положениями пункта 2 статьи 254 НК РФ:

«Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов».

Как видим, перечень затрат, которые формируют стоимость товарно-материальных запасов, используемых в процессе производства, примерно совпадает с порядком формирования себестоимости МПЗ в бухгалтерском учете. При этом в налоговом и бухгалтерском учете перечень расходов остается открытым. Это позволяет налогоплательщику, пользуясь положениями пункта 4 статьи 252 НК РФ, принять в учетной политике в целях налогообложения и ведения бухгалтерского учета одинаковый порядок формирования стоимости материалов

Определение стоимости приобретенных материалов в налоговом учете можно производить в специально разработанном регистре налогового учета.

Пример : 27.08.2013г у ООО «НВП «Кварцоль» приобретен весовой контроллер РТ-202-04-00

Затраты, связанные с приобретением у организации составили:

- стоимость весовой контроллер РТ-202-04-00, согласно договору купли-продажи - 61360 рублей (в том числе