Файл: Дипломная работа 76 с., 34 табл., 6 рис., 43 источника, 11 прил.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2.21 – Динамика показателя рентабельности активов ОАО «558 Авиационный ремонтный завод»
Показатели | 2016 год | 2017 год | Изменение, +,- 2017/2016 |
1 Прибыль до налогообложения, тыс. р. | 5151,4 | 5101,4 | -50 |
2 Среднегодовая стоимость активов, тыс. р. | 654853,15 | 152947,95 | -501905,2 |
3 Рентабельность активов (стр.1 / стр.2 × 100), % | 0,79 | 3,34 | 2,55 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложений А-Е.
Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия. Данный показатель называют нормой прибыли. Показатель рентабельности активов за 2017 год увеличился на 2,55 п.п., что связано с увеличением оборачиваемости активов.
В таблице 2.22 представлен расчет рентабельности собственного капитала ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
Таблица 2.22 – Динамика показателя рентабельности собственного капитала ОАО «558 Авиационный ремонтный завод»
Показатели | 2016 год | 2017 год | Изменение, +,- 2017/2016 |
1 Чистая прибыль, тыс. р. | 3767,4 | 3825,6 | 58,2 |
2 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. | 26886,2 | 27461,3 | 575,1 |
3 Рентабельность собственного капитала (стр.1 / стр.2 × 100), % | 14,01 | 13,93 | -0,08 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложений А-Е.
Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли, которую получит предприятие на единицу стоимости собственного капитала. За рассматриваемый период рентабельность собственного капитала уменьшилась на 0,08 п.п. Причинами стало
уменьшение рентабельности продаж и уменьшение оборачиваемости капитала.
На рисунке 2.4 представлена динамика показателей рентабельности ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
Рисунок 2.4 – Динамика показателей рентабельности ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», %
Примечание – Источник: собственная разработка на основе таблиц 2.17-2.22.
Итак, по всем рассчитанным выше показателям рентабельности (кроме рентабельности активов) наблюдается отрицательная динамика, что свидетельствует о неэффективной деятельности предприятия.
Для оценки влияния факторов на показатели прибыли будет использоваться метод цепных подстановок, на основе формулы 2.3:
У = а - b, (2.3) [13, с. 49].
где У – результативный показатель,
а, b – факторы, влияющие на результативный показатель.
Алгоритм расчета способом цепных подстановок для этой формулы будет следующий [13, с. 101].:
У2016 = а2016 - b2016
Уусл = а2017 - b2016
У2017 = а2017 - b2017
Общее влияние = (Уусл - У2016) + (У2017 - Уусл).
В таблице 2.23 представлен факторный анализ прибыли от реализации ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
Таблица 2.23 – Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» за 2017 год
Фактор | Абсолютное изменение, тыс. р. | Расчет влияния | Влияние |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг | +36508,5 | (106280,8-53070,2-2731,2-1307,5) - (69772,3-53070,2-2731,2-1307,5) = 49179,9-12663,4 | +36508,5 |
Себестоимость | +28205,1 | (106280,8-81275,3-2731,2-1307,5) – (106280,8-53070,2-2731,2-1307,5) = 20966,8- 49171,9 | -28205,1 |
Управленческие расходы | +3217,3 | (106280,8-81275,3-5948,5-1307,5) – (106280,8-81275,3-2731,2-1307,5) = 17749,5 -20966,8 | -3217,3 |
Расходы на реализацию | +3389,1 | (106280,8-81275,3-5948,5-4696,6) – (106280,8-81275,3-5948,5-1307,5) = 14360,4 – 17749,5 | -3389,1 |
Общее влияние | | +36508,5 – 28205,1 – 3217,3 – 3389,1 | +1697 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, прибыль от реализации увеличилась за 2017 год на 1697 тыс. р., в том числе за счет увеличения выручки от реализации на 36508,5тыс. р. прибыль от реализации увеличилась на 36508,5 тыс. р., за счет увеличения себестоимости на 28205,1 тыс. р. прибыль от реализации уменьшилась на 28205,1 тыс. р., за счет увеличения управленческих расходов на 3217,3 тыс. р. прибыль от реализации уменьшилась на 3217,3 тыс. р., за счет увеличения расходов на реализацию на 3389,1 тыс. р. прибыль от реализации уменьшилась на 3389,1 тыс. р.
Прибыль от реализации ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» увеличилась на 1697 тыс. р., в том числе за счет:
- увеличения выручки от реализации на 35193 тыс. руб. прибыль от реализации увеличилась на 12890 тыс. р.
(69772,3 × 36,62 / 100) - (34579,3 × 36,62 / 100) = 25553,4 – 12663,4 = 12890 тыс. р.
- уменьшения рентабельности продаж на 16,04 п. п. прибыль от реализации уменьшилась на 11193 тыс. р.
(69772,3 × 20,58 / 100) - (69772,3 × 36,62 / 100) = 14360,4 - 25553,4 = -11193 тыс. р.
Общее влияние = 12890 – 11193 = + 1697 тыс. р.
Таким образом, исходя из проведенного анализа в целом по предприятию и отдельно по каждому показателю можно сделать вывод о неустойчивом финансовом положении ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», что является результатом управления всей его финансово-хозяйственной деятельностью, и определяет, таким образом, его отрицательную комплексную оценку.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. Важнейшими среди них являются показатели прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства. За счет прибыли выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями.
В анализируемой организации наблюдается отрицательная динамика всех показателей прибыли.
С помощью факторного анализа модели методом цепных подстановок было оценено влияние каждого фактора на изменение результирующих показателей деятельности организации и их суммарное влияние.
Однако для увеличения показателей финансовых результатов следует разработать и реализовать ряд мероприятий.
3 Пути улучшения финансовых результатов деятельности
3.1 Резервы роста прибыли предприятия
Резервы роста прибыли ― это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на
научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
Резервы возможности роста прибыли (рисунок 3.1) рассчитываются исходя из увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости и ликвидации различного рода непроизводительных расходов и потерь.
Резервы снижения непосредственных затрат на производство продукции
Мобилизация недоиспользованных возможностей снижения себестоимости
Резервы роста объема производства
Резервы снижения себестоимости продукции
Рост объема реализации прочей продукции (вычитается)
Ликвидация сверхплановых и непланируемых внереализационных расходов
Резервы роста прибыли
Рисунок 3.1 – Классификация резервов роста прибыли
Примечание – Источник: собственная разработка.
Важное направление поиска резервов роста прибыли ― снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции.
Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.