ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в)СТРУКТУРАЛИЗМ, направление в гуманитарном знании (лингвистика, литературоведение, этнография, история и др.), сформировавшееся в 1920-х гг. и связанное с использованием структурного метода. В его основе - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений и частичное отвлечение от развития объектов. Структурализм исследует культуру как совокупность знаковых систем. Получил наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида).
36. Категория бытия. Виды и формы бытия. Понятие картины мира.
Бытие - базовая категория философии, означающая существование вообще. Под эту категорию подводятся различные понятия - мир и его явления, человек и его сознание и т.д. Бытие является предметом онтологии. Философия ставит своей целью нахождение подлинного бытия и его осмысления.
А) существовать в физическом смысле означает быть участником взаимодействия
Б) существовать в биологическом смысле- жить, дышать и т.д.
В) сущ-ть в социальном смысле – значит чувствовать, творить, размышлять и т.д.
Г) сущ-ть в философском смысле - значит иметь определённость, выраженную филос. категориями (материя, диалектика, Бог, и т.д.).
Известно что становление философии в Античности проходило в рамках онтологии т.е. в поисках осмысления всего существующего а так же в поисках субстанции бытия. Генезис философии означал: выход разума за пределы опыта т.к . в философии важно не просто констатировать факт бытия т.е понять соотношения бытия с мыслью и насколько достоверна эта мысль. Этот процесс соединения не сводимых как бы понятий в единое, осущест-ся через понятие «бытие».
А) в Античности бытие наполнялось различным содержанием, например, Парменид не различал бытие и мысль о нем, у него бытие - мыслимое, единое, неподвижное, у Демокрита бытие-это атомы, а пустота означала -не бытие, у Платона истинное бытие- это мир духовных сущностей (эйдесов), где достигается душой истинное благо. По Пармениду, бытие – это мыслимое, неподвижное, единое, вечное.
Б) в Средние века бытие отождествлялось с Богом: это существование и сущность, соединяющиеся в Боге.
В) В новое и новейшее время бытие приобретает новое и разнообразное толкование. У Гегеля идеальное бытие приобретает диалектическое содержание, а у Маркса материальное бытие приобретает диалектическое содержание.
Итак, бытие
- это совокупность субъективной и объективной реальностей. Бытие – это абстрактная категория, в которой объединяются по принципу существования все сущее в единстве всех форм существования.
В силу своей абстрактности бытие имеет свою структуру: виды, формы и уровни бытия. Необходимо различать два вида бытия: объективная реальность (это всё то, что существует вне и независимо от сознания человека) и субъективная реальность (это внутренний, духовный мир человека - инстинкты, эмоции, мысли и т.д.)
Уровни бытия: актуальное (действительное) и потенциальное(возможное).
Формы бытия: неорганическая, органическая и социальная.
С категорией бытия связаны многие другие категории, в том числе и «картина мира»- это совокупность теоретических воззрений, доктрин, концепций о происхождении, устройстве и функционировании мира и месте человека в нём (в мире в это).
Различают следующие виды картин мира:
1) религиозно-мифологическая(основана на мифах и религии), следовательно различали индобуддийскую, исламскую, христианскую картины мира.
2) философская картина мира – упорядоченная система знаний в форме идей, теорий, учений, отражающих общее представление о мире и месте человека в нем. (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, пантеизм, гилозоизм и другие).
3) научная картина мира, различается по объёму знаний - общенаучная и частнонаучная.
Общенаучная:
а) классическая (механистическая, Коперник),
б) релятивистская ( Энштейна)-квантовая механика- неклассическая, конец 19 века- нач. 20в.,
в) постнеклассическая картина мира (синергетика) – с 60х годов 20 века по сей день. Основатель- Иван Пригожин.
Частнонаучная картина мира основана на конечных достижениях наук - физики, химии и т.д.
37. Философское понимание материи. Современные представления о строении и уровнях организации материи.
Бытие как предельно широкая и абстрактная категория нуждается в конкретизации, поэтому в философии используют для этого другое важное понятие- материя. Впервые это определение попытался дать Гоббс: это всё то, что воздействуя на наши органы чувств вызывает в нас ощущения. Продолжение этого определения сделал Ленин в работе «материализм и эмпириокритицизм»(1908): Материя- это объективная реальность, существующая независимо от человека и данная ему в его ощущениях. С помощью категории «материя» обозначается многообразие окр. Мира. Весь мир представляет собой движущуюся материю. Основной вопрос философии как раз и решает проблему соотношения материи и духа- что из них первично.
Различают следующие формы материализма в истории философии:
а) стихийный материализм ( до сократический этап, милетская школа, Эпикур, т.е Греция и Китай-я философия).
Б) метафизическая форма (механистическая). Новое время- Гоббс, Декарт, Спиноза.
В) Диалектический материализм- Маркс, Энгельс, Ленин.
Проблемы бытия и материи изучает онтология, причём в домарксистской философии материя определялась как субстанция всех явлений мира и противопоставлялась религиозно-идеалистическому взгляду на мир. В тоже время матер. субстанция понималась как первоматерия, имеющая простейшую структуру и сводимая к неделимым атомам.
Основные атрибуты материи- движение, пространство и время. В зависимости от уровня организации материи различают следующие виды движения материи: физическое, химическое, биологическое и социальное (высшая форма) – общественная жизнь и жизнь человечества.
Пространство- это философ. категория, указывающая на последовательность размещения объектов в мире.
Время- это филос. категория, указывающая на сменяемость явлений и процессов в мире.
38. Идея развития в философии. Диалектика и ее альтернативы.
Учение об изменении развития всех явлений и процессов в окр.мире называется диалектикой. Однако диалектический подход к рассмотрению окр.мира имеет своих противников, поэтому и говорят об альтернативах диалектики: метафизика, эклектика, схоластика, софистика, догматизм.
На протяжении многих веков в философии боролись 2 способа мышления, 2 подхода к пониманию и объяснению мира: диалектика и метафизика.
Метафизика- это противоположный диалектике метод познания и понимания, рассматривающий мир как застывший и не имеющий внутреннего источника развития, а так же она сводит все сложные процессы развития и саморазвития к простейшим, к законам механики.
Эклектика- метод познания, который основывается на совокупности разнородных по сути знаний.
Универсальное свойство материи-это ее детерминированность(обусловленность).
Детерминизм- это концепция устройства мира и принцип мышления, который основывается на принципах всеобщей причинности и строгой закономерности.
Он включает в себя парные категории диалектики: причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость. Необходимо различать детерминизм Нового времени( Спиноза, Декарт, Ньютон), который искал всякую случайность, а базировался на однозначной причинности и необходимости. Современный детерминизм допускает вероятность случайности, что ведёт к статистическому характеру детерминизма. Из него вытекает современная концепция самоорганизации бытия- синергетика (открытые и закрытые системы) (Пригожин и Хакен).
Закон-это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями, событиями, предметами.
По механизму действия различают динамич-е и статист-е законы. Динамические законы характеризуют поведение отдельных изолированных объектов, повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер - законы классич.механики.
Статистич.закономерности имеют форму всего лишь тенденции и проявляются в большом массиве явлений и носят вероятностный характер или закон средних величин ( законы квантовой механики, законы общества).
39.Антропосоциогенез: биологическое и социальное в человеке.
Человек - это великая тайна которая видимо никогда не будет разгадана.Человека изучает много наук и дисциплин, начиная с Сократа("Познай самого себя").Человек является многогранным и противоречивым существом, поэтому его изучают многие социально-гуманитарные дисциплины и в первую очередь философия. В отличии от частных наук философский подход к человеку отличается целостным и систематизированным взглядом от момента антропогенеза до перспектив его бытия. Проблема человека в истории философии:
А) В Античной Греции начало изучения человека было положено этическим рационализмом Сократа. По Сократу идеальный человек, тот, кто стремится к нравственному совершенствованию.
Б) Еще до Сократа в древнем Китае Конфуций создал образ идеального человека, назвав его благородным мужем.
В истории философии сложилось несколько подходов к проблеме происхождения человека:
А) Религиозная точка зрения
Б) Научная точка зрения, согласно которой человек произошел естественным путём.
Б) Философская, где существуют различные подходы. Материализм соглашается с научной точкой зрения о естественном происхождение человека. Объективный идеализм солидарен с мировыми религиями, с христианской в первую очередь.
Г)В настоящее время всю большую популярность завоёвывает версия о космическом инопланетном происхождении человека
Антропосоциогенез -это процесс происхождения человека и выделение его из природы, как социального существа. Априори в человеке заложено два противоположных начала - биологическое и социальное, приобретаемое им. Человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к целенаправленной деятельности.
40.Понятие личности. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
Многогранность и разносторонность человека можно характеризовать с помощью понятий: индивид и индивидуальность, человек и личность. Каждый из нас рождается индивидом - биологическим организмом рода Хомо сапиенс. Индивид- это единичный представитель этого биологического рода. Индивид (биологическое) - человек (биологическое, социальное) - личность (социальное) - индивидуальность.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода хомо сапиенс, биологический организм