Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование конституционной монархии в Англии. «Хабеас корпус акт» 1679 г. «Билль о правах» 1689 г. «Акт об устроении» 1701 г
Государственный строй. В конституционном развитии Англии в XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Парламент является двухпалатным: верхняя (Палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля; нижняя (Палата общин) формируется на основе избирательного права.
Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори — земельный. По загону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах.
С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента. В 1716 г, принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию.
В XVIII в. а Англии начал оформляться кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился также ограничить его деятельность в области исполнительной власти, поставив деятельность министров под свой контроль. Этому способствовал ряд неписаных конституционных правил: а) с середины 20-х гг. XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, что освобождало его членов от непосредственного королевского давления и способствовало формированию должности премьер-министра; б) принцип неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрассигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и Положением 1711 г, о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего Палату общин; в) ограничении королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц; г) в первой половине XVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров пребывает у власти, только пока он имеет поддержку большинства Палаты общин. (В 1782 г. кабинет.Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с
Палатой общин.)
Таким образом, в течение XVIII в. английский кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоял из основных должностных лиц государства и нес коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство
— отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу XVIII в,
Хабе́ас ко́рпус акт (англ. HabeasCorpusAct) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в
1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).
Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого- либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки

законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.
Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении. По получении судебного предписания (мандамуса) хабеас корпус, смотритель обязан был в течение 3—20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных должников.
Правительству предоставлялось право приостанавливать действие акта в чрезвычайных случаях, но лишь с согласия обеих палат парламента и не более, чем на один год. Эта мера практиковалась в очень редких случаях, в Англии и Шотландии она не применялась с 1818 года.
Дополнения в Хабеас корпус акт вносились в 1689 («Билль о правах»), 1766 и 1816 гг.
1) Билля о правах 1689 г. Так, Билль о правах 1689 г. устанавливал, что монарх не имеет права без согласия парламента приостанавливать законы и производить изъятие из них. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне. Ст. 3 декларировала свободные выборы. Провозглашались свобода слова и прений в парламенте. Английская буржуазия и аристократия, наученные опытом правления Стюартов, создавших путем подлогов и подкупа послушный им парламент, заседавший потом неопределенное время, хотели установить точные сроки полномочий данного органа. Систематическое обновление палаты общин создавало некоторые гарантии от подкупа ее властями. Принятый 22 декабря 1694 г. Трехгодичный акт установил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет;
2) Акта о престолонаследии (об устроении) 1701 г. Так, выражением борьбы между тори и вигами явилось издание в 1701 г. Акта о престолонаследии (его еще называют Актом об устроении). Этот закон был направлен против попыток реакционных феодалов восстановить в Англии абсолютизм. В нем предписывалось, что в будущем каждый английский монарх должен исповедовать англиканскую веру. Это исключало использование католицизма в качестве идеологического обоснования самодержавной монархии. Чтобы затруднить образование в парламенте сильной придворной партии, помешать установлению королевского контроля за деятельностью этого органа, закон вводил правило, по которому лицо, занимающее какую-либо платную должность или место, подчиненное монарху и получающее пенсию от короны, не могло быть членом палаты общин. Помилование короля считалось недействительным по делам импичмента. Тем самым палата общин получила в свои руки грозное оружие для контроля за королевской администрацией. Практически судьи стали несменяемы. Все билли приобретали законную силу лишь после одобрения их парламентом. Короли были обязаны управлять страной в строгом соответствии с ее правом. Виги опасались, что Вильгельм
III и его преемники, не являясь уроженцами Англии, смогут, опираясь на преданных им министров- соотечественников, установить в государстве абсолютистский режим. Поэтому постановлялось, что ни одно лицо, родившееся за пределами Англии, Шотландии и Ирландии или принадлежащих им владений (за исключением, когда родители – англичане) даже в случае натурализации не монет стать членом Тайного совета, парламента или занимать какую-либо должность, облаченную доверием.
Решения, принятые Тайным советом, обязательно должны скрепляться подписью того из его членов, кто дал согласие на данную акцию (принцип контрассигнации). Акт 1701 г. устанавливал порядок

престолонаследия: после смерти бездетного Вильгельма III его преемницей являлись Анна Датская, а при отсутствии у последней наследников корона переходила к ганноверским курфюрстам. Виги считали, что на английском престоле должны сидеть невлиятельные немецкие князьки, не представляющие ни малейшей угрозы для парламента.
Билль о правах 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. закрепили принцип верховенства парламента над короной и сформулировали важнейшие институты английского буржуазного государственного права.
БИЛЕТ 44
Развитие парламентаризма в Англии в XIX в. Оформление партийной системы. Избирательные реформы XIX в.
Период с 1832 по 1867 г. называют «золотой эрой» английского парламентаризма. Палата общин сравнительно легко свергала неугодных ей премьер-министров. Такая судьба постигла за эти годы 10 кабинетов. Английский парламент стал стержнем государственной жизни, могучим орудием в руках господствующего класса. После избирательной реформы 1832 г. были проведены некоторые мероприятия, направленные на обновление государственного аппарата, приспособление его к работе в новых условиях. Меры, направленные на создание четко работающего государственного аппарата, принимались в министерствах финансов и военном, а также в адмиралтействе. В 1853 г. создается специальная Комиссия по делам государственных учреждений, а в 1855 г. вводится экзаменационная система зачисления на коронную службу с разделением чиновников по особым разрядам и классам.
Наиболее сознательные рабочие Англии приходили к выводу, что облегчения участи трудящихся следует ожидать лишь от народной власти. Как они рассчитывали, ее можно установить, используя избирательное право. Новую власть рабочий класс надеялся создать путем проведения демонстраций, митингов, подачи петиций парламенту. Эти петиции стали называться «народными хартиями» (по-английски чартер: отсюда чартисты – сторонники хартии).
Чартисты выдвинули шесть требований:
1) равные избирательные округа;
2) отмена имущественного ценза для депутатов;
3) всеобщее избирательное право для мужчин;
4) ежегодные перевыборы парламента;
5) тайное голосование;
6) установление палаты депутатов.
В свете вышеназванных событий в 1867 г. была осуществлена новая избирательная реформа, в результате которой наряду с промышленной и торговой буржуазией получила возможность участвовать в парламентских выборах и рабочая аристократия. В декабре 1884 г. была проведена очередная избирательная реформа. Ее основное значение состояло в том, что право голоса в

графствах было предоставлено лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату 10 фунтов стерлингов в год. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн человек.
В 1832 году парламент принимает «Билль о парламентской реформе». По нему 56 населенных пунктов с числом жителей менее 2-х тысяч человек лишались представительства в парламенте.
Города с числом жителей от 2-х до 4-х тысяч посылали в парламент вместо двух депутатов только одного. Из освободившихся 143 мест в парламенте 78 передаются графствам и 65 мест новым крупным городам. В результате, увеличивается число избирателей, хотя избирательное право получают только плательщики высокого подоходного налога. После реформы партия вигов стала называться либеральной, а тори – консервативной партией.
В 1867 году проводится вторая парламентская реформа. 52 депутатских места передаются крупнейшим промышленным городам и графствам. Избирательное право получили средняя и мелкая буржуазия, а также наиболее обеспеченные слои рабочего класса.
В 1884 и 1885 годах принимаются законы, которые составляли основу третьей избирательной реформы. С 3-х до 5.5 миллионов увеличивается число избирателей (сказался имущественный ценз).
Право участвовать в выборах получили сельскохозяйственные рабочие и мелкая сельская буржуазия, имеющая ценз оседлости 6 месяцев. Упраздняется имущественный ценз для городского населения.
Не получили избирательного права сыновья, жившие в семье, служащие, рабочие и слуги, не имеющие постоянного места жительства. Устанавливается правило «множественности голосов», то есть человек мог голосовать по месту проживания и в месте, где находилась собственность, обеспечивающая имущественный ценз. Были созданы избирательные округа по 50 тысяч избирателей и в стране устанавливается мажоритарная система выборов, то есть когда учитывается относительное большинство голосов. В результате, позиции консервативной и либеральной партий укрепились и они сменяют друг друга у власти попеременно.
По форме правления Великобритания являлась парламентской монархией, однако с 18 века полномочия короля практически переходят к кабинету министров. Укрепляется руководящая роль правительства в отношении парламента, то есть кабинет осуществляет руководство деятельностью парламента. Более того, право законодательной инициативы во 2-ой половине 19 века превращается в монополию правительства. Таким образом, кабинет министров определял направления государственной политики.
Кабинет министров обладал правом издавать правовые акты помимо парламента. Такое правительственное нормотворчество получило название делегированное законодательство.
Объясняется это тем, что в стране не было писанной Конституции, то есть отсутствовали формальные препятствия для законодательных полномочий правительства. Таким образом, кабинет министров оказался во главе законодательной и исполнительной власти. В начале 20 века в парламенте сложилась конфликтная ситуация, поскольку палата лордов состояла из консерваторов, которые могли блокировать законы, принятые палатой общин, где большинство могло быть и у либералов.
Это заставило либеральное правительство поставить вопрос о дальнейшем существовании палаты лордов, но ликвидировать ее они не смогли. Но в 1911 году палата общин принимает «Акт о парламенте», который впервые регламентировал отношения между палатами и порядок прохождения законопроекта через палаты парламента. Этот акт предусматривал упрощенный порядок принятия финансовых законов или биллей, и ограничивал в этом вопросе палату лордов.
Срок полномочий палаты общин был сокращен с 7 до 5 лет, а члены палаты стали получать жалование. Буржуазная Англия долгое время сохраняла старую судебную систему. Только в середине
19 века были созданы новые суды – это суд по разводам и суд по завещаниям.


В 1867 году в судебную систему вводится институт апелляционных лордов, создается верховный суд по гражданским делам. Был создан департамент публичных расследований – учреждение, по своим функциям схожее с прокуратурой.
Парламентским актом 1854 года было установлено, что в качестве источника права признается совокупность прецедентов, для применения которых определяются следующие правила:
1. Высшие суды в своей деятельности независимы от решений низших судов.
2. Суд первой инстанции не может быть связан решением судебного органа равной себе компетенции.
3. Каждый суд должен руководствоваться в своих действиях выводами более высоких судебных инстанций.
4. Апелляционные суды и палата лордов в своей деятельности сообразуются только со своими ранее принятыми решениями.
БИЛЕТ 45
Основные этапы Великой французской революции XVIII в.,«Декларация прав человека и гражданина»
1789 г.
В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства Франции. Крестьянские волнения вскоре перекинулись в города. Королевская власть была вынуждена уступить и 5 мая 1789 г. были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшиеся с 1614 г.
17 июня 1789 г. собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать
Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19