Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности. В ведении комиссии юстиции находились судебные учреждения. Важнейшей задачей комиссии
финансов являлась регулирование денежного обращения. В ведение комиссии общественных
службпередавалась почта, телеграф, пути сообщения. Комиссия просвещениядолжна была ввести всеобщее обязательное бесплатное чисто светское образование. На комиссию внешних
сношений возлагалось установление связей с отдельными районам страны, а при благоприятных условиях – с правительствами иностранных государств. Особое место занимала исполнительная
комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны.
Сохраняя представительный характер высшего органа государственной власти, Совет коммуны соединял в своих руках законодательную и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти.
Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. В результате выборов, состоявшихся 26 марта 1871 года, подавляющее большинство Совета Парижской Коммуны составили рабочие или их представители.
Совет Коммуны был тесно связан с органами государственного управления на местах – окружными муниципалитетами. Депутаты Коммуны, избранные от определенного округа Парижа, возглавляли деятельность муниципалитета данного округа.
Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы
организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. Д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе.Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:
1. Общегражданские суды: а) обвинительное жюри по делам версальцев; б) палаты гражданского суда; в) мировые суды.
2. Военные суды: а) дисциплинарные суды в батальонах; б) суды в легионах; в) общеармейский военно-полевой суд.

Важное место в системе юстиции Коммуны занимала прокуратура, возглавляемая прокурором.
Первоначально в ее задачу входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с Комиссией общественной безопасности она участвовала в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции.
Все звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по наиболее важным делам. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции.
Государство Парижской Коммуны просуществовало чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в
Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.
БИЛЕТ 49
Правовая система Франции в Новое время (Гражданский кодекс1804 г., Уголовный кодекс 1810 г.,
Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.)
Французский гражданский кодекс 1804, Кодекс Наполеона, действующая кодификация гражданского права Франции, оказавшая решающее влияние на развитие гражданского права ряда буржуазных стран. Создавался при непосредственном участии Наполеона. Ф. Энгельс назвал этот кодекс классическим сводом законов буржуазного общества. Включает нормы гражданского, семейного, процессуального, частично трудового права. Уничтожив феодальные привилегии, кодекс закрепил свободу частной собственности, провозгласив это право священным и неприкосновенным.
В нём содержится открытое отступление от принципа формального равенства (например, оговорено формальное неравенство хозяина и работника). Женщины были поставлены в неравноправное положение в семейных и имущественных отношениях, их правоспособность и дееспособность были существенно ограничены.
Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г.
Структура Кодекса.
Кодекс состоял из четырех книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы
различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки
наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Преступлениями являются деяния, которые законы наказывают мучительным или позорящим наказанием.


Вид преступления (наказуемого деяния) определяется в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом. Всего насчитывается
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

три вида наказаний: полицейское (штраф, непродолжительное тюремное заключение и др.), исправительное(тюремное заключение на срок
(исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф) и мучительные и позорящие наказания, когда преступник настолько закоренелый и опасный, что его необходимо наказывать самым суровым образом и надежно изолировать от общества.
В итоге получается следующая классификация: полицейскими наказаниями караются нарушения
(contraventions), исправительными — проступки (delits — деликты), а мучительными и позорящими — преступления (crimes).
Мучительные и позорящие наказаниявключают в себя множество видов и подвидов. Сюда включались: 1. Смертная казнь; 2. Бессрочные каторжные работы; 3. Депортация; 4. Каторжные работы на срок; 5. Смирительный дом (тюрьма строгого режима), иногда с клеймением и конфискацией имущества.
Только позорящие наказания включали в себя следующие: 1. Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832 г.); 2. Изгнание; 3. Гражданскую смерть (гражданскую деградацию) — лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем; лишение права носить оружие и служить в войсках империи; снятие со всех публичных должностей.
Введен новый и подробный раздел о государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный характер
УПК 1808 г. был подготовлен и вступил в силу одновременно с УК 1810г. — с 1 января 1811 г.
(первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.
Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.
Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда
активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.
УПК ввёл смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство. Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья мог сам производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия. На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось на основе принципа гласности, устности и состязательности.
Обвинение в суде поддерживал не следственный орган, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Система судебных инстанций и институтов для обжалования:

Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела). По кодексу мировой судья и мэр выполняли функции полицейского судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными стражниками (ст. 9).

Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела) Он же исполнял функцию трибунала исправительной полиции по делам о проступках или деликтах.

Апелляционный суд – пересмотр решений трибуналов по существу.
Серьёзные преступления рассматривались с коллегией присяжных. Они выбирались из граждан в возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определённых социальных групп, перечисленных в кодексе в ст. 382. Никто не может быть присяжным в деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383.). Список присяжных составлял префект.

Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.
БИЛЕТ 50
«Новый курс» Ф.Рузвельта и развитие социальногозаконодательства в США в первой половине XX в
За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли.
Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия: сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%;
• расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48%;
• разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;


• массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.
При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих.
Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений старого уклада жизни.
Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у власти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкротство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кандидата от Демократической партии.
Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название "Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:
• Закон о банковской деятельности и Закон об обращении ценных бумаг:
Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.
Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры:
• запрещен вывоз золота за границу;
• проведена девальвация доллара;
• укрупнена банковская система;
• крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.
1.В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы
Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений.
Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.
Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в
1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.
2.Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое