Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс. Он осуществлялся в одинаковых формах для уголовных и гражданских дел и носил состязательный характер. Суд возбуждал дело только по инициативе истца. Стороны были равны в правах. Процесс носил состязательный характер, был устным, гласным и отличался формализмом. Применялись три вида доказательств. Первый - соприсяжники — это родственники, соседи и друзья подсудимого. Второй — свидетельства очевидцев. Третий — ордалии («суд Божий»}.
Судья и заседатели выбирались на собрании свободных людей. Позже выборный суд постепенно заменяется королевской администрацией.
БИЛЕТ 17
Сеньориальная монархия во Франции. Центральное и местное управление.
Процесс феодализации во Франции привел к разрушению государственного единства, распылению политической власти в обществе, когда феодальная иерархия заменила собой прежние государственные институты. Государственно-правовой порядок уступил место частноправовому.
Теперь уже не было ни государственной налоговой системы, ни государственной военной службы, ни государственного суда. Все стало частным, сеньориальным.
Сеньориальная монархия – это форма государства, основанная на системе вассально-ленных отношений. Она предполагает разделение государственной власти между монархом и его вассалами, установление частноправового порядка управления и суда, раздробление страны на отдельные сеньории. Особое положение среди сеньоров Франции занимал сам король.
Королевская власть при сеньориальной монархии. Формально король считался верховным собственником земли во Франции. Фактически же под его контролем находилась лишь земля, входившая в состав королевского домена.
В отношении разных частей домена монарх пользовался разными правами. В отношении одних ему принадлежал весь комплекс сеньориальных прав, в отношении других только право суда, которое обычно было определяющим при отнесении той или иной территории к домену.
Король не был самым крупным землевладельцем. Поэтому династия, основанная выборным королем Гуго Капетом, испытывала сильную конкуренцию со стороны других могущественных

сеньоров королевства. Чтобы не потерять власть, Капетинги проводили избрание и помазание на царство своих преемников еще при жизни правящего короля. Это позволило сохранить династию на престоле, а позднее утвердить и наследственный принцип передачи власти.
Местное управление в домене осуществлялось через особых должностных лиц, называемых превó.
Должность прево появилась в XI в. и была наделена широкими полномочиями: прево осуществлял судопроизводство, собирал подати, созывал феодальное ополчение. В его подчинении находился особый округ – превотаж. Особенность данной должности в том, что она отдавалась на откуп. Сумма откупа соответствовала доходам от превотажа и устанавливалась на торгах. Откупщик-прево, стремясь затем восполнить внесенную сумму, мог эксплуатировать право взимания податей и других сборов в свою пользу. Полученные в результате доходы могли превосходить сумму откупа. Таким образом, прево был агентом королевской власти и одновременно преследовал свои частные интересы, не всегда совпадавшие с интересами короля.
Крупные сеньории Франции копировали в меньшем объеме устройство самого королевства. Сеньоры имели свои сеньориальные домены, передавая остальную часть владений вассалам.
В доменах управление осуществлялось посредством сеньориальных курий, личных слуг и прево подобно королевскому домену.
БИЛЕТ 18
Образование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
Образование сословно - представительной монархии.
В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно- представительной монархии неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процесса политической Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер.
Короли лишили их:
- права собирать налоги на политические цели;
- права устанавливать новые косвенные налоги;
- права чеканить монеты;
Было ограничено сеньориальное законодательство.
Но, на пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти - было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. Несколько веков были разногласия между французской короной и церковью и, тем не менее, верх одержала королевская власть над духовной.


Победа французской короны над римским папством сопровождалось в XIV - XV в.в. неуклонным возрастанием авторитета королевской власти.
Выдвинутая в 1303 году формула: "король является императором в своем королевстве", подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могло преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Генеральные штаты 1302 г. Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной государственно-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое государство. Начинаются созываться собрания представителей от сословий.
На обсуждении собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и, прежде всего, вопросы налогов. Регулярные денежные поступления позволяли правительству сформировать профессиональную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления.
Первые собрания сословного представительства - штаты - возникали в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодические созывавшиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов в соответствующих провинциях. На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля.
В 1302 г. впервые было созвано общее французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами, в отличие от штатов в отдельных провинциях.
События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские, городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.
Каждое сословие было представлено отдельной палатой:
- 1-ая палата состояла из высшего духовенства,
- 2-ая палата состояла из представителей дворянства,
- 3-я палата состояла из депутатов, которых выбирало «третье сословие».
Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос.
Генеральные штаты созывались по усмотрению короля.
Великий мартовский ордонанс 1357г. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но были моменты, когда "третье сословие" могло добиться больших прав, чем

право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известный как Великий мартовский ордонанс 1357 г.
В соответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны были проводиться 2 раза в год. Для их созыва не требовалось предварительной санкции короля. Генеральные штаты
- не только имели исключительное право на введение новых налогов,
- но и контролировали расходы правительства.
- Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну.
- Они назначали специальных советников короля.
Но после победоносного завершения Столетней войны, когда королевская власть укрепилась, значение Генеральных штатов падает.
В последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал совет
нотаблей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотаблей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.
БИЛЕТ 19
Абсолютная монархия во Франции XVI-XVIII вв. Государственный аппарат. Центральное и местное управление. Судопроизводство.
Реформы Ришелье и Кольбера. Становление абсолютизма в 16 в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли.
Усиление королевской власти. Верховная политическая власть всецело переходит к королю. Для этого было необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию. Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля
Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Реформы:
• расширение компетенции назначенных из чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, руководство местной полицией;
• отменил дуэли;
• объединил территорию Фр.;

• урезал права парламента;
• реорганизация армии;
• развит промышленности и торговли.
При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.
В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Старые государственные должности ликвидируются. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.
Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем
Генеральный контролер финансов. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела.
Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.
Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности
(например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала.
Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д.
Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизация судебной системы, она оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др. Крайне запутанной была и система королевских судов. Сохранились суды в бальяжах. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. В 1552 г. были созданы особые апелляционные суды в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.


БИЛЕТ 20
Правовая система средневековой Франции
Источники права. В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы.
Важнейшим источником права был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать
Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу.
На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи
(кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.Обычаи складывались в устной форме
(отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции,. стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".
БИЛЕТ 21
Особенности раннефеодальной монархии в Англии. Образование англо-саксонских государств
После ухода в V в. римлян на Британские острова начинаются вторжения с континента германских племен англов, саксов и ютов. Кельты были оттеснены в Шотландию и Уэльс. B VII в. у англосаксов образуются 7 раннефеодальных королевств. В начале IX в. королевство Уэссекс подчинило себе все остальные, и образуется единое государство Англия. Факторы объединения: подавление сопротивления завоеванных народов, принятие христианства (VII в.) и борьба против нашествия скандиндинавских племен (IX-XI вв.)
Общественный строй. Развитие общественного строя происходило так же, как и у франков, но медленнее. В VII в. выделяется родоплеменная знать (эрлы), противостоящая крестьянам- общинникам (кэрлам), а также полусвободные леты и домашние слуги-рабы. В IX-X вв. происходит усиление процессов феодализации. Этому способствовали иммунитетные пожалования короля в пользу родовой знати. В законодательном порядке осуществляется принудительная коммендация: каждый человек должен был иметь глафорда (лорда), чья власть распространялась и на личность и на имущество. Запрещался самовольный уход от своего господина. Наряду с родовой знатью