Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существовала служилая знать из королевских дружинников (тэнов), получавших за службу земельные участки. Из обедневших кэрлов формировалось зависимое крестьянство. Из завоеванного населения - рабы.
К XI в. оформление системы феодальных отношений находилось ещё в начальной стадии. Король был верховным собственником всей земли и мог ограничивать иммунитеты и конфисковывать земельные пожалования. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства (особенно на северо- востоке).
Государственный строй. С завоеванием Британии родоплеменные органы превращаются в государственные. В VII-VIII вв. происходит возвышение королевской власти над родовой знатью.
Король в это время был прежде всего военным предводителем, но ещё выборным. У короля было право высшего суда. B IX-X вв. наблюдается укрепление королевской власти: король приобретает монопольное право чеканки монеты, введения пошлин, взимания натуральных поставок от всего населения. Король осуществляет вмешательство во внутриобщинные отношения, и даже в споры между феодалами. Одновременно происходит концентрация политической власти в руках отдельных феодалов в ограниченных масштабах и под контролем королевской власти.
Королевский двор был центром управления страной, а дружинники - должностными лицами государства. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией.
Вместо народного собрания появляется "совет мудрых" (уитанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX в. в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция уитанагемота была довольно широкой: вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно отстраняла совет знати от решения наиболее важных вопросов.
Местное управление. Характерным было сочетание сильной королевской власти с общинным самоуправлением. Основная территориальная единица - графство, в которое включались сотни. Во главе графства находился назначаемый королем с согласия знати элдормен (на нем было руководство вооруженными силами), а также личный представитель короля - герефа (мог быть управляющим определенного округа, города). В VIII-X вв. ему передают полицейские и судебные полномочия, сбор налогов.
На местах большую роль играли собрания графства и сотни из всех свободных землевладельцев округи, а также старост общин, священников и выборных сотенных старшин. Собрания были судебными и отчасти административными органами, рассматривали местные дела.
Низшей территориальной единицей была сельская община. На собраниях из всего взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершенные на их территории.
Армия и суд. Армия состояла из дружин и народного ополчения, состоявшего из всех свободных граждан. Каждое графство направляло половину населения в ополчение, а вторая половина возделывала поля. На каждом графстве лежала обязанность снаряжения определенного количества кораблей с экипажем.
Высший суд - суд короля. Собрания графства решали все уголовные и гражданские дела на территории графства (председатель - элдормен). В них же рассматривались жалобы на судебные

решения сотен. Постепенно выделяется коллегия из 12 старших тэнов (наподобие рахинбургов у франков).
БИЛЕТ 22
Норманнское завоевание Англии в XI в. Централизованная сеньориальная монархия в
Англии.
В 1066 г. Англия была завоевана норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Королевская власть была значительно усилена. Бароны и рыцари не только несли военную службу, но и платили королю денежные взносы.
В течение периода централизованной сеньориальной монархии (XI – ХП вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность английского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти.
Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое средних и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относительный и временный характер, так как они сами стремились к самостоятельности. Тем не менее, при оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает
Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись ("Книга
Страшного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии.
Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные – вилланы, оставшиеся - как фригольдеры: для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда
(сеньориальная юстиция); фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставлявшееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравнительно низкой).
Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, раздела и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах.
БИЛЕТ 23
«Великая хартия вольностей» 1215 г
Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного вынуждает идти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса становится
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Великая Хартия Вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215г.
По форме хартия, принятая под давлением целого блока разнородных общественных сил, была обращена ко всем свободным людям Англии . Крепостным крестьянам она не давала ничего, но число их в Англии все больше уменьшалось, в то время как число горожан, мелких вассалов и небогатых фригольдеров (свободных крестьян) быстро увеличивалось.

Для свободных крестьян хартия предусматривала закрепление суда равных; меры, благоприятствующие развитию торговли, в том числе право свободного въезда и выезда из Англии, подтверждение древних прав городов и др.
Однако в большей степени хартия была посвящена гарантиям прав феодалов. Она закрепляла права свободы английской церкви, определяла ту службу, которую феодалы должны нести, права короля по созыву ополчения, по наследованию и т.д. Эти гарантии защищали феодалов от произвола короля и его чиновников, например, при сборе налогов, установлении наказаний.
Хартия также ограничивала королевскую власть в финансовой, политической и судебной областях.
Финансовая сфера – ограничения в установлении налогов.
Хартия предусматривала контроль над финансами советом королевства. Такой совет состоял из крупных английских феодалов. Совет предполагался как обычный феодальный съезд, а не представительный орган всех слоев населения. Хотя в дальнейшем 12 и 14 статьи послужат юридической базой для создания органа сословного представительства – парламента.
Политическая сфера(статья 61) – королевская власть была ограничена советом 25 баронов, избираемыми крупными феодалами, в случае, если король будет нарушать постановления хартии.
Совет получил право всеми средствами, вплоть до применения вооруженной силы (но не посягая на личность короля и его семьи) заставить короля выполнить постановления хартии.
Судебная область(статьи 39 и 40) – попытки пресечь злоупотребления и произвол королевской администрации и королевского суда. Статья 39 гласит, что «НИ один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен имущества ….. иначе, как по законному приговору равных его или по закону страны». В статье 40 записано: «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их»
Статьи, посвященные охране личных прав свободных людей и нормальному осуществлению правосудия, хотя и не распространялись на крепостных, но имели прогрессивный характер.
БИЛЕТ 24
Сословно-представительная монархия в Англии. Возникновение парламента
Во второй половине ХIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.
Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. В Англии процесс сплочения феодалов в сословия происходил в специфических условиях: ленная иерархия не получила здесь широкого разветвления; сословно- политические отношения в первое время осложнялись этническими различиями (они исчезли к концу
XII в.); феодальная знать со времени завоевания находилась в сильной зависимости от королевской власти и не могла создать замкнутых территориальных владений; усилившаяся королевская власть

рано лишила магнатов иммунитетных привилегий. Но высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.Английское дворянство уже в XIIIв. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Интересы дворян — рыцарей и джентри (новое дворянство)— сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно. 11 июня 1258 г. вооруженные бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название «бешеного парламента», предъявили королю петицию из 29 пунктов. Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями. Этот акт передавал всю власть в руки 15 баронов, полностью контролировавших короля и назначавших и смещавших всех высших должностных лиц.
Три раза в год должен был созываться парламент, в котором, кроме «совета пятнадцати», должны были заседать 12 баронов в качестве выборных от общины (под общиной подразумевались те же бароны).
Союзникам по движению были сделаны ничтожные уступки: дано обещание провести по всей стране расследования о злоупотреблениях королевских чиновников, запретить судьям брать взятки, обеспечить выборность шерифов, поверхностно было сказано об улучшении положения Лондона и других городов.
Итак, в 1258 г. баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215 г.,— установить свое господство. Бароны, в ходе этого восстания, разработали и приняли Оксфордские провизии. Ими устанавливалось, что ежегодно независимо от воли короля должен собираться совет из 27 баронов
(Парламент), часть этого совета – Совет Пятнадцати – будет постоянно действующим органом контроля за деятельностью короля. Кроме вопросов налогообложения, совет должен был иметь право назначения всех высших должностных лиц Англии.
В рамках этих Оксфордских провизий, бароны боролись за свои интересы, пытаясь переложить все бремя налогов на обычное население.
И в противовес им, горожане и рыцарство разрабатывают свои, Вестминстерские провизии. Часть баронов во главе с Симоно де Ванфором нашли компромиссный вариант: приняли эти провизии. В
1265 году, в целях выработки конституции, Симон де Ванфор созвал Парламент, состоявший теперь не только из баронов, но и горожан – по два от города, и рыцарей – по четыре от графства. В 1295 г. король Эдуард I созвал парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.
Парламент созывался достаточно постоянно. Король вынужден был в данном случае уступить в том, что налоги не будут взиматься без согласия с Парламента, а казначеи, избранные Парламентом, будут осуществлять контроль собранных средств.
Структура английского парламента определилась не сразу сначала титул лорда переходил от отца к сыну по наследству. Долгое время Парламент заседал совместно, с преобладанием баронов.
В 14 веке бароны стали заседать в отдельной Палате Лордов, право заседать там стало наследственно. Рыцари стали заседать совместно с горожанами, составив Палату Общин.
Основная законодательная власть все же была сосредоточена в руках королях.
Где-то в тот же период окончательно оформляется и местное самоуправление: собрание графств.


С 14 века вводится институт мировых судий, они назначались королем, был очень высокий имущественный ценз.
Уголовные дела мировые судьи рассматривали с особым составом присяжных заседаний (малое жюри). Он уже был ближе к современному суду присяжных. Предварительным следствием занималось- большое жюри.
Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая — источник его политического влияния и могущества. В XIV в. было поставлено в зависимость от согласия парламента взимание и косвенных налогов. Одновременно с финансовой функцией парламент приобретает судебную. Высокий суд парламента был олицетворением справедливости. Судебная функция палаты общин выражалась в возможности обвинять высших должностных лиц государства в злоупотреблении своими обязанностям. Основной формой парламентской деятельности были петиции. В них палата общин излагала просьбу об изменении существующих прав или об установлении новых. При поддержке петиций палатой лордов и королем они становились основой для издания соответствующего закона.
При таком порядке нельзя говорить об активном участии нижней палаты в законодательном процессе. Постепенно под давлением палаты общин процедура принятия закона была изменена. От петиций перешли к биллям. Теперь палата общин не просила, а предлагала готовый законопроект.
Итак, к XV в. сложилась структура английского парламента, постоянной стала должность спикера
(председателя нижней палаты), определились функции парламента, утвердились некоторые процедуры его работы. Например, был установлен принцип свободы слова, короли не вмешивались в дебаты, происходившие в палатах. Члены парламента обладали неприкосновенностью, они не могли быть арестованы в течение сессии и 40 дней после ее окончания.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что английский парламент был значительно совершеннее других сословно-представительных органов европейских государств.
БИЛЕТ 25
Особенности английского абсолютизма в XV-XVII вв. Центральные и местные органы управления
Английский монарх должен был действовать в рамках общего права королевства и соблюдать законы страны. Свою власть король осуществлял вместе с парламентом, органом сословного представительства. Монарх рассматривался как неотъемлемая часть парламента, как одна из его корпораций (estates) наряду с корпорациями общин, светских и духовных лордов. В отличие от
Франции монарх в Англии также не располагал большой вооруженной силой, здесь не было создано разветвленной бюрократии. По-прежнему сохраняло свои позиции местное самоуправление.
Усилению королевской власти в Англии XV–XVI вв. способствовал ряд факторов. Прежде всего, оказала воздействие Война Алой и Белой розы 1455–1485 гг. – династическая война между
Ланкастерами и Йорками. В результате войны на престоле утвердилась новая династия, связанная родственными узами с обеими династиями – Тюдоры (1485–1603). Другим фактором, который способствовал укреплению абсолютизма, стала Реформация церкви в Англии XVI в. Начавшись как личное противостояние короля Генриха VIII и папы римского Климента VII (из-за несогласия папы на