Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако для такого молодого института он уже приносит достаточно хорошие результаты, оказывая помощь населению, ежегодно увеличивая показатели рассмотрения жалоб и их удовлетворения. Институт старается приспосабливаться к изменяющимся условиям, законодательству, стремится развиваться и делает это достаточно успешно. Использует все методы и средства, которые ему даны, для реализации поставленных целей.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:

Проанализировав законодательство, мы сформулировали понятия «институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» и «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации».

Таким образом, Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – это 1) государственный орган, 2) совокупность правовых норм, регулирующих сферу общественных отношений, связанную с защитой прав и свобод человека и гражданина от незаконного посягательства на них, влекущего их нарушение. Данная совокупность правовых норм осуществляет регулирование посредством установления обязательных структурных элементов системы, которые снабжены необходимыми правами, обязанностями и гарантиями, необходимыми для осуществления задач, стоящих перед институтом.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - это специально избираемое должностное лицо, действующее в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, основной задачей которого выступает работа с гражданами Российской Федерации, а также с иностранцами и с лицами без гражданства, права которых были нарушены неправомерными действиями органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, что привело к невозможности для пострадавших от незаконных действий в должной мере осуществлять свою правосубъектность. Уполномоченный по правам человека обеспечивает соблюдение принципов правового социального государства присущими ему методами.

Также мы определили, какое место в правовой системе Российской Федерации занимает институт Уполномоченного, исходя из анализа нормативных правовых актов и мнений исследователей. В результате мы поняли, что этот институт является независимым государственным органом, реализующим свои полномочия в рамках закона. Он обладает своими особыми характеристиками, позволяющими ему действовать независимо и эффективно, независимо от политической ситуации в стране и других факторов
, направляя все усилия на свою первичную цель: защиту прав и свобод человека и гражданина присущими ему методами. Институт Уполномоченного по правам человека призван реализовывать и защищать положения Конституции. Он занимает такое место в государстве, которое позволяет ему быть достаточно близким как к народу, так и к государственному аппарату.

Однако, мы пришли к выводу что несмотря на то, что деятельность Уполномоченного регламентирована, одна часть норм закона носит противоречивый характер и ее соответствие действительности можно оспорить, а другая отличается таким недостатком, что не наделяет Уполномоченного тем массивом прав и обязанностей, которые позволили бы ему качественно выполнять возложенные на него задачи. Все это ведёт к тому, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не в полной мере следует целям, ради которых создан, не имеет независимости и доверия со стороны населения. Несмотря на то, что институт постоянно развивается, предпринимает меры по защите прав и свобод, рассматривает большое количество жалоб, число положительно разрешенных проблем составляет лишь 3% среди общего числа поступивших жалоб. Эти статистические данные как раз свидетельствуют о том, что такая проблема института, как отсутствие у должностного лица властных полномочий, права издавать указы, вместо рекомендаций, снабжая их невыполнение санкциями, стоит достаточно остро и мешает институту защищать основополагающие ценности, поддерживать статус социального правового государства.

Однако при анализе результатов деятельности Уполномоченного по правам человека за несколько лет стала заметна тенденция к улучшению всех показателей деятельности, что говорит о том, что институт имеет хороший потенциал к развитию, важно лишь законодателю помогать ему в этом, устраняя проблемы. Мы также выяснили, что институт имеет достаточно совершенную внутреннюю организацию, направленную на распределение полномочий и повышение эффективности. Он состоит из Уполномоченного по правам человека, его аппарата, Экспертного совета и Координационного совета. Аппарат Уполномоченного включает в себя Управления и должностных лиц, работающих в них. В результате, выполнив все задачи, поставленные перед написанием работы, мы смогли достичь цели: мы изучили правовую природу института Уполномоченного по правам человека, определили суть и особенности его деятельности.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации достаточно молодой и только набирает свою значимость, но несмотря на это он признан Европейским сообществом и продолжает развиваться, увеличивая с каждым годом количество рассматриваемых обращений. Несомненно, он нужен и важен для граждан и государства в лице его органов. В современных правовых системах стран мира институт омбудсмена, по справедливости, считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 1 1- ФКЗ, от 14.03.2020 № 1- ФКЗ)// Российская газета.– 1993.– №237.; Собрание законодательства РФ.– 2020 . –№ 31. –Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. –1997. –№ 9.; Собрание законодательства РФ. -2020. –№ 46.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021)// Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 46. –Ст. 4532; Российская газета. –2021. –№ 145.

4. Распоряжение Уполномоченного по правам человека в РФ от 13.10.2016 № 67 «Об Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Бюллетень Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. –2016. –№1.

5. Распоряжение Уполномоченного по правам человека в РФ от 23.10.2017 № 93 «Об утверждении Положения о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://ombudsmanrf.org/ ombudsman/content/polozhenie_ob_apparate_upolnomochennogo_po_pravam_cheloveka _v_rf

Электронные ресурсы

1. Зражевская,Т. Д. Эффективность института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] /Т.Д.Зражевская // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2021. – №4 (80). – С.125 - 133. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effe ktivnost-instituta-upolnomochennyh-po-pravam-cheloveka-v-subektahrossiyskoy-federatsii

2. Ищук, В.Г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: правовая основа, полномочия и пути повышения эффективности деятельности [Электронный ресурс]/ В.Г.Ищук // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2020. – №3(89). – С. 38 - 43. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upolnomochennyy-po- pravamcheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-pravovaya-osnova-polnomochiya-i-putipovysheniya-effektivnosti

3. Кудрина, М.В. Место института уполномоченного по правам человека в механизме государственно- правового регулирования [Электронный ресурс]/ М.В.Кудрина //Вестник Поволжского института управления.– 2007.– №12.– С.92 - 97. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/articl e/n/mesto-instituta-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-mehanizmegosudarstvenno-pravovogo-regulirovaniya


4. Милосердов, А.С. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ и его место в механизме реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]/А.С.Милосердов //Образование и право. – 2020. – №5. – С.69 - 75. – Режим доступа: https://cyberlenink a.ru/article/n/institut-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiysko y-federatsii-i-ego-mesto-v-mehanizme-realizatsii-konstitutsionnyh-prav-isvobod

5. Набиев, А.В. Конституционно - правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и направления его совершенствования [Электронный ресурс] /А.В.Набиев // Academy. – 2016. – №7 (10). – С.42- 48. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsi onno-pravovoy-status-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoyfederatsii-i-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya

6. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ombudsmanrf.org/ Рашидов, Ш.М. Становление института уполномоченного по правам человека в РФ: история и современность [Электронный ресурс]/ Ш.М.Рашидов //. – 2018. – №2. – С.46 - 50. – Режим доступа: https://cy berleninka.ru/article/n/stanovlenie- instituta-upolnomochennogo-po-pravamcheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-istoriya-i-sovremennost/viewer

7. Телятникова, Л.Л. Институт уполномоченного по правам человека в РФ.[Электронный ресурс]/ Л.Л.Телятникова // Инновационная наука.– 2016.– №6.– С.177 - 181.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/institut- upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoyfederatsii/viewer

8. Хаманева, Н.Ю. Конституционно- правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ [Электронный ресурс]/Н.Ю.Хаманева //Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2008. – № 6. – С.87- 99. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsion no-pravovoy-status-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoyfederatsii/viewer

1 Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.r u/article/n/stanovlenie-instituta-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoyfederatsii-istoriya-i-sovremennost/viewer ( 15.10.2021)

2 Хаманева, Н.Ю. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ// Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008.№6.С.1. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kons titutsionno-pravovoy-status-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoyfederatsii/viewer (16.10.2021)

3 См:Кудрина, М.В. Место института уполномоченного по правам человека в механизме государственно- правового регулирования//Вестник Поволжского института управления.2007.№12.С.2.Электронный ресурс.Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ mesto-instituta-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-mehanizme-gosudarstvennopravovogo-regulirovaniya ( 18.10.2021)

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ, от 14 .03.2020 № 1- ФКЗ)// Российская газета.1993 г. №237.;Собрание законодательства РФ. 2020 г. № 31. Ст.2.


5 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020).// Собрание законодательства РФ. 1997. № 9.; Собрание законодательства РФ, 2020. № 46. Ст.36.

6Кудрина, М.В. Указ.соч.С.2.

7 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020).Ст.1

8 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; СЗ РФ. 2016. № 5. Ст. 552. (18.10.2021)

9 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. 1999. № 22-23. , принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 16 декабря 1966 г. Международный Пакт от 16. 12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12.1994., иными международными договорами. (18.10.2021)

10Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации" // Российская газета. 2000. № 244; РГ. 2014. № 59. (18.10.2021)

11 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации" // Парламентская газета. 27 декабря 2000 г.; Российская газета. 2014. № 59. (18.10.2021)

12 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757; СЗ РФ. 2014. № 11. Ст. 1094. (05.11.2021)

13 Федеральный закон от 24. 06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; СЗ РФ. 2015. № 45. Ст. 4587. (05.11.2021)

14 Федеральный закон от 10. 01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации" // Российская газета. 2003. № 6; РГ. 2015. № 157. (05.11.2021)

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05. 08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; СЗ РФ. 2016. № 11. Ст. 1480. (05.11.2021)

16 Федеральный закон от 20. 03.2001 № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1140; СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249; РГ. 2016. № 47. (05.11.2021)